Урок Мужества по прочитанному произведению. Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке".
классный час по чтению (3 класс) на тему

Урок Мужества. Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 37 х. Крикуна Красноармейского района Краснодарского края

Урок МУЖЕСТВА

по произведению Б.Полевого

«Повесть о настоящем человеке»

Разработка

учителя начальных классов

Сурневой

Натальи Александровны

2015 год

Урок мужества.

Урок по прочитанному произведению.

Тема урока: Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Разработка урока

учителя начальных классов

МБОУ ООШ № 37 х. Крикуна

Красноармейского района

Краснодарского края

Сурневой Натальи Александровны

Цели урока:

представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";

познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;

совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;

воспитывать интерес к чтению, к истории России;

формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Оборудование:

выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"),

компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);

и просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев".

Предварительный этап:

В течение года дети знакомились с повестью Б.Полевого  "Повесть о настоящем человеке".

Ход урока

  1. Оргмомент. Вступительное слово учителя о подвигах кубанских летчиков: трижды Героя Советского Союза А.Покрышкина, Е.Бершанской.

  1. Чтение стихотворения детьми.

                                                                                                                      В.П. Черников

                     

                       Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

Рождает  Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,  

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

     

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке!

                                             

                                           2002 год

- Кому посвящено стихотворение?

Мы целый год знакомились с произведением Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

II. Выступления учащихся, выполнявших индивидуальные задания.

1. Первый учащийся знакомит одноклассников со страницами биографии автора "Повести о настоящем человеке" Бориса Николаевича Полевого (слайд № 2).

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. С 1913 года его семья жила в Твери. После окончания в 1926 году промышленного техникума он работал на местной текстильной фабрике "Пролетарка". Журналистикой Борис Полевой занялся очень рано: уже в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете "Тверская правда" свою первую корреспонденцию, а с 1924 года его заметки регулярно публиковались в городских газетах. В 1928 году оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах "Пролетарская правда", "Смена", "Тверская правда". В 1939 году вышла его первая повесть "Горячий цех" - о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе. Борис Полевой участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: "От Белгорода до Карпат" (1944), "Мы - советские люди" (1948), "Золото" (1949-1950). Широкую известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног. В 1948 году по книге был поставлен одноименный художественный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. С 1962 года Борис Полевой бессменно занимал пост главного редактора молодежного журнала "Юность". С 1967 года он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского общества культуры. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью другими орденами, а также медалями, Золотой медалью Мира, иностранными орденами и медалями, удостоен Государственной премии. В 1974 году Борису Полевому было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многие произведения Полевого переведены на иностранные языки. Похоронен в 1981 году на Новодевичьем кладбище.

2. Второй учащийся рассказывает о книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (слайд № 3).

В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой, в то время военный корреспондент газеты "Правда", познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю. Подбитый фашистами истребитель рухнул в чащу леса. Летчик, выброшенный из самолета взрывной волной, упал на огромную ель и сполз по ее ветвям в снег. В жестокую зимнюю стужу, без пищи и воды, теряя сознание от острой боли в раздробленных ступнях, раненый летчик 18 суток упрямо полз к своим. "Повесть о настоящем человеке" - одна из любимых книг многих людей. С интересом и волнением ее читают и взрослые и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. "Повесть о настоящем человеке" написана в 1946 году, спустя год после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году автор удостоен Государственной премии. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз. Она дорога еще и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству. Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о не вернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, заканчивающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны. "Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как писателю отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Критики, кажется, высказали всё об этой книге. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит то новое, что еще не высказано до него, потому что нет на земле человека, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге Маресьева. Да и сам Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом. Повесть передавали из рук в руки вьетнамские патриоты, когда в часы затишья можно было прильнуть к ее горячим страницам. Пробитая однажды вражеской пулей, она окрасилась кровью того, кто понес ее с собой в атаку. Об этой книге писал из тюрьмы Назым Хикмет, ею восторгался великий негр Поль Робсон.

3. Третий учащийся знакомит с прототипом главного героя повести - Алексеем Петровичем Маресьевым (слайды №№ 4 - 6).

Летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник, Алексей Петрович Маресьев родился в 1916 году в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончив школу, пошел работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его ЯК-1 был подбит немецким "мессершмиттом". Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев в лесу по снегу к своим. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки. В госпитале имени Н.Н. Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре - до ранения, семь - после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Полковник в отставке А.П. Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знаком Почета, "За заслуги перед Отечеством IIIстепени, медалями, иностранными орденами. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Маресьев похоронен на Новодевичьем кладбище.

III. Просмотр документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев".

IV. Беседа с детьми о подвиге, мужестве, целеустремленности, воли, мужестве, жизнелюбии, жизнестойкости, выносливости, вере в себя, оптимизме.

  1. Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
  2. Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости?
  3. Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?
  4. Как добивался Мересьев возвращения в строй?
  5. Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория.
  6. Первый учебный полет. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?
  7. Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
  8. В чем смысл названия повести?
  9. Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?
  10. Как относится автор к своему герою?
  11. Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него?
  12. Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?

V. Выступление-отзыв учащихся о прочитанном произведении.

VI. Слово учителя о побратимах Алексея Маресьева, повторивших его подвиг (слайды №№ 7-9).

V. Итог урока.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Материалы урока Труниной Ольга Викторовна, учителя русского языка и литературы

http://festival.1september.ru/articles/532580/

2. Документальный фильм "Жизнь замечательных людей. Маресьев".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по написанию отзыва (рецензии) на прочитанное произведение.

Рекомендации по написанию отзыва (рецензии) на прочитанное произведение....

Тесты по содержанию прочитанных произведений для уроков чтения

Данные тесты очень удобно и полезно применять на уроках литературного чтения для проверки прочитанных произведений и для того, чтобы можно было далее спланировать урок ( особенно если текст расчитан н...

Проверочная работа по внеклассному чтению по произведению Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Работа составлена по аналогии с диагностическими работами по литературному чтению за курс начальной школы в рамках ФГОС....

Презентация игры "Поле чудес" к обобщающему уроку литературного чтения во 2 классе по прочитанным произведениям .

На данном уроке учащиеся обобщают знания по прочитанным произведениям. класс делится на группы. В каждом раунде выполняет задание четверка игроков. Остальные в это время являются зрителями....