Л.Н. Толстого "Лев и собачка"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Цели:

   1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

   2. Помочь понять, в чем особенность жанра “рассказ-быль”.

   3. Учиться более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.

   4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

   5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

   6. Открытие детьми жизненных истин – что значит преданность, дружба.

Задачи: формирование компонентов коммуникативной компетентности: работать в группе, сотрудничать, развитие активности учащихся в учебной деятельности, умение работать с источниками информации (словарями), умение выступать публично, оценивать собственное продвижение (самооценка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon otkrytyy_urok_ltolstoy.ppt607 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ltolstoy.doc47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль).

Слайд 2

1) Почему у отца было в руках ружье? в) собирался охотится 2) Что он сделал? в) прицелился в мальчика и закричал 3) Что закричал капитан? в) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!» 4) Что сделал мальчик? в) прыгнул в воду 5) Что сделали матросы? в) прыгнули в воду 6) Как спасли мальчика? а) вытащили из воды и откачали 7) Что после этого сделал капитан? а) убежал к себе в каюту и заплакал

Слайд 3

Л.Н. Толстой (1828 – 1910)

Слайд 4

Быль – 1. То, что было в прошлом. 2. То, что было в действитель- ности, действительное проис- шествие, в отличие от небылицы.

Слайд 7

тоска печаль грусть радость восхищение удивление разочарование гнев злость

Слайд 8

1 группа – барин 2 группа – подле 3 группа – ощетиниться

Слайд 9

Барин – человек, который не любит трудиться сам и предпочитает пере- кладывать работу на других (помещик, чиновник). Подле – около, близко, совсем рядом. Ощетиниться – 1. Поднимать дыбом шерсть, щетину. 2. Сердиться, выражать недовольство.

Слайд 10

План: Показ диких зверей. 2. Собачонка в клетке. 3. Жизнь собачки в клетке. 4. Приход барина. 5. Поведение льва после смерти собачки. 6. Живая собачка в клетке.

Слайд 11

1 часть – до слов … .и бросили в клетку ко льву на съеденье . 2 часть – Собачонка поджала хвост и… 3 часть – С тех пор собачка жила… 4 часть – Один раз барин пришёл в зверинец… 5 часть – Через год собачка заболела и… 6 часть – Хозяин думал, что лев забудет…

Слайд 12

Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, вскочила и стала на задние лапки.

Слайд 13

Подошёл к ней, понюхал её, тронул лапой, перевернул , смотрел , поворачивал голову из стороны в сторону, не трогал её, оторвал кусок мяса и оставил собачке.

Слайд 14

Преданный –проникнутый любовью и верностью к кому-нибудь, чему-нибудь.

Слайд 15

1. Жить вместе – и умереть вместе. 2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3. Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Слайд 16

Домашнее задание: 1. Выразительное чтение с.160-161. 2. Пересказать содержание были «Лев и собачка» близко к тексту. 3. Могут ли животные быть предан- ными ? Привести свои примеры.

Слайд 17

Любите животных, будьте преданны в дружбе.

Слайд 18

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого "Лев и собачка"УМК «Школа России»

Цели:

   1. Обеспечить условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

   2. Помочь понять, в чем особенность жанра “рассказ-быль”.

   3. Учиться более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.

   4. Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

   5. Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

   6. Открытие детьми жизненных истин – что значит преданность, дружба.

Задачи: формирование компонентов коммуникативной компетентности: работать в группе, сотрудничать, развитие активности учащихся в учебной деятельности, умение работать с источниками информации (словарями), умение выступать публично, оценивать собственное продвижение (самооценка)

Оборудование:

        Презентация, толковые словари Ожегова (3 шт.), карточки с пословицами, тесты, листы достижений, карты успеха групп, памятки «Работа в группе».

1. Оргмомент.

        - Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Наверное, вы очень волнуетесь. Я предложу вам небольшую установку, которая, надеюсь, поможет вам справиться с волнением. Я спокоен. Я уверен в себе. У меня все получится. Я работаю. Прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (быль).   Слайд 1

        

            План нашего урока:

1) Проверка домашнего задания (тест).

2) Вспомним о писателе.

3) Словарная работа (что такое быль).

4) Интересное о львах (сообщение).

5) Знакомство с былью.

