Разработка урока литературного чтения .Б.Шергин "Рифмы."
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся  с произведением и краткой биографией автора.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: учить осознанно читать художественное произведение,познакомить с биографией автора, с понятием «рифма».

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать четкую и правильную речь, чувство ритма,творческие способности,умение работать с текстом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,коммуникабельность,умение работать в группах .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_b_.shergin.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

                   УРОК  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 класс

ТЕМА:  Борис  Викторович  Шергин  «Рифмы».               (слайд 1)

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся  с произведением и краткой биографией автора.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: учить осознанно читать художественное произведение,познакомить с биографией автора, с понятием «рифма».

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать четкую и правильную речь, чувство ритма,творческие способности,умение работать с текстом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,коммуникабельность,умение работать в группах .

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники литературного чтения,сборники произведений Б.Шергина (выставка книг),  ИКТ , презентация Б.Шергин «Рифмы», рисунки учащихся к ранее изученному произведению д/з.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Каждый день –всегда,везде,

На занятиях, в игре

Смело,четко  говорим

И тихонечко сидим.

Ну-ка  проверь, дружок,

Ты  готов начать урок?

Все ль на месте,все в порядке,                                                                                                    

Ручка,книжка  и  тетрадка?

Все ли правильно сидят?                                

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только  лишь оценку«5».

Сообщение темы и задач урока.  Ребята,сегодня на уроке мы познакомимся  с биографией и произведением Бориса Викторовича Шергина «Рифмы», узнаем что это слово обозначает,обсудим поступки героев произведения, и определим лучшего выдумщика нашего класса .Чтобы все успеть будем работать быстро и внимательно.

Проверка домашнего задания.

Вашу  фантазию мы сможем наблюдать не только при изучении нового материала,но и при проверке домашнего задания.Сейчас  послушаем придуманные вами сказки и рассмотрим выставку рисунков к сочиненным произведениям. (итог проверки д/з, оценки).

 Знакомство с новым материалом.

Прежде чем мы приступим к изучению нового произведения мне бы хотелось познакомить вас с краткой биографией Бориса Шергина. (слайд2) 

(выступление  заранее подготовленного ученика )

Борис Викторович Шергин  родился в древнем городе Архангельске (1896-1973 г.) Вырос в семье  морехода и корабельного мастера. Часто в кругу  его  семьи  звучали старинные песни, былины, сказки. Сам Шергин обладал талантом исполнения старинных песен и былин. Еще в школьные годы Шергин начал записывать все услышанное в кругу семьи  и это стало основой его творчества. Борис Шергин прожил 73 года, половину из которых провел в полной слепоте .Но это не помешало ему заниматься   творческой  деятельностью. Шергин  написал множество произведений, в которых прославлял свой  народ, его  силу и ум, высмеивал  недостатки.

                   Хочу добавить несколько слов к выступлению учащегося .Перед вами выставка книг. Многие  из этих произведений вам  хорошо известны. Герои былин:  Илья Муромец , Алеша Попович ,Добрыня Никитич и другие…Обо всех этих русских богатырях поведал нам Б.Шергин по мотивам старинных былин. Но  кроме былин Шергин писал и сказки. Сегодня мы познакомимся со сказкой  Бориса  Викторовича  Шергина «Рифмы».

В этой сказке встретится несколько слов, значение которых нам необходимо выяснить.

АЭРОПЛАН-то  же, что и самолет.                                      (слайд 3)

РАЗГОРЯЧИЛСЯ-стал раздражительным,возбужденным.

Шиш- имя главного героя .                                                         (слайд 4)                   

Б.Шергин  посвятил цикл сказок этому  герою. Надеюсь,что вы прочитаете  остальные сказки  о Шише ,взяв в библиотеке его книги.

А  сейчас узнаем ,что же произошло  с Шишом в сказке «Рифмы».После знакомства со сказкой постараетесь ответить  на вопрос :

-Что такое «рифма»?

Знакомство с произведением.Чтение «цепочкой».

Понравилась ли вам сказка?

К  какому  виду сказок относится эта сказка?( бытовая, волшебная, сказка о животных).

А  к  какому  типу  сказок  относится  сказка «Рифмы»?(авторская или народная)

Кто  же из вас понял ,что такое «рифма»?

Узнаем значение слова рифма в Толковом словаре С.И.Ожегова.

РИФМА  - СОЗВУЧИЕ  КОНЦОВ  СТИХОТВОРНЫХ  СТРОК, СКАЗАТЬ  СКЛАДНО, СРИФМОВАТЬ .                                                                                                    (слайд 5)

 Прочитайте еще раз эту сказку, чтобы вы могли ответить на следующие вопросы :

-Кто главные герои  сказки?

-Как Шиш решил добраться до города?

-В какую игру Шиш предложил поиграть Дядьке?

-Понравилось  ли это Дядьке?

-Смог ли Дядька проучить Шиша?Как?

-Почему  Шишу  пришлось слезть с телеги?

Скажите,ребята,менялось ли настроение главных героев  за время их поездки?  

