Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"
методическая разработка по чтению по теме

Ушакова Людмила Николаевна

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_1.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема раздела _«Самое великое чудо на свете»_________________________________________________________

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс, УМК

Литературное чтение, 2 класс, УМК «Школа России»

Тема занятия/урока

 Введение в тему «Самое великое чудо на свете»

Цель (цели)  занятия/урока

Предметные: дать прадставление о «самом великом чуде на свете».

Метапредметные:

регулятивные: учить формулировать учебную задачу урока;

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: умение вести диалог, работать в паре.

Личностные: формировать отношение к книге как источнику знаний, приобщение второклассников к осознанию цели изучения художественных произведений, формирование интереса к чтению.

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Предметные: знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные: 

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»;

познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять уважительное отношение к книге. 

Предметные: учащиеся должны научиться ориентироваться в учебнике, знать систему условных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы.

Метапредметные:

регулятивные: владеть произвольным вниманием, слушать и слышать содержание устного сообщения учителя, не отвлекаясь, принимать и сохранять учебную задачу;

коммуникативные: работать со взрослым (учителем), использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить диалог, строить монологические высказывания по предложенному плану (интересно ли было слушать сообщение учителя, понятно ли, о чём шла речь, какие хотелось бы задать вопросы по сообщению учителя); работать в паре, соблюдать правила ведения диалога;

Личностные: 

интерес к чтению книг, осознание  цели чтения художественных произведений.

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

Учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс), мультимедиапроектор (по возможности), разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться), графическая модель «Лесенки достижений», детские книги.

Учебник «Литературное чтение» (2 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (2 класс),  разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные, зелёные, фиолетовые), графическая модель «Лесенки достижений».

Педагогические технологии

Индивидуальный подход, работа в группах, работа в парах, исследование.

Основные этапы и виды деятельности

Этап урока

Цель - результат

Содержание

(страницы учебных пособий, номера учебных заданий, медиаресурсы)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценка и контроль

Мотивация.

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.)  

Проверить выполнение домашнего задания, повторить учебный материал, изученный на прошедшем уроке.- Выполнение инструкции учителя, усвоение изученного материала

Выяснить круг чтения  в период летних каникул. – Стимулиро-вать внеклассное чтение художественных произведений

Выставка детских книг.

Рабочая тетрадь на с. 7

Актуализирующая беседа.

- Поделитесь впечатлениями о выполнении домашнего задания, о вашем рассказе родителям.

- Дома вы должны были выбрать обложку и закладку для учебника «Литературное чтение» (2 класс). Обменяйтесь впечатлениями, покажите друг другу результат работы.

- Оцените с помощью разноцветных фишек работу вашего товарища: отдельно оцените выбор обложки и отдельно выбор закладки, отдайте ему те фишки, которые он заслужил. Объясните товарищу свою оценку.

- Встаньте те, кто получил красную фишку за выбор обложки. А теперь встаньте те, кто получил красную фишку за выбор подходящей закладки.

- А кто из вас получил зелёные фишки? Объясните, почему вашему выбору дали такую оценку, согласны ли вы с этим.

- Есть ли такие ребята в классе, кто получил фиолетовую фишку? Какой вывод вы сделали для себя на будущее? Постарайтесь исправить недостаток в работе к следующему уроку и покажите своему соседу по парте получившийся вариант.

Беседа о книгах, прочитанных летом.

- Какие книги вы прочитали летом?

- Есть ли они среди тех, что стоят на нашей выставке?

- Расскажите о наиболее понравив-шихся книгах так, чтобы другим захотелось их прочитать. (Задание в тетради на с. 7)

Обмен впечатлениями.

Работа в парах.

Рассказ учащихся о прочитанных книгах, обмен впечатлениями.

Взаимооценива-ние.

Отметить учащихся которые за время летних каникул прочитали больше всего книг.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.)

Проектирование вариантов работы над выявленными и  возможными  затруднениями

Формулирование учебной задачи урока.

Работа со шмуцтитулом: целепо

лагание и планирование изуче-ния темы. – Умение анализировать,делать выводы и планировать свою работу.

Учебник «Литературное чтение» с.3-5

- Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом разделе?

- Что люди могут называть «самым великим чудом на свете»?

- Обратите внимание, какой предмет изображён справа от названия раздела.

- Вспомните, что для нас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?