6) Деление текста на части по готовому плану.

7) Анализ произведения. Выборочное чтение.

8) Работа с пословицами.

9) Подведение итогов.

        - Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Сначала проверим домашнее задание. Выполним тест к рассказу Толстого «Прыжок».

2. Проверка домашнего задания.

Тест. Выбери правильный ответ.

1) Почему у отца было в руках ружье?

   а) собирался наблюдать за морем

   б) собирался покормить обезьяну.

   в) собирался охотится

2) Что он сделал?

   а) прыгнул за борт

   б) упал в обморок

   в) прицелился в мальчика и закричал

   г) выстрелил в воздух

   д) выстрелил в мальчика

   е) выстрелил в обезьяну

3) Что закричал капитан?

   а) «Помогите!»

   б) «Попал!»

   в) «Прыгай сейчас в воду! Застрелю!»

   г) «Стой на месте!»

   д) «Назад!»

4) Что сделал мальчик?

   а) ухватился за канат

   б) ухватился за край паруса

   в) прыгнул в воду

   г) повис на перекладине

5) Что сделали матросы?

   а) полезли на мачту

   б) натянули под мачтой полотно

   в) прыгнули в воду

   г) тоже стали стрелять

6) Как спасли мальчика?

   а) вытащили из воды и откачали

   б) поймали на натянутое полотно

   в) сняли с мачты

7) Что после этого сделал капитан?

   а) убежал к себе в каюту и заплакал

   б) упал на палубу, заплакал

   в) отнес мальчика в каюту.

- Проверим тест.   Слайд 2

(Лист самооценки) - Оцените свою работу в индивидуальных листах достижений. Смотрите в таблице критерии оценки. Ответственный группы отметит в карте успеха своей группы результаты выполненного задания.

-Вспомним интересные факты из биографии Л.Н. Толстого.     Слайд 3

Родился в 1828 году в Ясной Поляне и похоронен  там  в 1910 год. Всю свою долгую жизнь он  посвятил литературе. Его  книги  переведены на многие языки, их  читают во  всём  мире. Он   очень любил  детей. Тогда ещё было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться.  Лев  Николаевич  открыл  в Ясной поляне  школу, написал  учебник и сам учил их

     В  своих  произведениях Толстой говорил, что человеком может называться  тот, кто трудится,  кто  делает добро  другим  людям.  Толстой  жил  скромно, старался  обслуживать   себя  сам, знал  крестьянский труд: умел косить,  пахать. Толстой работал ежедневно, он  был  великим  тружеником. Собрание  его  сочинений составляет  90 томов.

 

   Л.Н.Толстой   рано потерял  мать. В 9 лет потерял   отца. В 16 лет поступил  в Казанский университет. Его  интересы  были  разносторонними. Он был способен к  иностранным  языкам., занимался  историей,  музыкой., рисованием, юридическими науками , медициной, сельским  хозяйством, много и серьёзно  читал. Всю  свою  жизнь  Толстой  пополнял свои  знания и был высокообразованным  человеком.

3. Изучение нового материала.

-А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова быль  (работа в группах)

 Слайд 4 (быль…)

Слайд 5 (лев) – Посмотрите, какое великолепное животное. Послушайте небольшую информацию о львах. Это вам поможет лучше понять быль. (Выступление Патрушевой Н.)

Физминутка (для снятия усталости мышц туловища)

4. Первичное восприятие текста.

- История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла очень давно, в городе Лондоне, в Англии. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в лондонском парке.

Слайд 6 (лев и собачка)

-Действие происходит в зоопарке. Мы видим, что лев и собачка сидят дружно, даже очень странно, как они мирно сидят.

- Настя Патрушева (Болотнова  К., Дергунова  Л.) читает, а вы следите по учебнику внимательно, помечайте карандашом непонятные слова.

-Какое ваше впечатление от рассказа?

- Какие чувства вы испытали, прослушав историю?

Слайд 7  (тоска, печаль, грусть, радость, восхищение, удивление, разочарование, гнев, злость)

-Какие моменты показались самыми напряженными?

5. Словарная работа.

-Какие слова были непонятны?

      1 группа – барин

      2 группа – подле

      3 группа – ощетиниться

Слайд 8  -Найдите значения слов: барин, подле, ощетиниться.

