Рабочая программа по "Литературному чтению" 3 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа разработана к учебнку Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого и др. 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx74.85 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Охи

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой  учителей

начальной школы

Протокол № ____  

от «    »  сентября 2014  г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

___________________Т.В.Гордеева

директор  МБОУ  СОШ  № 5  г.  Охи

Приказ №  _____  

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(наименование учебного предмета/курса)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:           литературное чтение, автор Л.Ф. Климанова

Абрамовой Татьяной Анатольевной

 (ФИО полностью)

Оха

2014 г

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования в 3 классе:

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.
  • Формирование эстетического отношения к искусству слова.
  • Совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать.
  • Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников.
  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
  • Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  • Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Планируемый уровень подготовки обучающихся:

  • Осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта.
  • Описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована обучающимся 3 класса МБОУ СОШ № 5, рассчитана на один год.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по литературному чтению 2011 года на основе Примерной программы начального образования по литературному чтению, с учетом авторской программы Л.ФКлимановой.

В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Рабочая программа рассчитана на 136 часа в год  (4 часа в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу Л.Ф. Климановой нет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

      Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 Развитие общеучебных умений (скорости чтения) В.Н. Зайцева

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И

ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Выразительное чтение текстов, стихотворений
  2. Чтение наизусть
  3. Ответы на вопросы
  4. Пересказ

       При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:

  1. Выразительное чтение текстов, стихотворений
  2. Чтение наизусть.
  3. Ответы на вопросы.
  4. Пересказ.
  5. Диагностическая контрольная  работа.
  6. Итоговая комплексная работа.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 3 классов комплекте: «Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,  составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.  Учащиеся получают   первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка).

 Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество произведений для заучивания наизусть

1

Вводный урок по курсу литературного чтения.

1 ч.

2

Самое великое чудо на свете.

4 ч.

3

Устное народное творчество.

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

14 ч.

4

Поэтическая тетрадь 1.

Проект «Как научиться читать стихи»

11 ч.

3

5

Великие русские писатели.

24 ч.

4

6

Поэтическая тетрадь 2.

6 ч.

7

Литературные сказки.

8 ч.

8

Были – небылицы.

10 ч.

9

Поэтическая тетрадь 1.

6 ч.

1

10

Люби живое.

16 ч.

11

Поэтическая тетрадь 2.

Проект «Праздник поэзии»

8 ч.

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12 ч.

13

По страницам детских журналов.

8 ч.

14

Зарубежная литература.

8 ч.

Итого

136 ч.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

1.1 Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

  1. САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ.

2.1-2.4  Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

  1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

3.1-3.14  Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – Царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку». 

  1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1.
  1. – 4.11  Русские поэты ХIХ – ХХ века. И.Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка …», «Зреет рожь над жаркой нивой …», И.С.Никитин «Полно, степь моя …», «Встреча зимы». Подготовка сценария утренника «Первый снег». И.З.Суриков «Детство», «Зима».

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

  1.  ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.
  1. – 5.24  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Басни А.А.Крылова. Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Рассказы Л.Н.Толстого.

  1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2. 
  1. – 6.6   Стихотворения о природе Н.А.Некрасова, произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Стихотворения К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. 
  1. –7.8 Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», В.М.Гаршин «Лягушка путешественница», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

  1. БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ.
  1. – 8.10  М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей», А.И.Куприн «Слон».

  1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1.
  1. – 9.6  Саша Чёрный. Стихи о животных. А.А.Блок. Картины зимних забав. Стихотворения С.А.Есенина.

  1. ЛЮБИ ЖИВОЕ. 

10.1 – 10.16  Текст М.Пришвина «Моя родина». Произведение И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Тексты И.В.Белова «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

  1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2.
  1. – 11.8  Стихи С.Я.Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной …».

А.А.Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка»,»Котёнок».

Проект «Праздник поэзии»   

                                                                                                   

  1.  СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.

12.1 – 12.12   Произведение Б.В.Щергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Рассказы А.П.Платонова «Цветок на земле», «Ещё мама».М.М.Зощенко «Золотые слова»,»Великие путешественники». Юмористические рассказы Н.Н.Носова «Федина задача»,»Телефон»,»Друг детства».

  1. ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ.
  1. – 13.8  Старые детские журналы «Мурзилка», «Весёлые картинки». Рассказ Ю.Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели», Г.Остер «Вредные советы», Р.Сеф «Весёлые стихи».

  1. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

14.1 – 14.8  Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ

Произведения для заучивания наизусть:

1. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

2. А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка …»  

3. И.З.Суриков «Детство», «Зима» (по выбору)

4. А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало …»

5. А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» (по выбору)

6. Басни И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»  (по выбору)

7. И.А.Крылова «Ворона и лисица»

8. С.А.Есенин «Черёмуха»

Проекты:

Проект № 1 «Сочиняем волшебную сказку».

