Разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме: В Гаршин "Лягушка - путешественница"с использованием технологии развития критического мышления
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кольниченко  Галина Александровна

На этом уроке учащиеся познакомятся   с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; научатся  определять нравственный смысл сказки, сравнивать сюжеты различных сказок о животных; отвечать на поставленные вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произведения; составлять синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_3_kl_kritich_myshlenie.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                               ГБОУ  ООШ пос. Ровно – Владимировка  Волжского района Самарской области

                                                        Разработка  урока  литературного чтения в 3  классе по теме:

                                               В.Гаршин «Лягушка-путешественница» с использованием  технологии развития  

                                                                                      критического мышления

                                                                                                                                           Автор: учитель начальных классов

                                                                                                                                                                Кольниченко Г.А.

Тема

В. Гаршин «Лягушка-путешественница». Нравственный смысл сказки.

Педагогические цели

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить определять нравственный смысл сказки, учить сравнивать сюжеты различных сказок о животных; учить отвечать на поставленные вопросы; выделять главную мысль, давать характеристику героев произведения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать доброту, милосердие.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

 Учащиеся должны знать содержание сказки В.М. Гаршина «Лягушка -путешественница»; определять основные особенности сказочного сюжета; должны уметь читать произведение вслух с переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь  мотивацию к учебной деятельности и осознавать личностный смысл учения; осознавать эстетические потребности и ценности; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами; осознавать, что хвастовство – это порок, с которым необходимо бороться.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.

 Сравнивать сказки по различным основаниям. Участвовать в работе группы.

Межпредметные связи

Русский язык, темы «Лексика», «Текст»

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, СD диск с данной  сказкой.

                                                    

                                                                                      Ход урока

Этапы урока

      Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности.

Создание эмоционального настроя.

Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение.

- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Дети отвечают: интересным, эмоциональным, поучительным

 

II.Речевая разминка

-Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.    (Утка с утятами.)

Выпуча лаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошачьи прыгает.

По-человечьи  плавает.   (Лягушка).

- Прочитайте загадки орфографически (так как написано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.

Читают загадки, говорят отгадки

III. Постановка целей и сообщение темы урока.

Рассказ об авторе сказки.

- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?

-Прочитайте что написано:

АКШУГЛЯЛ  АЦИННЕВТСЕШЕТУП

-Как вы думаете, о чём эта сказка?

-Какие цели поставим перед работай со сказкой?

-Рассмотрите иллюстрации к сказке  и ответьте, как они помогают раскрыть содержание произведения?

-Мы сегодня познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1853-1888). Род Гаршиных-старинный дворянский. В. М. Гаршин родился в 1853 году. С 1864 года он учился в Петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Гаршин написал ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сказание о гордом Агее», «Сигнал» и др. 24 марта  1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался. Писатель похоронен в Музее-некрополе «Литературные мостки» в Санкт – Петербурге.

Предположения детей

Дети отвечают: узнать содержание сказки, познакомится с героями, дать им характеристику, научиться выразительно читать.

Слушают рассказ учителя

IV. Организация познавательной деятельности.

Подготовительная работа.

Первичное восприятие текста.

Проверка эмоционального восприятия.

- Над каким жанром мы будем сегодня работать?

-Что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Назовите особенности сказочного жанра.

-Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественницами? И как это может быть?

Предлагает прослушать сказку по диску.

-Заинтересовала вас эта сказка? О чём она?

Над сказкой

Это произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках назидательный смысл.

Дети делают предположения.

Отвечают

V. Физкультминутка

Называет животных, дети имитируют их движениями.

Выполняют задания

VI.Чтение сказки

 Предлагает прочитать сказку и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! — этим я удивлен; * - это было интересно.

Выполняют задания

VII. Работа по теме урока.

Беседа по содержанию сказки.

Чтение в лицах диалога от лягушки.

Характеристика лягушки. Беседа о её путешествии.

-Как жилось лягушке на болоте?

-Почему она решилась отправиться в дальние края?

- Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.

- Расскажите, какой была лягушка. Выберите правильный ответ из предложенных в задании учебника.

-Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

-Почему она просила лететь пониже?

-Удалось ли путешествие на юг?

-Подберите поговорку к сказке.

-Поверьте, внимательно ли вы слушали сказку. Выполните тест из рабочей тетради.

Отвечают на вопросы

Читают по ролям

Отвечают на вопросы

VIII. Подготовка к пересказу сказки.

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. 

Выполняют задания

IX. Подведение итогов.

Составление синквейна.

-Составим синквейн про лягушку. ( в переводе с французского – 5 строчек- нерифмованное стихотворение)

Инструкция:

1-я строчка: тема (одно существительное);

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);

4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);

5-я строчка: синоним из одного слова к теме.

Составляют синквейн:

  1. Лягушка;
  2. Лупоглазая, толстая;
  3. соображает, болтает, хвастает;
  4. изобретает необыкновенный способ летать;
  5. Путешественница.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой. Оцените свою работу. Покажите мне свою ленту «Мои успехи».

- Труден путь к знаниям, но мы преодолели трудности. Что помогало нам на дороге знаний?

Вы были внимательными, активными.

Учащиеся показывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Классный час на тему «Здоровый образ жизни» (с использованием технологии «Развитие критического мышления»)

Классный час на тему «Здоровый образ жизни»(с использованием технологии «Развитие критического мышления»)Разработку можно использовать на уроках окружающего мира....

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен “Приключения Тома Сойера”.

Разработка урока литературного чтения 4 класс по теме "Марк Твен  “Приключения Тома Сойера”.  Конспект урока с использованием презентации помогут познакомить детей с жизнью и творчеством пис...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

разработка урока литературного чтения 4 класс по теме " В. Драгунский ",,,Бы"

Урок составлен  к УМК "Перспектива" в технологии продуктивного чтения...

Конспект урока по математике 1 класс «Прибавить, вычесть 3.Решение задач.» с элементами технологии развития критического мышления

Тема урока: « Прибавить, вычесть 3.Решение задач » с элементами технологии развития критического мышления...