Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Садуллаева Нюржан Магомедбековна

Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «В.Драгунский «Он живой и светится»

Цели:

  • Продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
  • Развивать умение работать в группах, совместно создавая характеры героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; обучение интонационному чтению диалогов.
  • Воспитание дружбы, товарищества между учащимися класса.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение" 3 класс, , Портрет В. Ю. Драгунского
  • Презентация.

Ход урока

  1. Орг. момент.   Сейчас, как вы уже догадались, урок чтения. На этом уроке вы откроете много нового и узнаете еще больше интересного. Но прежде, хочу проверить вашу готовность к уроку. Что я вам задавала на прошлом уроке?
  2. Опрос домашнего задания   Астафьев В. «Капалуха»   Виктор Астафьев был замечательным писателем. В центре большинства его произведений – жизнь природы, отношения человека с природой. Об этих отношениях и идет речь в рассказе с необычным названием Капалуха. Кто же такая Капалуха? ( Это самка глухаря) . Верно, так охотники называли глухарку.
  • Беседа по содержанию.

-Ребята, где происходило действие рассказа? ( в альпийских уральских лугах)

- Какой лес описывает Астафьев? (Он описывает тайгу) Найдите отрывок этого описания, зачитайте.

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

(Чтобы показать, что именно среди этих кустов и свила  гнездо капалуха)

- О какой находке рассказывает автор? ( эта находка гнездо глухарки)

- Как описывает автор гнездо глухарки? ( найдите отрывок. Зачитайте. )

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? (найдите)  Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом? ( , разорить его,взять не свое, чужое, капалухино)

-  Какое правило они забыли? Давайте его вспомним. -  Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нём тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.- --    

 -Найдите в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. - Зачитайте эти слова.

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи). - Какие слова ещё использует писатель, чтобы описать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие)

- Назовите  слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

  • Работа с иллюстрацией к рассказу.

- Какой момент изображён на рисунке?

- Найдите строчки для подписи. Прочитайте.

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? ( Да, это видно из слов мальчика о своей маме)

-Найдите и зачитайте эти слова.

- Итак, тему величайшей любви матери к своему ребенку мы рассмотрели через произведение Виктора Петровича Астафьева.

- Выберите пословицу, которая  в полной мере отражает основную мысль рассказа. Объясните свой выбор.

Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.

Родную мать ни кем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.

(Наши ребята под впечатлением рассказа, написали о своей маме, я решила зачитать одно. Послушайте, как  трогательно относится к своей маме наша Зайнаб)

Моя мама – лучшая на свете, потому что она самый родной человек. Без мамы я бы не появилась на земле. Она самая добрая, лучше всех понимает меня, придет на помощь в трудную минуту, выслушает и даст мудрый совет.

А ещё у моей мамы золотые руки. она умеет все на свете: хорошо готовит, вяжет, всегда в нашем доме порядок и чистота. Мама заботится обо мне.

Какое это красивое слово: МАМА. Его хочется произносить вновь и вновь. Я очень люблю свою мамочку. Когда я её вижу, мне хочется её поцеловать и бесконечно шептать: «Мамочка, я тебя люблю!»

Я думаю, что было бы со мной, если бы у меня не было мамы? Без мамы не было бы меня на свете.

Я обращаюсь ко всем детям планеты. Ребята, любите, уважайте и цените своих мам!

- Чему научил вас этот рассказ?

- Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Надо любить, беречь, охранять, заботиться о братьях наших меньших).

3. Работа по теме

  • Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем  с вами путешествие по разделу «Люби живое», и продолжим мы  разговор не только о природных богатствах , затронем тему дружбы и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Посмотрев небольшие сценки, вы сами догадаетесь, о чем речь. ( Сценки «Заколдованная буква», «Тайное становится явным».  Его книги с большим интересом читают дети и перечитывают взрослые. Он автор замечательных рассказов о Дениске и его друге Мишке, а зовут его Виктор Драгунский. -Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе).

3. Рассказ о писателе.

 «Виктор Драгунский  родился давным-давно.

В 1913 году. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку за счастьем и богатством. Про счастье – не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы.

И они вернулись обратно в Гомель,

а через некоторое время переселились

в Москву. Там скажем по секрету , Драгунский плохо учился

в школе, зато любил читать книжки».   

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал.

Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье.

Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи.

И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод.

Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано.

И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер.

Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал

ему пойти на фабрику, где

требовались ученики- шорники. 

(Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях)

При фабрике был манеж, и можно

было обучиться конному спорту,

а лошадей Виктор любил с самого

детства.

В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен
в актерскую школу.

Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером
и был принят в Театр Сатиры.

«На площади есть дом казенный,

«Театр» - написано на нем,

Там день и ночь актер ученый

Все ходит по фойе кругом…»

Так писал о себе Драгунский.

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили,  но он не сдался и поступил в ополчение.

(Ополчение – это войска, которые создаются
во время войны в помощь основной армии из добровольцев).

Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противо-танковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая.

Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом.

Потом вместе с театром он выступал  с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.

После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит
в цирк.

Работать рыжим клоуном!

Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев
от смеха

«Смех – это радость.

Я даю его двумя руками.

Карманы моих клоунских

штанов набиты смехом.

Дети должны жить,

 они должны радоваться…

и я должен приносить

радость детям…»

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Называлась она «Он живой и светится».

После этой книжки писатель выпустил еще много других,
не только про Дениску.

Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик,
а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом.

Все рассказы разные: над одними смеешься
до слез, над другими задумываешься,
порой грустишь и огорчаешься.

