Конспект урока обучения грамоте"Буквы Ж ж и звук [ ж]" и мультимедийная презентация для нетбука
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Юдина Татьяна Вениаминовна

Урок в 1 классе в период обучения грамоте. Урок интересный, содержит много занимательного материала. Презентация для нетбука поможет детям закрепить изученный на уроке материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_bukva_zh_i_zvuk_zh.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока:  Звук [ ж], буква Ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:     образовательные:

  • познакомить  с буквой  Ж   и звуком   [ж];
  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

                         развивающая:

  • развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое,  наглядно – образное мышление;
  • развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
  • развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

                         воспитательная:

  • воспитывать интерес к чтению;
  • привитие навыков культурного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

      Формы обучения:

  • фронтальная работа;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.

 Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у нас девиз?

   Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Ребята, послушайте стихотворение В. Лунина и определите, какой звук чаще повторяется.

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Шлепанье легкое…

Кто это –гном?

Ш-Ш-Ш! Там, за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Вспомните слова,  в которых есть звук [ш]?

Дайте характеристику звуку [ш]

Учебник, с.23

Прочитайте текст «Шум, Машина и Тишина» с. 23

 Привило  ШИ пиши с буквой и

 

Скороговорка с Ш

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Ответы

Согласный , твердый,

глухой, парный

Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.

4.Построение

проекта выхода из затруднения “Открытие” новых знаний. Знакомство с новым звуком.

5 Знакомство с новой буквой.

V. Физминутка.

VII. Первичное закрепление знаний.

Физминутка для глаз

Итог урока

 Ребята, какое сейчас время года?

Слово зима-  ассоциации ( снеговик, игры на улице, коньки, Новый год)

  Значение слова по словарю Ожегова Снежинка- - пушинка, кристаллик снега
Пример: Порхают снежинки.

- О чем думает снежинка, когда летит?

Учитель читает стихотворение

“Снежинка”

Светло-пушистая
Снежинка белая.
Какая чистая!
Какая смелая!  …….

Учитель: Проговорите слово “снежинка” .

 Найдите в нём звук, с которым мы ещё не знакомы.   Произнесите его.

Учитель: Сформулируйте тему урока, закончив предложение, записанное на доске.

Дети: Звук…(“ж”) и буква, которая его обозначает.

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема.  К нам пришла телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем  его особенность.  

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в группах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

- Ребята, посовещайтесь в группах, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы,

подготовьте характеристику звука [ж]  по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

3. Представление результатов исследования.

 А сейчас послушаем представителей от каждой группы, которые расскажут о результатах своих исследований.  

Учитель: Что нужно узнать о звуке?

 Назовите  новый  звук. [ж]

Мы можем его петь- нет

Значит  звук [ж]  – согл.

   Приложите ладошки к ушкам. Произнесите звук.     Звенит в ушах? Значит звук [ж] какой?

Попробуйте произнести его мягко Получается? Может ли звук [ж] быть мягким?

Учитель: Красавица снежинка нежная и мягкая. А вот слов, где бы наш новый звук был мягким, мне не удалось найти. Придумайте вы такие слова, чётко интонируя звук.

Дети называют разные слова с новым звуком.

 Электронное приложение
Звуко-буквенный анализ слова

Снежинка

Учитель: Смогли ли вы придумать слова с мягким звуком?

Дети: Нет.

Снежинка наша не только красавица. Это очень интересное явление природы.

Чем интересны снежинки, можно узнать из текста. Прочтите его.

  1. Снежинки не всегда бывают белыми. Бывали случаи, когда на земле выпадали снежинки красные, синего и жёлтого цвета. Происходило это из-за присутствия пыльцы, которая находилась в воздухе перед тем, как начал падать снежок.

По снежинкам можно предсказывать погоду. Если на землю падают маленькие снежинки, будет холодно. Если падают большие снежинки, будет тепло.

Учитель: Что интересного узнали о снежинках? Какого цвета могут быть снежинки?

 От чего это происходит?

 Как по снежинкам можно определить погоду?

Прочтите слова , родственные слову снежинка:

 снежок

снежный

снежинка

подснежник

заснеженный

Учитель: Дайте полную характеристику звуку[ж]

Учитель: Пока мы гуляли по лесу, в окошко влетел ветер и перепутал все буквы, но в нашем классе есть предмет, на который похожа буква, обозначающая звук [ж] Он поможет отыскать нам новую букву. На что же она похожа?

Дети: На снежинку.

Учитель: Я буду показывать буквы, если покажу ту, похлопайте ей. С, Х, Ш, Ж. Как она называется?

Стала снежинка буквою  Ж.

Солнце её не растопит уже.

Буква  Письменная, печатная, заглавная, строчная.

Лента букв

Учитель: С какими гласными дружит  [ж]? Как будем читать её? Почему?

 Слоги(электронное приложение)

Дети: “Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.

Учитель: Прочти слоги хором.

Обратим внимание на слоги

Жи, же, жё

Учитель: Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными

э, ы, я, ю.  Они отказались стоять после “ж”.

Учитель: Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место? Сформулируй правила правописания.

Дети: Жи пиши с гласной и,

же – с гласной е.

Учитель: Мы сейчас отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобиться полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет и почему именно он нужен сегодня на уроке?

Дети: Учитель: Мы – лыжники. Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых, есть звук “ж”. Если нового звука не услышим, то едем дальше.

лиса, заяц, медвежата, ель, ёжик, подснежник,, осинка, кедр. дятел, берёзка, снежок (Дети изображают движение на лыжах.)

Учитель: Какой звук нужно было услышать? Дайте ему характеристику.

Учитель:

  Знакомство с буквой Ж

          Пропись

Сравните строчную печатную и письменную букву ж

Работа в прописи.

- Произнесите, как жужжит жук.

С.24. Кто из вас знает сказку «Дюймовочка?

Как одним словом можно назвать жуков, стрекоз, бабочек, комаров? Насекомое( 6 ножек)

Какую пользу приносят насекомые?( перелетают, опыляют)

Какой вред приносят человеку?

-   Кусают, переносят болезни, поедают урожай.

Как понимаете пословицу «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»?

-

Пословица внизу

 Жук- слайд

Звуко- буквенный анализ слова жук

Письмо в тетради слова жук

Снеговик!!!

 Работа с Нетбуками( презентация)

Давайте подведем  итог…

- Я довольна, как работали сегодня …

- А теперь хотелось бы услышать ваши впечатления

Мне понравилось …

Я хотел бы …

Самооценка

- Возьмите на парте снежинку и прикрепите ее  возле  нашего снеговика в  зависимости  от того, как вы поработали:  

Очень хорошо  – над снеговиком  

Хорошо – возле второго кома

 Не доволен  – возле первого кома

                                                                         

 

Ж

Дети: Согласный он или гласный; если согласный, то твёрдый или мягкий; звонкий или глухой.

Согласный

Звонкий

Твердый

Дети: Звук “ж” согласный, твёрдый, звонкий.

Это лыжи, потому что в этом слове есть звук “ж”.

Познавательные: логические: 

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обучение грамоте" Буквы О - Ё и звук о" УМК "Школа 21 век"

Данная презентация разработана для урока Обучение грамоте УМК "Школа 21 век"...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе .Тема: "Звук[ж], буква ж".

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Звук[ж], буква ж".Планируемые результаты:предметные:-уметь дифференцировать и распознавать изученный звук,писать строчную букву ж,...

конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласные звуки [с], [с ’ ], буква с. Строчная буква «с»». "

конспект урока обучения грамоте разработан в соответствии ФГОС НОО по УМК "Школа 2100" для 1 класса...

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...