Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».Анализ текста как средство формирования самостоятельности мышления младших школьников.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Побережнюк Елена Валерьевна

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, который они представят, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Задание выполняется 15 минут, после чего каждая группа выполняет презентацию у доски.  Затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока45 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста как средство формирования  самостоятельности мышления младших школьников.

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Н.Н. Носов. Затейники».

Учитель: Побережнюк Елена  Валерьевна

ЧОУ – СОШ «Новый путь» город Армавир Краснодарский край  

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

  • формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;
  • развивать мышление, воображение,  память,  связную речь;
  • воспитывать чувство взаимопомощи при работе в группе;
  • реализовывать творческие способности школьников.

Оборудование: выставка книг Н.Н. Носова, учебник (Родная речь. Учебник  для 2 класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л. Ф. Климанова и др.) или текст рассказа Н.Н. Носова «Затейники», толковый словарь, карточки с заданиями,  декорации к инсценировке  (одеяло, стол).

Основная работа на уроке будет сосредоточена на анализе текста. Все учащиеся читают текст и по ходу выполняют задания в группах. У каждой группы своё задание. Все группы должны учесть главное правило: им необходимо выполнить задание таким образом, чтобы материал, который они представят, был хорошо понятен человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Задание выполняется 15 минут, после чего каждая группа выполняет презентацию у доски.  Затем следует сравнить и сопоставить полученные результаты, отметить наиболее удачные варианты.

                                Ход урока.

  1. Вызов.

 - Рассмотрите рисунки  в учебнике на стр.49.

 - Узнали ли вы героев сказок Н.Носова? Что вы о них знаете?

Ответы детей.

 - У Н.Н. Носова много произведений о детях и для детей. Обратите внимание на выставку книг. Познакомиться с рассказами Носова можно, взяв книги в библиотеке.

 - Сегодня мы с вами изучим рассказ Н.Н. Носова, который называется «Затейники».

 - Как вы думаете, а кто такие затейники?

Ответы детей.

 - Правильно, обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

Затея  1. Дело, замысел. 2.Занятие для развлечения, забава.

Затеять – предпринять, начать что-нибудь делать.

 - О чём пойдёт речь в рассказе?

Предположения детей.  

Физкультурная разминка.

  1. Осмысление содержания:

1.Первичное восприятие текста – прослушивание рассказа «Затейники» в исполнении учителя.

2. Работа с текстом.

 Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.  Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

Каждая группа  повторно читает рассказ Н.Н. Носова «Затейники»  и выполняет своё задание:

Первая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные.

На отдельной карточке – одно слово или словосочетание. 

Опорные слова и словосочетания:

Затейники

Читали сказку

Три поросёнка

Прыгали

Кричали

Сделаем домик

Залезли под стол

Серый волк

Схватит за ногу

Испугалась

Выбежали

Открыли дверь

Подкрался

Дёрнул одеяло

Обрадовались

Карточки – «ловушки»:

Бегемоты

Читали стихотворение

Играли в магазин

Злая собака

Подрались

Помирились

Разломали домик

Можно предложить другие слова в качестве опорных.

 - Ребята, перед вами на столе карточки. На карточках записаны опорные слова и словосочетания. Будьте внимательны! Вам могут встретиться слова, которые  не относятся к изучаемому тексту. Вашей группе нужно выбрать и расположить карточки на доске согласно содержанию текста.

Вторая группа - придумывает вопросы к рассказу.

 - Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен

предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Третья группа - последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)

План:

  • Мы читали сказку «Три поросёнка».
  • Давай сделаем себе домик, как у тех поросят.
  • Может быть, серый волк?
  • Так и не стали больше в «три поросёнка»  играть.

 - На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Затейники». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны!  Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

 - Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке  ваша группа готовит инсценировку рассказа Н.Н.Носова «Затейники». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то  из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

 - Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.  Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно  человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

3. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

        У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию: 

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно  дополнительно обратиться к учебнику – стр. 53 (учебник) и узнать, какие ещё вопросы можно было задать). Отвечают на вопросы другие команды.
  • четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей  - первая, вторая и третья команды.

Физкультурная разминка.

  1. Рефлексия:

Анализ полученной информации.

 - Сегодня я узнал (а)…

 - Было интересно…

 - Было трудно….

 - Теперь я могу…

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.

 - Можно ли сказать, что «Затейники» - поучительный рассказ? Почему?

Домашнее задание:

 - Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Затейники».

Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по литературному чтению 2 класс по теме "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

Презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "Н.Н.Носов "Живая Шляпа"....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Николай Николаевич Носов «Федькина задача»" ( УМК "Школа России")

Конспект урока по литературному чтению                                              ...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....