Открытый урок по литературному чтению.«Э.Ю.Шим «Храбрый опёнок».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лёвина Ирина Валентиновна

Цели урока:

·        познакомить обучающихся со сказкой Э.Ю.Шима «Храбрый Опенок»;

·        развивать навыки техники чтения;

·        учить работать с текстом произведения, анализировать его;

·        формировать культуру чтения и оценочного суждения;

·        развивать интерес к чтению;

·        развивать критическое мышление;

·        воспитывать эмоциональую отзывчивость, сопереживание, любовь к природе.

 

Оборудование урока:

·        учебник по литературному чтению, 2 класс, автор Э.Э. Кац;

·        рабочая тетрадь к учебнику;

·        рисунки грибов;

·        раздаточный материал с пословицами;

·        слайды.

 

 

План урока:

1.     Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Знакомство с произведением.
  4. Анализ произведения.
  5. Домашнее задание.
  6. Итог урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению.

2 класс.

Информационная карта урока.

Лёвина Ирина Валентиновна

Тема урока: «Э.Ю.Шим «Храбрый опёнок».

Тип урока:

  • по основной дидактической цели – урок изучения нового материала;
  • по способу проведения – мультимедиа урок;
  • по основным этапам – урок образования понятий, первичного ознакомления с материалом.

Форма проведения урока: «Традиционный комбинированный урок с использованием   мультимедиа».

Цели урока:

  • познакомить обучающихся со сказкой Э.Ю.Шима «Храбрый Опенок»;
  • развивать навыки техники чтения;
  • учить работать с текстом произведения, анализировать его;
  • формировать культуру чтения и оценочного суждения;
  • развивать интерес к чтению;
  • развивать критическое мышление;
  • воспитывать эмоциональую отзывчивость, сопереживание, любовь к природе.

 

Оборудование урока:

  • учебник по литературному чтению, 2 класс, автор Э.Э. Кац;
  • рабочая тетрадь к учебнику;
  • рисунки грибов;
  • раздаточный материал с пословицами;
  • слайды.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы урока.
  4. Знакомство с произведением.
  5. Анализ произведения.
  6. Домашнее задание.
  7. Итог урока.

                                                           ХОД  УРОКА

1. Организационный момент.

Слайд №1. (Заставка к уроку)

2. Проверка домашнего задания.

У. С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

Д. Читали рассказ Михаила Пришвина «Недосмотренные грибы».

У. Объясните, что значит «недосмотренные грибы»?

Д. Это грибы, которые не нашли грибники. Они остались несобранными.

У. Расскажите, описание какого гриба вам особенно понравилось?

(Ученики пересказывают понравившиеся описания грибов и показывают рисунок с его изображением).

У. Вспомните, о чем сожалеет автор в конце рассказа?

Д. Автор сожалеет, что с приходом зимы многие грибы так и останутся стоять в лесу, пропадут. Ему жалко, что они никому не достанутся.

3. Сообщение темы урока.

Слайд №2. (название литературных произведений).

У. Прочитайте название литературного произведения. («Белка и Ворон»)

Вспомнили его? А кто написал эту сказку?

Д. Её написал Эдуард Шим.

(показать портрет писателя).

У. Эдуард Юрьевич Шим писал сказки и рассказы для детей. Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением этого писателя.

Прочитайте его название.

(на слайде появляется запись «Храбрый опенок»).

У. Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?

Д. Да. Это гриб – опенок.

У. Как его называет автор?

Д. Храбрый.

У. Как вы думаете, какого человека можно назвать храбрым?

Д. Это человек, который ничего не боится.

Храбрый – это смелый человек, мужественный, бесстрашный человек.

У. Значит, и наш сегодняшний герой Опенок должен обладать такими качествами характера: смелый, решительный, бесстрашный, мужественный.

У. Как вы думаете, где будут происходить события в это произведении?

Д. В лесу.

У. Значит, там будут и другие грибы? Ребята приготовили загадки про грибы, постарайтесь их отгадать.

(Дети рассказывают загадки).

Слайд №3. (отгадки к загадкам).

Д. 2. Я стою на ножке толстой,

     Я стою на ножке гладкой,

     Под коричневою шапкой,

     С бархатной подкладкой. (Боровик).

    1. Под соснами, под елками

     Стоит мальчик с пальчик,

     На нем желтый кафтанчик,

     Шапка красненькая. (Масленок).

