авторская программа по внеклассному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Герасимова Нина Давыдовна

авторская программа по внеклассному чтению разработана для школьников 7-10 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoskaya_programma.docx48.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   образовательное   учреждение  

средняя школа №2 г.Альметьевск

Утверждаю:

Директор  МБОУ «СОШ №»

__________________ Г.Н. Панкова

«_____»_______________ 20___ г.

 «Что за прелесть эти сказки…»

Дополнительная образовательная программа

для детей младшего школьного возраста

(срок реализации – 4 года)

Г. Альметьевск

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………………….… …стр. 3
  2. Основные содержательные линии дополнительной образовательной программы  «Что за прелесть эти сказки…»………………........стр. 6
  3. Тематический план дополнительной образовательной программы  «Что за прелесть эти сказки…»…………………………………..стр. 7
  4. Методическое  обеспечение ………………...……………….......стр.12
  5. Список использованной литературы. …………………………. стр. 12

             

  1. Пояснительная записка

В начальной школе происходят существенные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни.

В подобной системе особо заметное место занимает курс «Что за прелесть эти сказки…».

Введение курса «Что за прелесть эти сказки…» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать пребывание младших школьников в школе радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям.

Тематическая ценность этого курса позволяет научить детей читать и  слушать сказку, а также  рассказывать ее, а иногда  ставить  спектакли. Сказка представляет собой продукт воображения, и, казалось бы, воображения, совершенно  лишенного связи с реальностью. Действия сказки  могли бы представиться только в вымысле автора. Однако легко заметить, что в каком-то другом смысле это фантастическое построение исходит непосредственно из действительности и воздействует на эту действительность» (Л.С.Выгодский. Воображение и творчество в детском возрасте.1997)

Ученики начальных классов не только особые читатели, но и особые слушатели. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, потому, поэтические образы сказки для них реальны и убедительны. Простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии, что является основной причиной успеха сказок у детей. Цель программы – показать что сказка, является особым средством постижения жизни, понятным и близким детям способом познания, изучения, раскрытия действительности.

Народность, национальный характер сказок, четко подчеркивается в программе. Введение ученика в народный язык, открытие ему мира народной мысли, народного чувства, народной жизни, воспитывает в ученике любовь к Родине. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

Данная программа имеет важное воспитательное значение  и подчёркивает важность вселить в учеников уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

 «Что за прелесть эти сказки…» - это программа, которая видится в комплексе многих дисциплин начальной школы. Это – преподавание литературного чтения, изобразительного искусства, музыки, развитие речи. Опираясь на конкретный материал, данная программа позволяет научить учеников видеть в сказке за фантазией и вымыслом реальную жизнь, действительные социальные отношения.

Цель данной программы:

– создать комфортные условия для восприятия художественного произведения.

Задачи:

образовательные: научить детей воспринимать, слушать и читать сказки

воспитательные: воспитание художественного вкуса, воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости,  воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине, воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения

развивающие: развитие творческих и актёрских способностей у детей, развитие устной речи, навыков общения, развитие мелкой моторики

Организация процесса: 

Данная программа «Что за прелесть эти сказки…» рассчитана на детей начальных классов.

Первый этап  – имеет следующие формы: чтение сказок, их анализ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, инсценировка сказок-пьес в стихах.

Второй этап предполагает практическую реализацию программы –– театрализованное исполнение литературных сказок. Это, в свою очередь, способствует самореализации учеников. Ученики начальных классов сами могут распределить роли, составить речевую партитуру текста, подобрать костюмы и музыкальное сопровождение. Роль учителя на данном этапе - корректировка и контроль действий детей.

       Программой предусматривается 144 занятия (34 часа в 1 классе, 35 часов во 2 классе, 36 часов в 3 классе и 39 часов в 4 классе). Учебный материал курса предусматривает сочетание словесных и практических методов. Такой подход способствует развитию познавательной активности учащихся, воспитывает квалифицированного читателя. Основным моментом занятий становится деятельность самих учеников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Особое внимание обращается на ролевые игры, так как склонность к игре, к инсценированию проявляется у детей с самого раннего возраста.

В коллективных играх обеспечивается тренировка внимания к окружающим, т.к. каждый ребёнок должен выступить только в своё время и на своём месте. Коллективная игра так же направлена на воспитание положительных качеств, таких как инициативность, доброта, контактность, ответственность.

