1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Долгополова Раиса Григорьевна

1 класс Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема "Звуки [д, д’], бука Дд".    Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с   согласными  звуками  [д, д׳], буквой  Дд;  обучение чтению слогов, слов с изученными буквами;  развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема.  Звуки [д, д ׳], буква Д д.

Форма  урока:  урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, парная,  индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология дифференцированного обучения, исследовательский метод обучения, учебный диалог.

Оборудование:  презентация;  лист А-4 с текстом предложений; карточки со словами;   модели   звуков;  касса букв,  ёлочки  и  кружки  для самооценки; песня «Доброта», электронное   приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)

Педагогическая цель.  Создать условия для ознакомления учащихся с   согласными  звуками  [д, д׳], буквой  Дд;  обучение чтению слогов, слов с изученными буквами;  развития речи.

Задачи.  Познакомить  со звуками [д,д׳], буквой Д д.

                Овладение умением давать характеристику звукам; формировать  навыки  чтения    

                слов,  предложений  с изученными буквами.

               Развивать речь, фонематический слух, творческое  воображение.

               Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

               Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.

               Воспитывать культуру  учебного труда

               Воспитывать  любознательность в процессе учения.

Планируемые результаты.

Предметные.   Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;  знают особенности произнесения звуков  [д, д׳] и их характеристику; называют букву Дд как знак звука [д или д׳]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; анализируют слова по модели; озаглавливают текст.

Личностные.   Эмоционально  «переживают»  текст, выражают свои эмоции.  Самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Метапредметные: 

Регулятивные:  адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации  успеха.

Познавательные:  используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.

Коммуникативные:   умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.   Мотивация к  учебной деятельности.

        (Приложение 3 - Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.)

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво,

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок, друзья.

       - Сегодня у нас необычный день, к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

(Дети, поворачиваются к гостям и произносят)

Дети:    «В добрый день и в добрый час, очень рады видеть Вас!»    

       - Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. (Дети повторяют за учителем):

                Я желаю тебе добра.

        Ты желаешь мне добра.

        Мы желаем друг другу добра.

        Если будет трудно – я тебе помогу.

    Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок  был удачным -  мы будем внимательны, активны и точны.

- Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет ёлочка. Ведь за окном зима. А значит скоро Новый год. А знаете ли вы, что более 300 лет назад царь Пётр I издал указ, в котором велел наряжать под Новый год ёлки.  А т.к. игрушек не было, то люди украшали ёлку бусами, серёжками, кулонами. А мы будем украшать наши ёлочки  цветными  кружками. Но кружки необычные:

 красного цвета  - за правильно выполненное задание

синего цвета  -   за задание выполненное с ошибками; вы сами нашли ошибку и исправили её

жёлтого цвета -  за неудачно выполненное задание, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят.     (Приложение 1)

Регулятивные УУД

(эмоционально – положительный настрой на уроке)

  1. Актуализация знаний.

- Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Давайте вспомним, какие бывают звуки.    (Приложение 3 -  Слайд 2 )

Личностные УУД

( самоопределение - система заданий)

  1. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, я сегодня шла на  работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила  песню из мультфильма про Фунтика.   – Хочу, чтоб вы её послушали.  

 (Приложение  3 -   Слайд 3 )

 (Звучит 1 куплет песни «Доброта», он оканчивается словами  «… всех дороже доброта.»)

- А вы согласны?

- Как вы понимаете, что такое доброта?    (ответы детей)

- Каких людей мы называем добрыми?

- Послушайте предложение:  « Друзья, давайте делать добрые дела!»  

- Какой звук   вы услышали в начале каждого слова?  ( [д или д׳])

- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.

               (Звуки [д, д׳], буква Д.)

       -  Возьмите планшет и обозначьте  звук  [д, д׳] буквой.

                  Выявление причины затруднения.

- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.

- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?   

Личностные УУД

( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.)

  1. Целеполагание.

  - Давайте определим для себя цели.

                                                     На доске схема  с буквами:    З Н П В А

                                                             

  • Повторить уже известное…
  •  Познакомиться с … (буквой Дд)
  • Учиться … (характеризовать звуки [д,д׳], выделять их в словах)
  • Упражняться … ( в чтении слов с  этой буквой)
  • Быть внимательными, активными.
  • Помогать друг другу.