Проект № 2 «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи

         Я.Смоленского.

Проект № 3 «Праздник поэзии»   

Контрольные работы:

  1. Диагностическая контрольная  работа.
  2. Итоговая комплексная работа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

КРИТЕРИИ  И  НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Кроме техники чтения учитель контролирует читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе).

В третьем проверяется сформированность умения читать; достижение осмысление текста, прочитанного при ориентировочном темпе 65 – 70 слов в минуту (вслух)

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановки, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударения (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания и прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при прочтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

«5»  - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения

«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала

«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса

«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.

Чтение наизусть

«5» - твердо, без подсказок, знает учебный материал, выразительно читает

«4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности

«3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста

«2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  1. Правильная постановка логического ударения.
  2. Соблюдение пауз.
  3. Правильный выбор темпа.
  4. Соблюдение нужной интонации.
  5. Безошибочное чтение.

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - не соблюдены 1-2 требования

«3» - допущены ошибки по трем требованиям

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  1. Своевременно начинать читать свои слова.
  2. Подбирать правильную интонацию.
  3. Читать безошибочно.
  4. Читать выразительно.

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - допущены ошибки по одному требованию

«3» - допущены ошибки по двум требованиям

«2» - допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

«5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

«4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.

«3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

«2» - не может передать содержание прочитанного.

Особенности организации контроля по литературному чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы – небольшие по объему, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа: «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.д.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке техники чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или по группам.                                                                                                                

Схема учета навыка чтения:

Темп чтения

Способ чтения

Правильность чтения

осознанность

выразительность

Выше нормы

норма

ниже нормы

слоговое

Слог + слово

целое слово, слог

целое слово

без ошибок

1-2 ошибки

3 и более ош.

пропуск

замена

повторение

ударение

Навык чтения

  • Плавное воспроизведение написанного без искажений звуко-буквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
  • К концу учебного года — 50–60 слов в минуту. Формирование способа чтения «по догадке».
  • Обучающиеся должны уметь:
  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
  • передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
  • выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся: 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-024670-5

Для учителя: 1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.]. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-024670-5

2.Кутявина С.Д.  Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М,: ВАКО, 2014. – ( В помощь школьному учителю.) ISBN 978-5-408-01332-6

3.Комплект интерактивных тестов по литературному чтению. 3 класс. – М,: ВАКО, 2014

.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

1

Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.

1

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

3

Рукописные книги Древней Руси. Сообщение на основе статьи учебника.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров. Сообщение о первопечатнике Иване Фёдорове.

1

5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1

6

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

7

Русские народные песни. Лирические и шуточные народные песни.

1

8

Докучные сказки.

 Сочинение докучных сказок.

1

9

Произведения прикладного искусства: посуда и игрушки (гжель, хохлома и др.)

1

10

11

Русская народная сказка

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Деление текста на части.

2

12

13

14

Русская народная сказка

 «Иван-Царевич и Серый Волк». Составление плана сказки.

3

15

16

Русская народная сказка

«Сивка – Бурка». Характеристика героев сказки.

2

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецова и И.Билибина.  Сравнение художественного и живописного текста.

1

18

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество)

1

19

Проект «Сочиним волшебную сказку»

1

20

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

21

Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я.Смоленского.

1

22

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Наиз.

1

23

 Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

24

Путешествие в мир природы.

1

25

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка …»,  «Зреет рожь над жаркой нивой …». Наиз.

1

26

И.С.Никитин «Встреча зимы».

1

27

И.З.Суриков «Детство» Заголовок стихотворения. Картины природы.

1

28

И.З.Суриков  «Зима». Сравнение как средство создания картины природы. Наиз.

1

29

 Путешествие в Литературную страну      (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

30

Оценка достижений. Тест.

1

31

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт.»Любимые стихи»

1

32

А.С.Пушкин. Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1

33

Лирические стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало …».

1

34

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Настроение стихотворения.

1

35

А.С.Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения. Наиз.

1

36

37

38

39

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Тема и события сказочного текста.

4

40                    

Рисунки И.Библина к сказке. Соотнесение рисунков с текстом, их сравнение.

1

41

И.А.Крылов. Сообщение на основе статьи учебника, источников информации.

1

42

Басни  И.А.Крылова. «Мартышка и очки»  Мораль басни. Наиз.

2

43

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»  Герои басни.

1

44

Инсценирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица». 

2

45

М.Ю.Лермонтов. Сообщение на основе статьи В.Воскобойникова.

1

46

Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком стоит одиноко», «Горные вершины».

1

47

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень»

1

48

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)

1

49

Рассказ Л.Н.Толстого «Акула»

1

50

Рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок».