     Когда читаешь эти рассказы, замечаешь,
что Дениска похож на каждого из нас.
Он любит то, что любим мы.


Так что если вдруг кому-нибудь из вас станет грустно, берите и читайте «Денискины рассказы».

---с некоторыми из его рассказов мы уже знакомились ранее, вспомним пару из них, посмотрев небольшие  миниатюры. Ваша задача – вспомнить их название.

(«Заколдованная буква»)  Я помню, сколько веселых минут нам доставил этот рассказ в 1 классе. Помню ваш безудержный смех , который не давал мне продолжить чтение рассказа. Это еще раз показывает,  каким веселым нравом обладал писатель.

( Все тайное всегда становится явным)  Этот рассказ , уже во втором классе. вызвал не меньше веселья, но именно он дал незыбаемый урок, что никогда нельзя  срывать плохие поступки, что все тайное, всегда становится явным.

В 2010 году Виктору Юзефовичу

Драгунскому исполнилось бы 97 лет, его уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», как светлячок в рассказе, с которым мы сегодня познакомимся.

 (аудиозапись)

4. Словарная работа

- Встретились ли вам в тексте незнакомые или малознакомые слова?

Брынза - сыр из овечьего молока.

Моментально - мгновенно, очень быстро.

Доблесть - мужество, отвага, храбрость.

Гватемала, Барбадос - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.

5. Беседа по прочитанному.

1. Назовите главных героев рассказа? (Денис и Миша)

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Почему рассказ так называется? (Это рассказ о светлячке)

Верно, ребята. Я думаю, у вас все таки возник вопрос, как получилось, что Денис решился поменять такой ценный подарок папы на какого то светлячка? Я рассею ваши сомнения- мы посмотрим на это чудо и узнаем об этом насекомом чуть больше.

6        Беседа о светлячках.

Летом, по вечерам, когда уже стемнеет, в поле, словно маленькие молнии, мелькают светлячки. Каждый в детстве собирал этих уникальных насекомых в банку и любовался тем, как они светятся. И, конечно, задавался вопросом, а почему они светятся?

 Свет, излучаемый светлячками, не похож на солнечный . Дело в том, что он холодный. Светлячок светит, но не греет.

Удивительно, но светлячки – это обыкновенные жуки. На сегодняшний день известно около 2000 видов светящихся насекомых. , чаще всего окрашены неброско – в коричневые тона. Откуда же свет? У каждого светляка на брюшке имеются специальные клетки – фотоциты. В этих клетках происходит химическая реакция между двумя соединениями, в результате которой образуется свечение. А распространяется свет на столь далекие расстояния благодаря тому, что под слоем фотоцитов находится своеобразный отражатель света – слой белых клеток.

Некоторые экзотические виды светляков способны синхронно излучать свет. Так, например, в Таиланде можно наблюдать такую картину – светляки собираются на одном дереве в большом количестве. Сначала каждое насекомое испускает вспышки света в своем определенном ритме. Но спустя некоторое время пара жуков начинает мигать синхронно, а затем и остальные присоединяются к их ритму. В результате дерево выглядит как новогодняя елка, мигающая ежесекундно, словно украшенная гирляндами огней.

--- Итак,  поделим рассказ на 4 смысловые части.

7 Беседа по прочитанному.

Постановка проблемы -Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них - определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?

И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.

- 1часть:

Вопросы:

1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)

2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).

3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.

4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").

- 2 часть.

Вопросы:

О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять - ни на марки, ни на плавательный круг.).

А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы).

Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:).

Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный - любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)

Как озаглавите эту часть? ("Новая игрушка Дениски").

- 3часть.

Вопросы:

Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.

Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)

Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).

Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)

Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется "Денискины рассказы", поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..

Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке").

- 4 часть.

Вопросы:

Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)

Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)

Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)

Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).

Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").

8. Обобщение характеристик героев 

- А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.

Дениска - добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.

Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.

Сделайте вывод - ребята разные по характеру.

-А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)

9 Чтение диалогов.

- Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).

Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.

После 1-2-минутной подготовки ребята прочитывают диалоги без автора,.

7. Физминутка с музыкальным сопровождением песни "Дружба".

8. Заключительная беседа - Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.

-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)

- Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.

- Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?

("В ожидании мамы", "Живое чудо", "Волшебство", "Волшебная звездочка", "Светлячок", "Живая радость" и т. д.)

- Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово "волшебство", но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)

А светлячок - существо настоящее или придуманное автором?

(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).

13. Итог урока.

- Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль ? (Дружба должна быть крепкой,верной, честной и бескорыстной).

Домашнее задание.

Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Цели урока: - Познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится».Планируемые резул...

Конспект к уроку литературного чтения "Пересказ. В.Драгунский «Он живой и светится»

Тема: Пересказ.В.Драгунский «Он живой и светится»Цель: познакомить учащихся с произведением В. Драгунского «Он живой и светится»...

Литературное чтение 3 класс Драгунский "Он живой и светится"

Предмет: Литературное чтениеТип урока: открытие нового знания.Тема урока: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»Класс: 3Цель: ознакомление  учащихся с жизнью и творчеством  В.Ю. Д...

Конспект урока литературного чтения "В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»" (3 класс)

Цель деятельности: формирование знаний об авторе В.Ю.Драгунском  и его произведение «Он живой и светится»;Планируемые результаты:Предметные:Знать: автора произведения, основную м...

Конспект урока литературного чтения "«В.Ю. Драгунский «Он живой и светится", УМК "Школа России", 3 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством В. Ю. Драгунского и его произведений;Планируемые результатыПредметные:Знать автора произведения;Называть средства выразительности;Уметь определить о...