Открытый урок по внеклассному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Асеева Татьяна Световна

Тип урока: комбинированный урок чтения

Цели урока:

1.             Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

2.             Развивать творческое воображение учащихся.

3.             Средствами урока воспитывать в учениках уважение и любовь к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_vneklassnomu_chteniyu.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛицейЛого

МОУ Лицей г.Уварово

Лучшая школа Тамбовщины-2006

д.1, 4-й мкрн., г. Уварово Тамбовской обл., 393460,
тел. (07558)
4-70-93, 2-14-15,   2-13-31,  

E-mail: luvr@tamb.ru       www.luvr.tamb.ru

Обладатель
гранта
ПНПО
2006,

2008

Открытый урок по внеклассному чтению

Русская народная сказка

«Снегурочка»

Учитель начальных классов Асеева Т.С.

2010 год

Тип урока: комбинированный урок чтения

Цели урока:

  1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».
  2. Развивать творческое воображение учащихся.
  3. Средствами урока воспитывать в учениках уважение и любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

1.Образовательные: учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; способствовать обогащению словарного запаса детей; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей; способствовать  развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.

3. Воспитательные: способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Оборудование:

  • Тексты для чтения
  • репродукция картины В.Васнецова «Снегурочка»;
  • диск с отрывком из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»;
  • индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки;
  • карточки с отрывком из текста для одного ряда;
  • цветные карандаши
  • карточки для словарной работы

ТСО: музыкальный центр

Ход урока

I.Организационный момент

Психологическая гимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима)

Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

II. Подготовка к усвоению нового материала

Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительную страну. А название этой страны вы узнаете сами, поставив слова  в нужном порядке. (Устное народное творчество)

-Как по другому можно назвать эту страну? (фольклор)

Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Сейчас в этой стране господствует зима. Загадайте друг другу зимние загадки.

Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Путешествие  по этой стране мы продолжим русской народной песней…

III. Ознакомление с новым материалом

1.Знакомство с темой урока.

Однажды, в такой же чудесный зимний день волшебница Зима сотворила чудо. На белый свет появилась маленькая очаровательная девочка. Она была сделана из снега.

- Кто догадался как её зовут? ( Снегурочка)

-Сегодня на уроке вы узнаете историю прекрасной Снегурочки.

- Давайте подберём однокоренные слова к слову Снегурочка. ( снег, снеговик, снежинка)

-Какая часть слова у них одинаковая? (корень) Назовите его.

2. Проведём словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.

Сокрушались, утешались,  не нарадуются,  смышлёная, миновала, благодарение, приголубливая, отговориться.

  • Чтение по слогам
  • Медленное чтение
  • Чтение про себя
  • Прочитать с восклицанием

3.Работа над лексическим значением слов.

-Какие слова вам непонятны?

IV Знакомство с новым произведением

- Сейчас я прочитаю фольклорное произведение, а после чтения вы определите к какому жанру устного народного творчества оно относится.

Первичное чтение учителем 1 и 2 части.

- Кто успел проследить за моим чтением? Спасибо.

- Итак, к какому жанру устного народного творчества относится это произведение? (сказка)

_ Кто автор сказки? (народ)

V Первичная проверка понимания новых знаний

  1. Работа по рядам с заданиями.

1ряд – в первой части найдите, где говорится о забавах детей. Прочитайте.

2ряд – карточка с текстом (эпизод как лепили Снегурочку)

3ряд – найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка.

  1. Проверка задания1 и 2 рядов.
  2. Практическая работа.

Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появлялась Снегурочка.

Рисунок на доске. (Учитель выполняет красками, дети цветными карандашами на индивидуальных карточках с рисунком Снегурочки.)

Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.

  1. Проверка задания 3ряда.

VI.Физкультминутка (выполняется под музыку)

Снег, снег, белый снег

Кружит, падает на всех.

Мы из снега ком слепили,

Потом куклу смастерили.

Снег, снег, белый снег,

Вышла кукла лучше всех.

VII. Знакомство с шедеврами мировой культуры

- С каким произведением мы работаем?

- К какому жанру оно относится?

Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.

Показ иллюстрации.

Вот как художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

Полотно художника находится в Третьяковской галерее.

Премьера оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» состоялась 29 января 1882 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Пожалуйста, сядьте поудобнее. Давайте закроем глаза, представим, что мы в XIX веке и послушаем отрывок из оперы. (Прослушивание арии Снегурочки из оперы Н.А.Римского-Корсакова.)

VIII.Ознакомление с новым материалом

-Вы хотите узнать окончание сказки?

Чтение заключительной части. (Читают ученики.)

IX. Проверка понимания новых знаний по заключительной части

  1. Прочитайте, как заканчивается сказка.

-Какое настроение вызывает у вас конец сказки?

-Оно меняется при чтении? (Да. От весёлого к грустному.)

2.Найдите в тексте и прочитайте, какие изменения произошли в природе.

3. Ролевая игра.

Просмотрите слова девушек, снегурочки, деда и бабки, и мы разыграем сценку.

Инсценировка отрывка из сказки «Снегурочка»

  1. Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (Растаяла)

Откройте карточку на рисунке со Снегурочкой, прочитайте, что же с ней произошло? (Дети читают хором - растаяла.)

X.   Закрепление новых знаний

- Во что превратилась Снегурочка? ( В облачко. )

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? ( Из облака зимой может пойти снег, и старики смогут снова слепить себе Снегурочку. А летом облачко прольется дождем и на земле  распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

XI.   Итог урока

- Назовите произведение, с которым мы познакомились.

- Можно ли сказку считать волшебной? Почему?