1

51

Рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

1

52

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

53

Оценка достижений. Тестовые задания.

1

54

Литературный праздник (обобщающий урок  по разделу «Великие русские писатели».

1

55

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

56

Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором..»

1

57

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою.

1

58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово». Создание словесных картин.

1

59

Произведения И.А.Бунина «Детство», «Полевые цветы»  Создание словесных картин.

1

60

Развивающий час. Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Оценка достижений.

1

61

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт. «Лес не школа, а всему учит»

1

62

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.

1

63

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост»

1

64

65

В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки.

2

66

67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Характеристика героев.

2

68

Оценка достижений. Контрольная работа  (тест) Урок-обобщение по разделу «Литературные сказки»

1

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт.»Рассказы, повести А.Воронковой»

1

70

71

М.Горький «Случай с Евсейкой». Сочинение продолжения сказки.

2

72

73

74

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Характеристика героев.

3

75

76

77

А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения.

3/2

78

Урок-путешествие  по разделу «Были - небылицы». Оценка достижений.

1

79

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

80

Стихи о животных. Саша Чёрный  «Воробей», «Слон».

1

81

А.А.Блок «Ветхая избушка»

1

82

 А.А.Блок «Сны», «Ворона». Картины зимних забав.

1

83

С.А.Есенин «Черёмуха». Средства художественной выразительности. Наиз.

1

84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений.

1

85

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт. «Мама и мы»

1

86

М.М.Пришвин «Моя родина» Основная мысль текста.

1

87

88

И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. Дополнение содержания текста.

2

89

И.В.Белов «Малька провинилась». Главные герои рассказа.

2

90

И.В.Белов «Ещё про Мальку». Главные герои рассказа.

1

91

92

В.В.Бианки «Мышонок Пик» Составление плана.

2

93

94

95

Б.С.Житков «Про обезьянку» Герои произведения, их характеристика.

3

2

97

В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.

1

98

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.

1

99

Урок-конференция «Земля-наш общий дом»

1

100

Оценка достижений. Обобщающий урок  по разделу «Люби живое».

1

101

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт. «Книги о космонавтах»

1

102

Стихи С.Я.Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

103

Стихотворение А.Л.Барто «Разлука»

1

104

Стихотворение А.Л.Барто «В театре» Нравственный смысл.

1

105

С.В.Михалков «Если», «Рисунок». Выразительное чтение.

1

106

Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

107

«Крестики-нолики» (обобщающий урок)

 Проект «Праздник поэзии»

1

108

Оценка достижений. Тест.

1

109

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Вн.чт. «Наша библиотека»

1

110

Б.В.Щергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» Особенность заголовка.

1

111

112

А.П.Платонов «Цветок на земле» Герои рассказа.

2

113

114

А.П.Платонов «Ещё мама» Особенности речи героев.

2

115

М.М.Зощенко «Золотые слова» Смысл названия рассказа.

2

116

М.М.Зощенко «Великие путешественники»

1

117

Н.Н.Носов «Федина задача»

1

118

Н.Н.Носов «Телефон»

1

119

 В.Драгунский «Друг детства» Анализ заголовка.

1

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». Оценка достижений.

1

121

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

123

Ю.И.Ермолаев «Проговорился» Герои рассказа.

1

124

Ю.И.Ермолаев  «Воспитатели» Характеристика героев.

1

125

Г.Б.Остер «Вредные советы»

1

126

Г.Б.Остер «Как получаются легенды»

1

127

Р.Сеф «Весёлые стихи» Выразительное чтение.

1

128

Читательская конференция  «По страницам детских журналов» (обобщающий урок) Оценка достижений.

1

129

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

130

131

Мифы Древней Греции.

1

132

133

134

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки.

Сообщение о великом сказочнике.

3

135

Развивающий час по разделу «Зарубежная литература».

1

136

«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса) Оценка достижений за год.

1

ИТОГО

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1-4 классы ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 1- 4 КЛАССОВ "ШКОЛА РОССИИ"  С УЧЁТОМ ФГОС 2 ПОКОЛЕНИЯ...

рабочая программа технология 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы для 2 класса (ФГОС) УМК "Школа России"

Рабочие программы даны в соответствии с требованиями ФГОС. Также разработано КТП по всем предметам....

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Предлагаю вашему вниманию рабочую программу педагога 1 классначального общего образованияФГОС – 2  НОО, УМК «Школа России»...

Рабочая программа педагога 1 класс ФГОС НОО ("Школа Росии")

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, литературному чтению...

Рабочая программа "Математика" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена к учебнику Моро М.И. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД. К программе прилагаются...

Рабочая программа "Технология" 2 класс ФГОС Школа России

Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами, календарно-тематическое планирование с деятельностью учащихся и УУД....