Регулятивные УУД ( планировать свою деятельность  в начале урока),

  1. Открытие новых знаний.

- Давай проведём исследовательскую работу и узнаем особенности новых  звуков. Работать будете в парах.

   Вспомним правила  сотрудничества.   (Учитель начинает, дети заканчивают  предложение.)

  а).  Одна голова хорошо,  …  (а две лучше).

  б).  Не будь тороплив, … (а будь терпелив).

в).  Ошибиться … (может каждый).

г).  Сначала подумай, … ( а потом скажи).

д).  Умеешь сам … (научи другого).

Задание:  составьте звуковые схемы слов     ДОБРО,  ДЕТИ и проанализируйте первый звук каждого слова. Разделите слова на слоги.

- Закончив исследовательскую работу, давайте сделаем вывод:  (Приложение 3 -  слайд 4 )

- Назовите 1-й звук в слове   ДОБРО

- Какой он?              

                    (звук [д] – согласный        - Почему?

(1. Воздух при произношении встречает преграду:  зубы, язык

    2. произносится с шумом и голосом

    3. слога не образует   доб - ро)

                                           - звонкий     - Почему?    

(Дети прикладывают ладонь к горлу.  Чувствуем дрожание . Слышим  гудение, звон)  

                                            - твёрдый    

                                                     

        Аналогичная работа со звуком [д׳]

     

 Самооценка    Оцените свою работу в парах. (Слушаем  детей).  Раскрасьте шарик, опираясь на наши критерии.

Оценка учителя.   Учитель вывешивает на ёлочку кружок того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах);  участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

VI.     Физминутка 

а). Упражнения под музыку.      

б).   Упражнения для глаз          (Приложение 3 -  слайд 5)                

Личностные УУД:

  установка на здоровый образ жизни

  1. Усвоение новых знаний и способов действий. 

                                    Работа со звуками [д,д׳].

  1. Игра «Поймай звук».

- Найди место новых  звуков в словах  (учитель  бросает мяч ребёнку  и называет слово, дети определяют, где находится новый звук):

       Деревня, победа,  родители, дорога, соседи, день, дыра, водопад, диван, сосе [т],

  1. Игра «Доскажи словечко»         (Приложение 3 -  слайд 6)
  • Ёжик вырос в 10 раз

Получился …       ДИКОБРАЗ

  • Как бревно с большою пастью.

Ты не встреть его к несчастью.

Чтоб тебя не проглотил.

Он зовётся …        КРОКОДИЛ

  • Архитекторы – творцы

Строят чудные …          ДВОРЦЫ

  • Над лугами, над  водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует цветная …       РАДУГА

  1. Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс  Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

  1. –Найди в словах звук [д, или д׳].    

 (Дети, работая в парах, выполняют  упражнение «Найди в словах звуки», а если осталось время,  могут поиграть в игру «Найди слова со звуками [д,д׳]»)

2. Самостоятельно.  Составь звуковую схему слова.

 ( Дети работают  по вариантам, затем выполняется взаимопроверка. Кто быстро справился с работой, могут поиграть:  упражнение  «Отгадай загадку и составь звуковую схему слова – отгадки»  

Ребята, которые не успели поиграть, а очень хочется, могут это сделать дома.)

 

Самооценка. 

Оценка учителя.

Познавательные УУД (логические ): 

 построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Познавательные УУД:

доказательство, самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах). 

Регулятивные УУД:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

  1.     Знакомство с буквой Д,д

1. - На письме звуки [д, д׳] обозначаются буквой Д,д.

    - Где нужна заглавная буква Д?

2.   - Давайте пофантазируем. На что похожа буква Д?    (Приложение 3 -  слайд 7)

                          - Вот стоит дымок пуская

                            Буква Д – труба печная.

        - Буква Д – добротный дом,

          Детский садик в доме том.

                        - Д – корабликом плывёт,

          Д -  печной трубой встаёт.

3.    Сложи букву из счётных палочек.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука» 

 

IX.  Игра «Слово рассыпалось»  (Приложение 3 -  слайд 8 )  

     

 Работа с кассой букв.  (дерево, дорога )                    2 ученика работают у доски.

- Назовите новый  звук в слове.   (дерево -    буквой  д    обозначили  [д'],  

                                                         дорога -     буквой   д  обозначили  [д]    )

Самооценка

Оценка учителя

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

  1. Работа с текстом.    Дифференцированная работа в группах.