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные русские и татарские народные сказки;

- популярные сказки разных народов;

- сказки отечественных и зарубежных авторов;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

II. Основные содержательные линии дополнительной образовательной программы  «Что за прелесть эти сказки…»

Класс

Название раздела

Количество часов

Итого

1 класс

Русские народные сказки

15 часов

 

Татарские народные сказки

4 часа

 

Сказки в мультфильмах

8 часов

 

Народные и авторские сказки

6 часов

 

Итоговое занятие

1 час

 

 

 

34 часа

2 класс

Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки

8 часов

 

Сказки народов России

4 часа

 

Сказки народов мира

5 часов

 

Сказки отечественных писателей

10 часов

 

Сказки зарубежных писателей

7 часов

 

Итоговое занятие

1 час

 

 

 

35 часов

3 класс

Русские народные сказки

16 часов

 

Татарские народные сказки

4 часа

 

Сказки в мультфильмах

9 часов

 

Народные и авторские сказки

6 часов

 

Итоговое занятие

1 час

 

 

 

36 часов

4 класс

Сказки о животных, волшебные и бытовые сказки

11 часов

 

Сказки народов России

6 часов

 

Сказки народов мира

7 часов

 

Сказки отечественных писателей

6 часов

 

Сказки зарубежных писателей

8 часов

 

Итоговое занятие

1 часа

 

 

 

39 часов

 

III. Тематический план дополнительной образовательной программы  «Что за прелесть эти сказки?»

1 класс – 34 часа

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

1-2

Русская народная сказка «Колобок»

Слушание, просмотр м/ф, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка

2

3-4

Русская народная сказка «Теремок», «Грибок-теремок»

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование, просмотр м/ф

2

5

Русская народная сказка «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.

1

6-7

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание, пересказ, просмотр м/ф, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

2

8

Русская народная сказка «Кот и петух»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

1

9

Русская народная сказка «Каша из топора»

Слушание, чтение, иллюстриро-вание, рисование свечкой и акварелью, инсценирование.

1

10

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

1

11-12

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование, просмотр м/ф «Три мешка хитростей»

2

13-14

Русская народная сказка «Три медведя»

Чтение, просмотр м/ф, пересказ, иллюстрирование.  Озвучивание героев.

2

15

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Слушание, просмотр м/ф, выборочный пересказ, инсценирование.

1

16-17

Татарская народная сказка «Саламтор-хан»

Слушание, пересказ, пантомима, иллюстрирование.

2

18-19

Татарская народная сказка «Гульчечек»

Слушание, чтение, инсценирование.

2

20-22

Сказки В.Сутеева

Просмотр м/ф «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Кот-рыболов», инсценирование, озвучивание

3

23-24

Г.Скребицкий «Лесные путешественники»

Просмотр м/ф, иллюстрирование, подвижная игра «Шишки, желуди, орехи», лепка из пластилина.

2

25-27

Сказки о животных в мультфильмах.

Просмотр м/ф «Беги, ручеек», «Медведь – липовая нога», «Как козлик землю держал», «Мы за солнышком идем». Рассказывание, иллюстрирование, инсценирование.

3

28-29

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки

2

30

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

1

31-32

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.

2

33

А.Алиш  «Болтливая утка»

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание.

1

34

Итоговый урок. Урок-утренник «В гостях у сказки»

Викторина по сказкам, загадки, ребусы, пантомимы, сценки.

1

                                               

2 класс – 35 часов

1-2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Сказки о животных. «У страха глаза велики», «Пирожок»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

3-4

Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

2

5

Сказки о животных. «Чужие следы»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

6-7

Волшебные сказки. «Золотая птица», «Три голубя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

2

8

Волшебные сказки. «Молодильные яблоки»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

9

Татарская народная сказка «Умная девушка»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

1

10

Башкирская сказка «Бай и пастух»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

11

Чувашская сказка «Умный портной»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

1

12

Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

13

Туркменская сказка «Сорок небылиц»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

14

Узбекская сказка «Бум-бум»

Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.

1

15

Чешская сказка «Молчаливая королевна»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

1

16

Китайская сказка «Цзун – длинный день»

Чтение, краткий пересказ, иллюстрирование книги.

1

17

Вьетнамская сказка «Обманутый богач»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

18-19

Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»

Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов  жидкой гуашью.

2

20-23

Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

4

24-27

А.Волков «Волшебник Изумрудного города»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

4

28

В.Гауф «Карлик Нос»

Просмотр м/ф, выборочный пересказ, создание портрета главного героя.

1

29

Г.Х.Андерсен  «Русалочка»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

1

30

Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

31

Г.Х.Андерсен «Свинопас»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

1

32

Г.Х. Андерсен «Огниво»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

33-34

Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»

Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание.

2

35

Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»

НШ  № 6, 2012 – сценарий урока

1

3 класс – 36 часов

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

1-2

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование, просмотр м/ф «Три мешка хитростей»

2

3

Русская народная сказка «Девочка-семилетка»

Чтение, просмотр м/ф, пересказ, иллюстрирование.  Озвучивание героев.

1

4-5

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Чтение, рассказывание,  лепка, пластилиновый театр, просмотр м/ф «Крылатый, мохнатый да масленый»

2

6-7

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

2

8-9

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слушание, чтение, просмотр м/ф, выборочный пересказ, инсценирование, иллюстрирование.

