Урок по литературному чтению К. Ушинский "Четыре желания".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Яханова Лариса Александровна

1. Познакомить с рассказом К.Ушинского «Четыре желания».

               2. Закрепить умение определять тему и основную мысль прочитанного.

               3. Учить определять авторскую позицию.

               4. Закреплять навык пересказа по вопросам.

               5. Развивать умение составлять характеристику героя.

                6.Обогащать словарный запас детей.

               7. Воспитывать любовь к природе, труду, бережное отношение к окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit_chteniyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

Тема: К.Ушинский «Четыре желания».                                                                  

Тема: К.Ушинский «Четыре желания».

1 класс.

Цели: 1. Формировать навык сознательного, правильного, достаточно беглого и выразительного чтения.

2. Совершенствовать речь и мышление детей.

3. Закрепить знания детей о временах года.

Задачи: 1. Познакомить с рассказом К.Ушинского «Четыре желания».

               2. Закрепить умение определять тему и основную мысль прочитанного.

               3. Учить определять авторскую позицию.

               4. Закреплять навык пересказа по вопросам.

               5. Развивать умение составлять характеристику героя.

                6.Обогащать словарный запас детей.

               7. Воспитывать любовь к природе, труду, бережное отношение к окружающему.

Оборудование: учебник «Чтение и письмо»Л.Е.Журова, А.О.Евдокимова, Л.А.Ефросинина, портрет К.Ушинского, толковый словарь, книги К.Ушинского, Иллюстрации с разными временами года.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Сядьте правильно и приготовьтесь слушать. Послушаем тишину и есть ли у нас где Шумок?

  1. Проверка домашнего задания.

- Пересказываем по частям окончание сказки «Яблоко».  Но вначале давайте вспомним, что произошло раньше?

-  Кто увидел яблоко?

- Заяц.

- Кого он попросил о помощи?

- Ворону.

 - Вежливо ли попросил?

- Нет.

-  Что сделала ворона?

 - Сорвала яблоко.

-Что произошло дальше?

- Оно упало на ежа. И звери начали спорить чье это яблоко.

-  Смогли ли Заяц, Еж, Ворона договориться?

- Нет, не смогли.

Дети пересказываю по частям, учитель помогает, задавая наводящие вопросы. Оценивает в устной форме.

  1. Речевая гимнастика.

Прочитай так, как говоришь, орфоэпически:

Что, чтоБЫ, сегоДня.

Чтение слов со сложной слоговой структурой.

На/ка/тал/ся

За/мерз/шей

За/пис/ну/ю

От/пра/ви/лись

Ку/выр/кал/ся

По/ве/се/лил/ся

Нас/ту/пи/ла

  1. Подготовка к первичному восприятию.
  1. Беседа о временах года.

- Какие времена года вы знаете?

- Зима, весна, лето, осень.

- Назовите месяцы каждого времени года.

-Декабрь, январь, февраль- зимние месяцы; март, апрель, май – весенние месяцы, июнь, июль, август- летние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

- Чем вам нравится каждое время года?

- Зимой можно лепить снеговика, кататься на санках, лыжах. Весной пускать кораблики, играть в мяч. Летом бегать на улице, кататься на велосипеде. Осенью собирать грибы, собирать желтые листья.

Словарная работа.

Записная книжка- небольшая тетрадь или блокнот в который можно записать то, что ты считаешь нужным, чтобы не забыть.

Прелесть – так называют то, что очень нравится.

Сенокос- время  когда косят сено.

- А сейчас мы прочитаем рассказ К.Ушинского .

- Как он называется?

- Четыре желания.

- Загадочное название. А чтобы узнать о каких четырех желаниях идет речь мы прочитаем этот рассказ.

V. Первичное восприятие.

Чтение рассказа учителем.

VI. Проверка первичного восприятия.

-О каких желаниях идет речь?

- О четырех временах года. Мальчику нравились все времена года по отдельности и он не хотел, чтобы они заканчивались.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Радости, восторга, ликования, беспечности, шаловливости.

VII. Вторичное восприятие и анализ.

Чтение детьми по логически-законченным частям с последующим анализом. Учитель обращает внимание на выразительность, правильность чтения

1 часть

– О ком идет речь в рассказе?

- О Мите.

- От чьего имени ведется рассказ.

- От имени автора.

- Что делал мальчик зимой?

- Катался на саночках, коньках.

- Что хотел мальчик?

- Чтобы всегда была зима.

- Что посоветовал ему папа?

- Записать свое желание.

2 часть

- Какое время года наступило.

- Весна.

- Что делал мальчик весной?

- Бегал за бабочками, рвал цветы.

- Как назвал он весну?

- Что за прелесть эта весна!

3 часть

- Какое время года настало после весны?

- Лето.

- Чем занимался мальчик?

- Ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался.

- Что пожелал он в этот раз?

- Чтобы лету конца не было.

4 часть

- Какое время года наступило?

- Осень.

- Что делал Митя?

- Собирал яблоки и груши.

- Записал он это желание?

- Да.

VIII. Обобщение.

Прочитайте вопросы в конце текста.

- Какое время года вам больше нравится и почему?

Дети называют свои варианты.

- Какой хороший совет дал отец мальчику?

- Записать желание.

- Зачем?

- Отец знал, что каждое время года хорошо по-своему.

- Рассмотрите иллюстрацию. Какое время года на ней?

- Зима.

- Что изображено?

- Мальчик катается, снег кругом.

- Какое время года на другой иллюстрации?

- Лето.

- Как вы определили?

- Взрослые косят сено, мальчик ловит рыбу.

- Какое время года на последней иллюстрации?

- Осень.

- Почему?

- Собирают урожай.

- А теперь посмотрите на другие две картинки.

- Какое время года на них изображено?

- Весна.

- Какая иллюстрация подходит  к нашему рассказу больше всего?

- Вторая, т. к. на ней не только весенние деревья, но и дети на лугу.

- Какая тема этого рассказа?

- Желания мальчика.

- Какова основная мысль, что нам хотел сказать автор?

- Что каждое время года прекрасно по-своему.

- Что вы можете сказать о Мите? Какой он?

- Веселый , беззаботный, любит играть.

А что делал в это время его отец?

- Работал.

IX. Творческая работа.

Пересказ понравившегося сюжета из рассказа.

Обратите внимание на доске выставка книг этого писателя.

Вы можете взять в библиотеке понравившуюся книгу и прочитать.

Домашнее задание. Нарисовать иллюстрацию к любому времени года.

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...