  • 2-5 группы – работают с  предложениями.     (карточки)    (Приложение 2)

     - Прочитать предложения , вставить  нужные по смыслу слова.

…(Дети) играли в лесу.  Они увидели около … (дуба) росток.  Это из жёлудя вырос … (дубок). Старые .. (дубы) береглú дубок.

  • 1 группа (слабочитающие дети работают с учителем по учебнику с. 12)

-Повторим правила чтения. Как надо читать?   (громко,  плавно, чётко произносить звуки)

- Плавное  чтение слогов;  слов                                                                                                  (сначала чтение по слогам,   потом слово прочитывается целиком с    правильной   постановкой ударения)

Проверка работы в группах : чтение предложений.

 Критерии:  Читать громко, чётко.

        Показать голосом, интонационно начало и конец предложения.

        Выделить голосом значимое слово.

(Дети 1 группы следят за чтением детей по «Азбуке»)

Беседа. 

    - Что нашли дети в лесу?

   - Из чего вырос маленький дубок?

   - Как же дубы берегли дубок? ( предположения детей)

  - Чтобы проверить, верно ли мы рассуждали, откройте учебник на с. 12.и прочитаем рассказ ещё раз до   конца.

 - О чём же этот рассказ? (о маленьком дубке)

- Какой заголовок мы выберем к рассказу?

Самооценка,   взаимооценка

Оценка учителя

Познавательные УУД информационные:  работа с текстом;   

смысловое чтение;

построение логической цепи  рассуждений,

установление причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра

РегулятивныеУУД:

оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

       XI.  Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.   

 

а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились…  (со звуками [д, д׳] и  буквой Дд)   (Приложение 3 -  слайд  9)
  • Чему учились…  (характеризовать звуки [д, д׳], выделять новые звуки   в словах)        (Приложение 3 - слайд 10)
  • Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели  с этой буквой, в составлении предложений и др.)

       - Что особенно понравилось?

       - Что вызвало затруднение?

       - Мы выполнили поставленные цели?

б).  Самооценка  знаний обучающимися.          

    -Как вы отработали на уроке?   (Приложение 3 -    Слайд  11)

           (На уроке мне было интересно  (неинтересно, скучно).

          Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.

          Я был невнимателен,  мало  поднимал руку,  затруднялся ,  мне помогали ребята.)

в).    - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

        Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

        Справился со всеми задачами

        Справился  со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

 (Дети раскрашивают шарик на ёлочке)

(Приложение 3 - Слайд 12)

- Спасибо, ребята, за работу.  Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.

- Я в течение урока наблюдала и увидела, что вы хорошо научились оценивать себя и своих товарищей.  Покажите, какие нарядные ёлочки у вас получились. Я благодарю вас за работу.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                   Приложение 1

                                                                                                                                                                                     Приложение 1

        

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                            

                                                                                                                                                                       Приложение 2

Текст

          …           играли     в   лесу.     Они  увидели        

      около   …              росток.      Это  из  жёлудя    

      вырос  …                     .      Старые    …

      берегли    дубок.

      Вставить слова:

      Дети               дуба              дубок                 дубы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Особенности организации уроков чтения в период обучения грамоте в условиях 4-летней начальной школы

В работе рассмотрены вопросы особенности организации уроков чтения и письма в период обучения грамоте. Знание психологических основ методики  и педагогических требований  к огранизации у пом...

Тесты по чтению в период обучения грамоте.

Проверка знаний по фонетике, орфографии и пунктуации в букварный период....

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б»

Урок литературного чтения ( в период обучения грамоте) с использованием мобильного класса по теме «Звуки [ б], [б\']. Буквы Б, б». Использование нетбуков экономит время на уроке, вносит элементы ...

Разработка урока по литературному чтению в период обучения грамоте 1 класс."Звук йэ, буквы Е,е"

Урок по литературному чтению по направлению начальная школа предназначен  для проведения по учебно-методическому комплексу «Школа России» в курсе обучения грамоте в букварный период. Ресурсом для...

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

Рабочая программа по предметам "Русский язык" и "Литературное чтение" в период обучения грамоте, 1 класс

Рабочая прогамма по предметам "Русский язык" (115 часов) и "Литературное чтение" (92 часа) в период обучения грамоте, 1 класс. УМК  "Школа России"...