- Прочитайте их.

- Как вы понимаете первую цель, т. е. то, о чём мы узнаем в этом разделе?

- Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?

- Объясните каждую запись третьего блока.

- Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке.

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о книге и узнаем, почему книгу называют «самым великим чудом на свете».

-Попробуйте составить план изучения темы.

- Цели изучения раздела или темы.

Чтение детьми по цепочке вслух.

Работа в группах. Дети предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.

Отметить учащихся, которые более точно делали выводы.

Открытие нового (знания, способа действия) 

Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ

Обсуждение (возможно в парах, группах ) Формулирование вариантов выводов. Обобщение

1.Повторить знания детей о о форме речевого общения – диалоге. – Уметь читать диалог по ролям.

2.Показать способность писателя посредством слова создавать в нашем сознании живые картины. – Осознать способность писателя создавать в нашем воображении, картины и образы окружающего нас мира

Учебник с.4

- Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведений — волшебниками. (Учитель читает выразительно диалог на с. 4 учебника.)

Беседа с учащимися по содержанию текста.

- В какой форме была представлена нам информация?

- Что такое диалог?

- Кто с кем здесь вступает в диалог? Обратите внимание на иллюстрацию сверху.

- О чём нам рассказывает вообра-жаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести?

- Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? - Какое чудо творят писатели?

- А в чём состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом.

- Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом.

- А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните рассказ Н. Носова «Фантазёры». (Фантазия — это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идёт за мыслью автора, достраивая образы (воссоздающее воображение). Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.)

- Прочитаем этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?

- С какой интонацией будем передавать мысли рассказчика?

- А с какой интонацией будем читать вопросы ребят?

Повторное чтение детьми текста про себя.

- В виде диалога.

- Разговор, беседа двух или более людей.

- Автор с детьми.

- Писатели, силой своего воображения, создают живые картины.

- Писатели при помощи слов в  нашем сознании создают живые картины.

- Читатели воспроизводят эти картины, читая художественные произведения.

Чтение текста в парах по ролям.

- С интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом.

- С любопытством и удивлением.

Взаимооценива-ние.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Самостоятельная работа

Творческие задания

Диагностические задания на осознание и понимание нового

Включение будущего нового материала

Познакомить с правилами беседы. – Умение вести беседу.

Задание 1 на с.5

Задания 2, 3 на с. 5

- Выполните в парах задание 1 (с. 5).

- Обратите внимание на условное обозначение, расположенное рядом с этим заданием («Работай в паре»).

- Что значит фраза «обсудите с другом»?

- Какие правила беседы необходимо выполнить?

- Прочитайте задания 2 и 3 (с. 5). Перечислите героев книг, изображённых на иллюстрации.

- Кто из этих героев наиболее симпатичен вам? Почему?

- Слушать ответы друг друга внимательно, не перебивать, вежливо высказывать свою точку зрения, приводить в качестве аргументов доказа-тельства из текста.

Подведение итогов.

 Итоговая рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание.

Обобщить изученный на уроке материал. – Бережное отношение к книге, мотивация к чтению художественных произведений.

Самооценива-ние свой деятельности на уроке. – Осознание своей деятельности на уроке, стимулирова-ние к более продуктивной работе.

Задание 3 на с. 5 учебника

- Какое ценное знание об отношении к учебной книге мы должны зафиксировать с вами на сегодняшний день?

- Что узнали нового на уроке?

- Чему научились?

- Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

 

- С какой формой оценивания  мы познакомились на прошлом уроке?

- Расскажите, как при помощи «Лесенки достижений» можно себя оценить?

- Оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну из её ступенек треугольник, напоминающий фигуру человека.

- Расскажите родителям о том, какое ценное знание вы получили сегодня на уроке.

- Выполните задание 3 на с. 5 учебника.

- Повторили, что такое диалог, из чего состоит книга.

- Бережное и аккуратное отношение к учебной книге.

- «Лесенка достижений»

- У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке мы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что мы потрудился вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что мы потрудился на славу, заняли самое высокое и почётное место!

Самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели". "Л.Н.Толстой "Акула"

Представлена  подробная  технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Великие русские писатели. Л.Н.Толстой "Акула". Карта урока разработана в соответствии с требов...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Урок литературного чтения в 3 классе "Самое великое чудо на свете"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Самое великое чудо на свете" (УМК "Школа России")...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...