конспект урока по литературному чтению И.Бунин "Листопад"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Чернышова Олеся Михайловна

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе. И.Бунин "Листопад"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernyshova_o.m.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Программа «Школа России»

ТЕМА УРОКА: И.Бунин «Листопад»

Цели:

  • Познакомить учащихся со стихотворением И.Бунина «Листопад»
  • Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности,  детей, внимание к образным  средствам языка;
  • Учить выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

Воспитывать любовь к родной земле, природе.

Оборудование:

Учебник  «Литературное  чтение» 1 часть  Л. Ф. Климанова

Портрет И. А. Бунина

АРМ – Презентация

Словарь С. И. Ожегова

Выставка книг

Этапы урока

время

Психологический настрой      

Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят собрал он в класс,

Чтобы дети не ленились, с удовольствием учились

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем

0,5 минуты

Проверка домашнего задания

Мир поэзии состоит

Из образных средств языка

- И ваше домашнее задание было: выписать из стихотворения И. Никитина 2 эпитета и 1 сравнение

Давайте послушаем выразительное чтение.

« Облака с золотыми краями», « звезд золотое сиянье» - эпитеты, « месяц огненным шаром встает» - сравнение

Актуализация сравнений. Сообщение темы и целей урока

Послушайте,

Унылая пора!   Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье. . .

- Кто автор этих строк?

- О чем это стихотворение?  – Как вы узнали?  – Как поэт воспринимает осень? Какие еще поэты писали об осени? – Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением об осени. А написал его  Иван Алексеевич Бунин. Научимся выразительно читать стихотворение, находить поэтическое средства языка. В 3 классе вы уже знакомились со стихами Бунина.

- Вспомните их, пожалуйста.

Есть на полях моей родины скромные

Сёстра и братья заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майских лесов и лугов.

- О чем все эти стихотворения? Что их объединяет?

- Детство и юность писателя прошли на природе.

Вся поэзия Бунина освещена солнечным блеском.

Только человек с высокой поэтической душой мог так чувствовать и так писать. Мир природы передает Бунин в своих стихах . . . Лес становится героем маленькой поэмы «Листопад». Послушайте отрывок из этой поэмы

- Подумайте, каким настроением проникнуты эти строки?

Слайд  1

А. С. Пушкин

( об осени )

А. С. Пушкин « Уж небо осенью дышало»

Н. А. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный . . .» ( дети читают отрывки из этих стихотворений)

И. А. Бунин ( « Детство», « Полевые цветы», « Густой зеленый ельник у дороги») Слайд 2  ( открываются названия стихов ) ( о природе)

Слайд 2 ( портрет писателя)

Учитель читает стихотворение.

- Что вы представили себе, когда слушали это стихотворение?

( ответы детей )

Словарная – лексическая работа

- В стихотворении вы, наверно, обратили внимание на слово «завороженный», «очаровать», «околдовать».

- Что обозначает слово «завороженный».

- В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова слово «заворожить», значит « очаровать», «околдовать»

- С помощью прилагательных поэт создает красоту картины осенней природы.

Подберите синонимы к словам: лиловый, золотой, багряный

- Прочитайте самостоятельно стихотворение ( жужжащее чтение).

- Каким настроением  проникнуто это стихотворение?

- А теперь вопрос к самым внимательным читателям. Сохраняется ли светлое, радостное настроение на протяжении всего стихотворения?

- Давайте найдем слова, которые помогают поэту создать светлое, радостное настроение?

- Найдите строчку, где настроение меняется.

 Почему?

- Появляется Осень – вода – и восторг и восхищение меняется  тихой грустью.

- Какой художественный прием использует автор?

- Прочитайте только русские буквы и

Это будет вам подсказкой.

- Найдите и прочитайте эту строчку.

- Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса – терема? Какие эпитеты использует автор

-Посмотрите на картины. Какая из них больше подходит к этому стихотворению?

( ответы детей )

Показать детям словарь

( фиолетовый, сиреневый, желтый, красный).

( радостное, светлое )

( веселый, светлый, блестящий, лазури голубой )

( дети читают )

( осень не только буйство красок, но и прощание с теплом, летом )

Слайд 3

«ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ»

«И осень тихою водой вступает в пестрый терем свой»

«Лес стеной стоит», « Как вышки, елочки темнеют», сеть из серебра,, мотылек – белый лепесток, поняла – широкий двор.   ( стена пестрая, березы желтою резьбой, терем пестрый,)

Слайд 4 ( картины осени )

Физминутка .

- А сейчас давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами находимся в лесу.

        На зарядку солнышко поднимает нас.

        Поднимаем руки мы по команде «раз».

        А над нами весело шелестит листва.

        Опускаем руки мы по команде «два».

        Соберем в корзинки ягоды, грибы -

        Дружно наклоняемся по команде «три».

        На «четыре» и на «пять»

        Будем дружно мы искать.

        Ну, а по команде «шесть»,

        Всем за парты тихо сесть!

- Поэт создает образы и предает звуки осени

- Найдите и прочитайте, что поэт говорит о звуках, о запахах.

- Обратите внимание, какие слова повторяются несколько раз?

- Как вы думаете, почему поэт слова «сегодня» употребил несколько раз?

- Поэт прощается с теплом, солнечными дням, и может быть только именно «сегодня» последний теплый день, и мотылек последний раз играет, и паутина блестит на солнце тоже в последний раз.

Поэт говорит, что красота осени недолговечна

- Найдите и прочитайте ту часть стихотворения, где звучит восхищение.

- А теперь прочитайте вторую часть  стихотворения, начиная со слов «сегодня»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина.

- Сравните начало стихотворения и его конец. Что изменилось?

«мертвое молчание», «расслышать листика шуршание», « пахнет дубом и сосной».

«сегодня» - 3 раза

«тишина» - 2 раза

( ответы детей )

( читают 3 ученика )

( тихая вода, замирал, мертвое молчанье, завороженный тишиной )

( ответы детей)      Изменилось настроение

Стихотворение легко запоминаются. В чем же секрет? В рифмах

А сейчас немного поиграем

Задание – отыщи рифмы

Резьбой- голубой

Темнеют – синеют

Оконца – солнца

Водой - свой

Поляне- ткани ,

Мотылёк-лепесток

Играет-замирает

Теплом-кругом

- Молодцы, ребята! Хорошо!

-Мы с вами тоже были в осеннем лесу. Можно ли сравнить наш лес с «лесом» Бунина. Что общего?

-Давайте найдём строки, которые помогут описать наш лес.

Слайд 5 ( открываются рифмы )

НРК

(краски осени, тишина)

Фоторгафии осеннего леса со строчками из стихотворения.

Давайте прочтём ещё раз это стихотворение по «цепочке» по две строки. И постараемся передать настроение.

- Молодцы, ребята!

- Как вы думаете, удалось ли нам при чтении передать чувства поэта?

- Чьё чтение вам понравилось больше?

 ИТОГ УРОКА

-Если бы вы рисовали картину к этому стихотворению, какие краски вы бы выбрали?

- Какое «настроение» будет у вашей иллюстрации?

- Вот и домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению и выучить его наизусть.

 И. Бунин- Лауреат Нобелевской премии, признан не только в России, но во Всём мире.

 Перед вами книги И.Бунина.

С ним вы  продолжите знакомство в старших классах.

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...