Работа над африканской сказкой «Похождения дикого кота Симбы».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Павленко Ольга Ивановна

В рамках урока:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения;

– развиваем умение аргументировать свою точку зрения;

– учимся самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Сказка – ложь, да в ней намёк...»

Тема: Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы».)

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения     аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

 1

Проверка домашнего задания.

1. Какие жанры произведений вы знаете?                                (Слайд 2)

     (Рассказы, сказки, стихотворения)

 

2. Какие сказки бывают?                                                            (Слайд 3)

   (народные и авторские)

3. Какие виды сказок вы знаете?                                                 (Слайд 4)

   (бытовые, волшебные, богатырские, анималистические.

В анималистических сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены какими-либо человеческими чертами: хитростью или простотой, добродушием или злобой, завистью.)

Пересказ сказки «Напуганные медведь и волки».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  1  2  3  4  2   3  

Работа с текстом сказки.

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия и ответы на вопросы.

- Прочитайте заглавие текста.                                                   (Слайд 5)

– Кто будет главным героем сказки? Как вы догадались?     (Слайд 6)

   (Да, кот. Но не домашний, а дикий.)

– Как вы думаете, где он живёт?

– Что значит слово похождения? Каким словом можно заменить?

Замените синонимом. (Приключения.)

– А почему у кота такая интересная кличка – Симба?

 (Это африканская сказка.)

– Что вы знаете об Африке? А хотите узнать, какие животные могут стать персонажами сказки?                                                                  (Слайд 7)

2) Работа с загадками.

- Отгадайте загадки.

1. Очень много силы в нем,

    Ростом он почти что дом.

    У него огромный нос,

    Будто нос лет тысячу рос.                  (слон)                             (Слайд8,9)

2.   Всю ночь летает -мышей добывает.

     А станет светло летит в дупло.          (сова)                          (Слайд 10)

3. Может, я известен вам

    С именем «гиппопотам»?                                                       (Слайд 11,12)

    А народ меня зовёт

    Очень просто -                                   (бегемот)      

4. Маленькая голова,

      Шея даже коротка,                                                                (Слайд 13,14)

      Лапки словно ей подстать,

      Любит очень ворковать!            (голубь)

3) Рассматривание иллюстрации – стр 63

– Какой здесь кот?

– Чем занят кот? (Хоть у кота доброе лицо, но хитрые глаза, острые коготки готовы сослужить ему службу.)

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение вслух по абзацам с комментариями.

а) Часть 1.

1-й абзац.

– Почему кот Симба стал говорить ласковым голосом, а не стал кричать?

– Что умеет Царь котов?

 

2-й абзац.

– Почему голуби добровольно шли на съедение коту?

– Что можно сказать о голубях, какие они?

– А кот Симба?

3-й абзац.

– Почему Сова решила помочь голубям? (Они были с ней дружны, Сова сочувствовала голубям.)

– Почему слово Сова написано с большой буквы?

4-й и 5-й абзацы.

– Как Сова решила «проверить» хвастовство Симбы?

6-й и 7-й абзацы.

– Что значит: останется от него только мокрое место?

– Что спасло Симбу?

– Наказан ли был Симба за хвастовство?

(И да и нет. Голуби больше ему не поверят, но он спасся и наелся мёда.)

 

    Физминутка

Вот окошко распахнулось.        (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.             (имитация мягкой,  походки кошки)

Посмотрела кошка наверх,       (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз.           (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась,          (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух.           (повернуть голову направо,)

Потянулась, улыбнулась          (соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.                 (присесть)

б) Часть 2.

Работа в парах. Один ученик читает до слов «В назначенный день пришёл Симба к реке». Другой ученик следит за правильностью чтения.

Затем меняются ролями.

Задание после чтения: подготовить два вопроса по тому отрывку части, который прочитал ученик.

Вопросы задают одни ученики, а другие отвечают на них.

 (Обратить внимание на появление новых персонажей, на то, что слова Гиппопотамы, Слон написаны с большой буквы.

Среди вопросов должны быть и направленные на уточнение лексического значения слов и выражений: гиппопотам, выбились из сил.)

 3. Работа с текстом после чтения.

 

- Похож ли кот Симба из африканской сказки на русского котика серого   лобика Ваську? Чем?

- В чем заключена идея сказки?

- Она «спрятана между строк» или высказана прямо?

   Докажите!

4. Тест к сказке.

1. На кого охотился кот Симба? (Слайд 10).

а) на мышей;

б) на голубей;

в) на воробьев;

г) на змей.

2. Кто им помог справиться с котом? (Слайд 11).

а) человек;

б) собака;

в) сова;

г) лев.

3. Куда приземлился кот Симба? (Слайд 12).

а) в кувшин;

б) в реку;

в) в сено;

г) в печную трубу.

4. Чем там полакомился кот Симба? (Слайд 13).

а) рыбой;

б) мёдом;

в) сметаной;

г) мясом.

5. Кого вызвал на поединок кот Симба? (Слайд 14).

а) гиппопотама;

б) жирафа;

в) крокодила;

г) кенгуру.

6. Кто должен был тянуть другой конец верёвки? (Слайд 15).

а) медведь;

б) лев;

в) жираф;

г) слон.

7. Кто из них победил? (Слайд 16)

а) первый;

б) второй;

в) никто;

г) другой вариант ответа.

Ответы: 16, 2в, За, 46, 5а, 6г, 7в.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Итог.

 

– В чём заключена идея сказки? Она «спрятана между строк» или высказана прямо? (Высказана в последнем предложении.)

– Как бы вы ответили на вопрос темы урока?

– Были ли в вашей жизни ситуации, подтверждающие справедливость этого вывода? Расскажите.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

Прочитать сказку выразительно.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

– Объяснять выбор автором заглавия произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе "Африканская сказка "Похождение кота Симбы" Африка. Природная зона -саванна"

Интегрированный урок по чтению и окружающему миру, который знакомит детей с зоной Африки -саванной, с животными этой зоны, с их жизнью, повадками, используя литературное произведение....

"Африканская сказка "Мудрая черепаха"

"Мудрая черепаха" - это возможность через сказку познакомить детей с национальными особенностями, традициями и культурой африканского народа. Мудрость каждого человека, хранящаяся в его копилке знаний...

Африканская сказка « Похождения дикого кота Симбы»

Краткая аннотацияЗнакомство с африканской сказкой.Формирование умения отвечать на вопросы, думать, сопереживать героям сказки.Развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать содержание текста...

Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.

Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....

Урок литературного чтения во 2 классе по африканской сказке "Похождения дикого кота Симбы"

Урок реализован по УМК Школа 2100, отвечает требованиям ФГОС. Реализован как флипчарт для интерактивной доски....

«Похождения дикого кота Симбы» (африканская сказка)

Цели:развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью;обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов...

СКАЗКА, РАССКАЗАННАЯ УЧЁНЫМ КОТОМ.

Оригинальная пьеса для учащихся 3-4 кл. Авторами являются Ермакова Татьяна член родительского комитета класса и классный руководитель Смирнова С.А. Пьеса была написана специально для школьного конкурс...