    3.  Не спорю, не белый,

     Я, братцы, попроще.

     Расту я обычно

     В березовой роще. (Подберезовик).

     

     5. Вдоль лесных дорожек

     Много белых ножек

     В шляпках разноцветных,

     Издали приметных,

     Собирай, не мешкай!

     Это … (Сыроежки).

     6. Я в красной шапочке расту

     Среди корней осиновых.

     Меня увидишь за версту,

     Зовусь я … (Подосиновик).

     4. Очень дружные сестрички,

     Ходим в рыженьких беретах,

     Осень мы приносим летом.

     Золотистые … (Лисички).

У. Мы начинаем читать произведение. Слушайте внимательно. Я даю вам задание. Какие из этих грибов встретятся в произведении.

Открыли тетрадь на странице 53 и учебник на странице 110.

4. Знакомство с произведением.

У. Дима начинает читать.

(Прочитывается 1-ый отрывок).

У. Какие грибы встретились в произведении?

(Со слайда исчезают лишние грибы: лисички и подберезовик.)

У. Найдите в тексте и прочитайте отрывки про каждого из них.

Слайд №4. (Рисунок боровика, а ниже словарная работа:

Боровики – белые грибы,

Кафтан – длинный пиджак.)

Дети зачитывают отрывок из текста про боровиков.

Слайд №5. (Рисунок подосиновиков).

Дети зачитывают отрывок про подосиновики.

Слайд №6. (Рисунок маслят, а ниже словарная работа.

Картузик – небольшая фуражка, мужской головной убор с жестким козырьком.)

Дети зачитывают отрывок про маслят.

Слайд №7. (Рисунок сыроежек).

Дети зачитывают отрывок про сыроежки.

У. А сейчас выполним задание №3 в тетради.

Слайд №8.: деды                                       сыроежки

                      отцы                                       маслята

                      братцы                                   подосиновики

                       сестрицы                               боровики

У. Как автор называет грибы. Соедини пары слов.

Физкультминутка для глаз

Слайд №9

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

(Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.)

У. Я продолжаю читать, а вы следите за мной.

(Зачитывается 2-ой отрывок).

У. Какие чувства вызвал у вас прослушанный отрывок? Почему?

Д. Жалко опенка, потому что он не такой красивый, как другие грибы, и его никто не захотел взять в свою корзинку.

Жалко опенка, потому что с ним никто не захотел дружить.

У. А какие грибы собирают грибники?

Д. Грибники собирают дедов боровиков.

У. Найдите описание опенка. Прочитайте.

Слайд №10. (Рисунок опенка, а внизу словарная работа.

Неказистый – некрасивый, непривлекательный).

У. Как, по вашему мнению, автор относится к опенку?

Д. Я думаю, что автор жалеет Опенка, потому что у него нет ни кафтана, ни картуза.

Я думаю, что автор жалеет  Опенка, называет его «сиротинушка».

У. Как вы думаете, что произойдет дальше?

Д. Я думаю, что Опенок обидится и спрячется ото всех.

Я думаю, что Опенок найдет себе других друзей, таких же, как он, которые не будут над ним смеяться.

У. Продолжаем читать по цепочке.

(Дети читают 3-ий отрывок)

У. Нашли грибники Опенка?

Д. Нет.

У. А какие грибы они собирали?

Д. Отцов подосиновиков.

У. Куда перебрался Опенок?

Д. Повыше перебрался, на березовые корни.

У. Почему?

Д. Холодно ему в низинке стоять.

У. Как вы думает, теперь на новом месте, найдут его грибники?

Давайте узнаем. Продолжаем читать 4-ый отрывок по абзацам.

У. Нашли грибники Опенка? А какие грибы они собирали?

Д. Грибники собирали братцев маслят и сестриц сыроежек.

У. Куда перебрался Опенок?

Д. Вскочил на березовый пенек.

У. Почему?

Д. Спрятался от дождя.

У. Остался последний отрывок. Как вы думаете, чем закончится эта история?

Давайте прочитаем об этом. (Я читаю 5-ый отрывок).

У. Ожидали вы, что будет такой конец? Понравилась вам такая концовка?

У. Куда же перебрался Опенок?

Д. Прыгнул в березовое дупло?

У. Почему?

Д. Спрятался от снега.

Физкультминутка.

Меж еловых лап

Дождик кап, кап, кап!

(щелчки пальцами)

Где сучок совсем засох,

(потереть ладошки)

Серый мох, мох, мох!