Попробуем передать настроение Дядьки и Шиша во время игры в рифмы.Старайтесь голосом  передать их характеры  и отношения.Чтение по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

-Вы,наверное,устали?

-Да!

-И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И,как гуси,зашипели: «Ш-ш-ш-ш!»

Пошипели,замолчали

И,как зайки,поскакали.

Поскакали,поскакали

И за кустиком пропали.

Сели травушку покушали,

Тишину послушали.

Как вы думаете какие самые главные строки в этой сказке? Чему  они учат? Зачитайте.Как по вашему мнению относится к Шишу автор? Зачитайте.Выборочное чтение.

Какая из пословиц подходит к персонажам сказки?

КАК  АУКНЕТСЯ,ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ .                                          (слайд 6)                           

НЕДОБРОЕ СЛОВО  БОЛЬНЕЙ  ОГНЯ  ЖЖЕТ.

ЛАСКОВЫМ  СЛОВОМ И ЛЕД  РАСТОПИШЬ.

СЛОВО РАНИТ И СЛОВО ЛЕЧИТ.

Ребята,а вам понравилась игра в которую играли герои сказки?

А  хотите мы тоже с вами поиграем?

Сначала разминка.                                                         (Слайд7)

                                                                                                               

ДОЧКА-

КОШКА-

КАША-

КНИЖКА-

1.Я  НА УЛИЦУ ПОЙДУ,                                                   (слайд 8)

   Я НА УЛИЦЕ …

2. У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

    МНОГО ЯГОД …

3.ВОТ  НА ГРЯДКЕ ОГУРЕЦ

    ОГУРЕЦ …

4.ИДЕТ  ПО ПОЛЮ НАШ БЫЧОК,

   ЕГО  БОЧОК ,КАК …

Молодцы,научились рифмовать.

Думаю ,что теперь  мы сможем исправить проделки Шиша. Давайте придумаем свои рифмы к стихам ,но не обидные,а забавные.

Конкурс на самую удачную  рифму.

Так чему вас научил сегодняшний урок?

ИТОГ  УРОКА.                                        (слайд 9)

Работа в группах .По карточкам составляют предложения.

МНОГОЕ СДЕЛАТЬ НЕТРУДНО,ЧТОБЫ ТЕБЯ ЛЮБИЛИ  И СЧИТАЛИ ВЕЖЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

Надеюсь, все  будут  следовать   этому  мудрому  совету.И не повторять ошибок Шиша.

Домашнее задание с.56-58 выразительно читать.       (слайд 10)

   

                САМОАНАЛИЗ  УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО  ЧТЕНИЯ

По  теме:  Борис  Викторович  Шергин «Рифмы».

Проведенного во 2-а классе 26.02.10

Учитель:Макаренко С.И

Урок по теме первый , это  урок формирования новых знаний.На уроке использовалась  компьютерная  презентация.

ЦЕЛЬ  УРОКА: познакомить учащихся с произведением и краткой биографией   Б.Шергина.

Решались задачи:

Образовательные: учить осознанно читать текст художественного произведения,познакомить с биографией автора, с понятием «рифма»,определять тему  и главную мысль произведения,делать выводы.

Развивающие: развивать чувство ритма,творческие  способности,умение работать с текстом.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

При  выборе целей и задач урока руководствовалась требованиями минимума  содержания образования и программы по литературному чтению .

В структуре урока запланированы следующие этапы:

-Организация начала урока

-Постановка цели и задач урока

-Проверка домашнего задания

-Изучение  нового материала

-Физминутка

-Обобщение материала

-Итог урока

-Домашнее задание

Выбранная структура урока позволила рационально решить поставленные задачи.Ребятам было интересно на протяжении всего урока ,что поддерживало внимание учащихся.Учебный материал воспринимался не только на слух,но и зрительно на экране(ИКТ).

Использовала  разнообразные методы и приемы обучения: фронтальная работа,групповая,индивидуальная,практический метод.

Управление учебной деятельностью  осуществляла с помощью словесного поощрения детей.

Осуществляла  контроль учебной  деятельности: фронтальный, самоконтроль.

На  уроке учащиеся чувствовали себя комфортно,работали активно и с удовольствием.

Для проведения урока были созданы учебно-материальные условия(компьютерная презентация,)морально-психологические (благоприятная  атмосфера во время урока),гигиенические (физминутка,наблюдение за посадкой),смена видов деятельности ,учитывались возрастные особенности детей.

Во  время  подведения итога урока ребята сделали вывод о том ,каким должен быть воспитанный человек ,поделились своими впечатлениями  об уроке.

Считаю,что   поставленные  задачи урока выполнены.Урок получился продуктивным  и  интересным для  большинства  ребят.

Учитель: Макаренко С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Разработка урока литературного чтения для 3 класса:"Обобщение по разделу "Уроки и переменки"

Разработка урока литературного чтения по теме: "Урок обобщения по разделу "Уроки и переменки" 3 класс. ОС Школа 2100....

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Разработка урока литературного чтения ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 2  Предмет: литературное чтениеУМК: развивающая система Л.В.Занкова Тип урока: урок «открытия» нового знанияТема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т...