XII Домашнее задание

-Ребята, дома я предлагаю нарисовать иллюстрацию к сказке «Снегурочка» и, если вам понравилась эта сказка, вы можете попробовать слепить из снега свою Снегурочку. Вдруг она оживёт?

На этом наш урок закончен. Всем спасибо.  

Проект урока

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается проект открытого урока во 2 «Б» классе по внеклассному чтению по теме: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Снегурочка». Это интегрированный урок чтения и музыки с элементами изобразительного искусства.

Цели урока:

1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка».

2.Развивать творческое воображение учащихся.

3.Средствами урока воспитывать в учениках уважение и любовь к устному народному творчеству.

Задачи:

1.Образовательные: учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме; способствовать обогащению словарного запаса детей; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения; формировать читательские умения у детей при работе с текстом.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность; расширять кругозор детей; способствовать  развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе.

3. Воспитательные: способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитание интереса к миру детской художественной литературы; воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками.

Я считаю, что такой урок актуален по нескольким причинам.

Во-первых, формирование навыков чтения, расширение и приобщение к детской литературе – это первостепенная задача начальной школы, во-вторых, в рамках выбранного типа урока увидим, как органически свяжутся между собой задачи обучения, развития и воспитания.

Я попробую показать вам в деятельности учебные навыки, эвристические и креативные состояния. Этот урок интересен и для моего собственного профессионального роста, так как открывает новые подходы к проведению уроков внеклассного чтения.

В-третьих вы сможете увидеть формирование надпредметных умений и ключевых компетентностей, а именно: ставить и решать проблемы, уметь делать выводы и обобщать, развивать интеллектуальные возможности детей через введение дополнительной информации к теме урока, развивать творческие способности детей через воплощение в сценическом образе, рисовании.

Структура урока такова:

  1. Начало урока (организационный момент, психологическая гимнастика, установление контакта учителя с учениками, мотивация)
  2. Подготовка к усвоению нового материала (постановка цели, повторение по теме урока, проверка домашнего задания, положительный настрой на работу)
  3. Основная часть
  • Знакомство с темой урока
  • Словарная работа
  • Чтение первой части произведения
  • Первичная проверка понимания новых знаний
  • Знакомство с шедеврами мировой культуры
  • Чтение заключительной части произведения
  • Ролевая игра
  • Закрепление новых знаний
  • Итог урока

Урок насыщенный. Я предполагаю, что мне не удастся уложиться в рамках 35 минут. Во избежание перегрузки, я наметила физкультминутку, которая выдержана в русле единой сюжетной линии.

Самоанализ урока

Я взяла урок по чтению, потому что сейчас это актуально. Чтение книг вытесняют современные информационные технологии. Интерес к чтению у подрастающего поколения нашей страны пропадает, поэтому хотелось бы поддержать начинающего читателя.

Моя тема по самообразованию «Креативное воспитание младших школьников средствами интегрированного учебного содержания», поэтому в урок я включила упражнения на развитие творческих способностей. Это психологическая гимнастика в начале урока, дорисовывание Снегурочки, ролевая игра.

Вначале урока прозвучали загадки, пословицы и поговорки о зиме. Это было домашнее задание, которое дети выполняли самостоятельно, используя дополнительную литературу.

На уроке я применила шесть видов чтения: индивидуальное, хоровое, самостоятельное, выборочное, «за диктором» и с элементами интонирования, а также 11 видов работ.

Постановка проблемных вопросов «Почему? Как вы думаете?» способствует развитию креативности мышления, а также умению анализировать и выражать свои мысли.

Знакомство с шедеврами мировой культуры предполагало приобщение подрастающего поколения к искусству, развитие кругозора, памяти, интеллекта.

Музыкальное сопровождение урока внесло оживление, эмоционально-чувственное восприятие материала.

Итог урока – это размышление, возможность оптимистического взгляда на жизнь.

Я считаю, что задачи урока выполнены и цели достигнуты. Думаю, что урок удался.

Задание для 2 ряда

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку. Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло тёплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит – ямочки во лбу стали уж на выкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые и улыбаются.

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку. Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло тёплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит – ямочки во лбу стали уж на выкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые и улыбаются.

Они и вправду принялись лепить куклу из снегу: скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку. Вот они вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло тёплым духом. Иван второпях отнял руку, только смотрит – ямочки во лбу стали уж на выкате, и вот из них поглядывают голубенькие глазки, вот уж и губки как малиновые и улыбаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по внеклассному чтению и изобразительному искусству

Данный интегрированный урок был проведен в 4 классе. На уроке учащиеся создали иллюстрацию к сказке "Царевна-лягушка"....

Открытый урок по внеклассному чтению в 3 классе. Рассказы Е. И. Чарушина.

Урок внеклассного чтения, посвященный детскому писателю и художнику Е. И. Чарушину. На уроке используется компьютерная презентация, что активизирует внимание и интерес учащихся....

Открытый урок по внеклассному чтению "Русские посиделки"

Данный урок прививает любовь к русскому народному фольклору; учит отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры, петь народные песни, плясать.Воспитывает  у детей уваже...

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Конспект открытого урока по внеклассному чтению на тему"Ох, уж эти басни!"

Урок построен с применением игровых и здоровьесберегающих технологий....

Открытый урок по внеклассному чтению по сказке В. Сутеева "Мышонок и карандаш"

Сказка В. Сутеева подходит для занятий по внеклассному чтению в первом классе. Она учит находить выход из трудной ситуации.,развивает интерес к произведениям В. Сутеева...

открытый урок по внеклассному чтению

Урок внеклассного чтения по теме "Какие вопросы задают сказки?"...