(на столе ладошками перебираем пальцами)

Где листок к листку прилип,

(поднять руки и похлопать в ладоши)

Вырос гриб, гриб, гриб!

(вращаем кисти)

Кто нашёл его, друзья?

(руки на пояс)

Это я, я, я!

(Наклоны туловища в сторону)

5. Анализ произведения.

У. Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

У. Сделаем обложку к этому произведению.

Слайд №11. (Обложка к произведению).

У. Почему автор назвал сказку «Храбрый Опенок»?

У. Что вам понравилось в сказке, а что – нет?

У. Рассмотрите в учебнике иллюстрацию к сказке.

Расскажите, что на ней изображено?

Найдите и прочитайте этот фрагмент в тексте.

У. Как вы оцениваете поступки других грибов?

У. Почему грибы начали сходить?

У. А как поступал Опенок?

У. Как вы считаете, о каких чертах характера героя говорят его поступки?

Выберите правильный ответ.

Слайд №12. (Черты характера Опенка).

Храбрый, трусливый, выносливый, веселый, стойкий, ловкий, находчивый, капризный.

У. Прочитайте последнее предложение. Как вы думаете, почему грибники низко поклонились Опенку?

У. А теперь, поработаем в парах. Посовещайтесь и выберите из предложенных пословиц те, которые вы считаете подходят к сказке.

Слайд №13. (Пословицы).

  1. У страха глаза велики.
  2. Мал телом, да велик делом.
  3. Терпение и труд, все перетрут.
  4. Будет время – и нам люди поклонятся.
  5. Не красавец лицом, да хорош умом.

Обсуждение выбранных пословиц.

6. Домашнее задание.

Дома вы должны будете пересказать сказку от лица главного героя – опенка.

Послушайте, как можно начать этот пересказ.

«Однажды я встретил в лесу много красивых грибов…»

«Вырос я в лесу совсем один. Не было у меня братьев опят, но рядом росли другие грибы…»

«Когда я появился на свет, я очень хотел, чтобы меня нашли грибники и положили в свою корзинку…»

7. Итог урока.

У. Наш урок подходит к концу. С каким произведением мы сегодня познакомились? Почему оно так называется? Как вы думаете, чему учит эта сказка?

Д. Я считаю, что эта сказка учит быть храбрым и терпеливым.

Я думаю, что сказка учит быть добрым. Нельзя смеяться над другими за то, что они бедные или некрасивые.

Я думаю, что эта сказка учит доказывать свою правоту и ничего не бояться.

У. Наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу.

Слайд №14. (Спасибо всем за урок!).

Дополнительный материал к уроку

Д. Я стою на ножке толстой,

     Я стою на ножке гладкой,

     Под коричневою шапкой,

     С бархатной подкладкой. (Боровик).

     Под соснами, под елками

     Стоит мальчик с пальчик,

     На нем желтый кафтанчик,

     Шапка красненькая. (Масленок).

     Не спорю, не белый,

     Я, братцы, попроще.

     Расту я обычно

     В березовой роще. (Подберезовик).

     

     Вдоль лесных дорожек

     Много белых ножек

     В шляпках разноцветных,

     Издали приметных,

     Собирай, не мешкай!

     Это … (Сыроежки).

     Я в красной шапочке расту

     Среди корней осиновых.

     Меня увидишь за версту,

     Зовусь я … (Подосиновик).

     Очень дружные сестрички,

     Ходим в рыженьких беретах,

     Осень мы приносим летом.

     Золотистые … (Лисички).

  1. У страха глаза велики.
  2. Мал телом, да велик делом.
  3. Терпение и труд, все перетрут.
  4. Будет время – и нам люди поклонятся.
  5. Не красавец лицом, да хорош умом.

  1. У страха глаза велики.
  2. Мал телом, да велик делом.
  3. Терпение и труд, все перетрут.
  4. Будет время – и нам люди поклонятся.
  5. Не красавец лицом, да хорош умом.

  1. У страха глаза велики.
  2. Мал телом, да велик делом.
  3. Терпение и труд, все перетрут.
  4. Будет время – и нам люди поклонятся.
  5. Не красавец лицом, да хорош умом.

  1. У страха глаза велики.
  2. Мал телом, да велик делом.
  3. Терпение и труд, все перетрут.
  4. Будет время – и нам люди поклонятся.
  5. Не красавец лицом, да хорош умом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...