Конспект урока по литературе "Капалуха" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

"Капалуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kapaluha_3_klass.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.Астафьев «Капалуха»

Цель: познакомить с творчеством и жизнью В.П. Астафьева, учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывать его характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе; составлять план; уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение; выбирать виды деятельности на уроке.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Проверка домашнего задания

Чтение лучших историй.

  1. Подготовка к новому материалу

- Какой урок? Чем мы занимаемся на этом уроке? Прочитайте пословицу, объясните смысл её.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

- По какой теме работаем? О чём она? Назовите  авторов и произведения, которые мы уже знакомы. (Пришвин «Моя родина», И Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Белов «Малька провинилась», В. Бианки «Мышонок Пик», Б. Житков «Про обезьянку»)

- Сегодня мы продолжим путешествие по разделу «Люби живое» и отправимся в удивительную Зелёную страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

- Как называется эта Зелёная страна? (лес)

- Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (ответы)  Молодцы!

- Отгадайте загадку

      * У него хороший слух,

         Но когда токует, - глух!

         Можно даже, говорят,

         Взять руками. (глухаря)

- Правильно! Мы сегодня будем читать рассказ «Капалуха».

- Расшифруйте автора. Выбрать только русские буквы и узнаете полное имя писателя.

SLBHWGBQKTSVIOLPSnПGIESTPWSVOBLHИLIAWSQVЬCTnIAQLSФЬnVESGB

- Что знаете о глухаре? (рассказывают дети)

(Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище – вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом гладь, снежинки сверкают. И вдруг из-под снега вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая – начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами.  Водит птенцов только мать. Она учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Её даже не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и листьев.

Весной, когда глухарь-петух поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозвали глухарём.)

(про писателя подготовили сами дети)

  1. Изучение нового

а) – Итак, мы с вами познакомимся с каким рассказом

В.П. Астафьев «Капалуха»

- Вы когда-нибудь слышали,  как поёт капалуха? (прослушивание звуков)

б) словарная работа

Просека, валежник, космы.

в) Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

г) Беседа

- Понравился ли вам рассказ? От какого лица идёт рассказ?

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Какие чувства вызвала у них находка? Что чувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Какие помогают выражения представить ситуацию «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце моё забилось от испуга».

  1. Физкультминутка.
  2. Закрепление.
  1. Чтение по цепочке
  2.  Обсуждение прочитанного

- Кого встретили ребята и автор в лесу?

- Где находилось гнездо?

- найдите и прочитайте описание черничного бугорка.

- Чем была занята птица? Найдите описание гнезда?

- Как глухарка встретила незваных гостей?

- Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

-   Взяли ребята яйца из гнезда? Почему они решили не трогать яйца?

- Прочитайте,  как изменилось поведение птицы после, как все ушли?

- Не вспомнился ли вам другой рассказ?

  1. Самостоятельная работа

- Сейчас будете работать группами.

- Составить план к рассказу.

- На сколько частей можно разбить текст?

- Озаглавить каждую часть.

План:

  1. Встреча
  2. Капалуха защищает будущих детей
  3. Ребята не тронули гнездо

- По этому плану вы дома перескажите текст.

  1. Итог

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

  1. Рефлексия

- В лесу летают разные бабочки.

* жёлтая бабочка – всё понравилось

* синяя – не всё было понятно

  1. Дом. задание

Подготовить пересказ по плану от имени глухарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе

Цели:1.Дать  сведения о гончарном  ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.

Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать  представление о единице длины (сантиметре...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...