2

10-11

Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк»

Слушание, чтение, выборочный пересказ, инсценирование, иллюстрирование.

2

12-13

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Слушание, рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

14-15

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Рассказывание, чтение, просмотр м/ф, инсценирование.

2

16

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.

1

17-18

Татарская народная сказка «Камыр-батыр»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из теста.

2

19-20

Татарская народная сказка «Саран и Юмарт»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

2

21-23

Русская народная сказка «Заяц-хваста». Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», «Серая Шейка»

Слушание, инсценирование, озвучивание мультфильма.

3

24-25

Приключения ребят в мультфильмах.

Просмотр м/ф «Варежка», «Дедушка и внучек», «Старая игрушка», «Сказка старого дуба», «Тимошкина елка»

2

26

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Просмотр м/ф, иллюстрирование – украшение кувшина, подвижная игра «У медведя во бору»

1

27-29

Сказки о дружбе: «Просто так», «Чьи в лесу шишки?», «Разные колеса», «Кто первый?», «Пласти-линовый ежик»

Просмотр м/ф, обсуждение, озвучивание м/ф, работа в группах: создание книжек-малышек.

3

30

Г. Тукай «Козел и баран»

Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.

1

31

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.

1

32-33

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

34

Татарская народная сказка «Золотое перо»

Выразительное чтение, озвучивание героев, лепка.

1

35

Башкирская сказка «Алпамыша-батыр»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

1

36

Итоговый урок

Театрализованная постановка сказки

1

                                               

4 класс – 39 часов

1

Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

2-3

Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

2

4-6

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Царица Екатерина и сапожникова жена»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

3

7-9

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

3

10-11

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

2

12

Татарская народная сказка «Три совета отца»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

1

13

Башкирская сказка «Старик и великан»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

14

Калмыцкая сказка «Плюх пришел!»

Слушание, выборочный пересказ, театрализация.

1

15

Якутская сказка «Росомаха и медведь»

Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.

1

16

Чувашская сказка «Алмас-батор»

Выразительное чтение, озвучивание героев, лепка.

1

17

Каракалпакская сказка «Клад Кырсыкбека»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

18

Немецкая сказка «Цена гороха»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

1

19

Датская сказка «Король змей»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

1

20

Французская сказка «Плут – малыш»

Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол.

1

21

Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

22

Испанская сказка «Горбатая принцесса»

Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.

1

23

Монгольская сказка «Гунан-батор»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

24

Корейская сказка «Как крестьянин спас Чечжу»

Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.

1

25-28

А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

4

29-30

М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»

Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.

2

31-32

Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»

2

33-36

А.Линдгрен  «Три повести о Малыше и Карлсоне»

Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон»

4

37

Т. Янсон «Шляпа волшебника»

Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.

1

38

Т.Янсон «Мумми-троль и комета»

Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.

1

39

Итоговый урок

КВН по сказкам

1

IV.Методическое обеспечение

    Наиболее оптимальное условие проведения занятий – группа из 17 человек.

Наилучшей формой занятий являются игры в комбинации с беседой, чтением.

Техническое оснащение занятий обеспечивается аудиозаписями, декорациями, костюмами, масками.

В работе применяется дидактический материал.

V. Список использованной литературы

  1. Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  2. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
  3. “Три голубя” Сказки народов Поволжья – Казань: “Татарское книжное издательство”, 1990
  4. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
  5. Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
  6. Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
  7. Волков А. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” – М.: “Дом”, 1993
  8. Волков А. “Семь подземных королей” – Новосибирск: “Детская литература”, 1993
  9. НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
  10. НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
  11. НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
  12. НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
  13. “Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
  14. Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
  15. “Остров сказок” Сказки народов мира – Ташкент: “Ёш гвардия”, 1984
  16. Линдгрен А. “Три повести о Малыше и Карлсоне” – Ташкент: “Юлдузча”, 1990
  17. Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
  18. Успенский Э. “Дядя Фёдор, пёс и кот” – М.: РИО “Самовар”, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Авторская программа по внеклассному чтению "Удивительный мир книг". 4 класс.

Программа внеклассного чтения «Удивительный мир книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнк...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение»

Рабочая авторская программа по внеклассной работе «Вдохновение". Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеклассной работе в школе с учащимися мл...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Авторская программа по литературному чтению для 1 класса

Авторская программа по литературному чтению предназначена для учителей реализующих УМК "Перспективная начальная школа" и призвана дать возможность всестороннего развития ученика...

Авторская программа внеурочной деятельности «Чтение с увлечением». Методические рекомендации.

Как научить детей любить книгу?  Что происходит с современным детским чтением?  Эта проблема  волнует и учителей, и родителей.Для решения этой проблемы мной создана программа внеурочной...