(Групповая работа)

Слайд 9 (проверяют)

-Оцените свою работу в индивидуальных листах достижений. Смотрите в таблице критерии оценки. Ответственный группы отметит в карте успеха своей группы результаты выполненного задания.

6. Работа с текстом.

Слайд 10 (план)  - Прочитайте рассказ, разделив его на части по плану. (Работа в группах)

(Памятка: работа в группах)

        План:

1. Показ диких зверей.

2. Собачонка в клетке.

3. Жизнь собачки в клетке.

4. Приход барина.

5. Поведение льва после смерти собачки.

6. Живая собачка в клетке.

7. Проверка выполненного задания по      Слайду 11

-Оцените свою работу в индивидуальных листах достижений. Смотрите в таблице критерии оценки. Ответственный группы отметит в карте успеха своей группы результаты выполненного задания.

          Физминутка (для снятия усталости глаз)

8. Анализ произведения.

- Прочитайте, как начинается рассказ?

-Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать?

(-Люди безжалостны, вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу)

-Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ? (Чтобы такого никогда не было, он хочет научить нас любить животных)

-Как автор относится к собачке? (Он ее любит)

-Какими словами он пишет о ней? (Собачка, собачонка, лапки, хвостик – добрые, ласковые)

-Какие действия совершает собачка? – найдите и подчеркните глаголы.   Слайд 12

-Какова же собачка? (Она добрая, ласковая, предлагает дружбу. Этим она и понравилась льву.)

-Какие действия совершает лев? Подчеркните карандашом глаголы.  

-Оцените свою работу в индивидуальных листах достижений. Смотрите в таблице критерии оценки. Ответственный группы отметит в карте успеха своей группы результаты выполненного задания.

Слайд 13  

-Кем стала собачка для льва? (Другом)

-Что же случилось с собачкой? (Заболела и умерла)

-Как ведет себя лев? (Горюет, не выдерживает разлуки)

-Что значит быть преданным? (Верным кому-то. Исполненный любви)

    Слайд 14

9. Работа с пословицами. (Групповая работа)

-Выберите пословицы, которые соответствуют этому рассказу.( На карточках записаны пословицы.    1 группа: 1) Жить вместе – и умереть вместе. 2) Ленивому всегда праздник. 3) Не топор кормит, а работа. 2 группа: 1) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 2) Все за одного, а один за всех. 3) Доброе слово лечит, злое – калечит. 3 группа: 1) Как волка не корми, он все равно в лес глядит. 2) Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает. 3) Правда дороже золота.

    Слайд 15

-Оцените свою работу в индивидуальных листах достижений. Смотрите в таблице критерии оценки. Ответственный группы отметит в карте успеха своей группы результаты выполненного задания.

10. Домашнее задание.

    Слайд 16  (1. Выразительное чтение с.160-161. 2. Пересказать содержание были  «Лев и собачка» близко к тексту. 3. Могут ли животные быть преданными? Привести свои примеры.)

11. Итог урока.

-Какие уроки жизни преподаются этим рассказом?   

     Слайд 17 (-Любите животных, будьте преданны в дружбе)

12. Выставление отметок.

- Результаты выполнения заданий каждая группа отмечала в карте успеха, используя цвета светофора. Ответственные подведут итог своей работы.

- Какие отметки за урок вы поставите?

13. Рефлексия

-  Какое задание больше всего понравилось?

- Удалась ли работа в группах? Если нет, то почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чтения,Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Данная презентация может использоваться на уроках познавательного чтения....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.

В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...

Толстой Л.Н."Лев и собачка" урок по чтению 3 класс.

Разработка урока по чтению Толстой Л.Н. "Лев и собачка".3 класс, программа "Школа России"по учебнику "Родная речь" Л.Ф. Климановой....

Урок технологии "Изготовление собачки"

Урок технологии "Изготовление собачки"...

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Конспект "Л.Н.Толстой "Лев и собачка""...

Конспект урока чтения. Л.Н. Толстой. Лев и собачка.3 класс.

На уроке использовала технологию нравственного воспитания с приёмами проблемного обучения и ИКТ.Урок направлен на воспитание у детей чувства сострадания  и ответственности за животных, на то, что...