Развитие речи младших школьников
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Силина Ирина Анатольевна

Развитие речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи младших школьников»

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Как писал известный русский ученый А.М.Пешковский: «…там, где дети усиленно учатся говорить, там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому, что лучше понимают друг друга».

         В объяснительной  записке программы по русскому языку для начальной школы подчеркивается, что « … развитие речи придает всему процессу изучения русского языка практическую  направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще…»

         От уровня развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников, так как развитие речи неразрывно связано с развитием мышления и недоразвитие речи – сигнал о недостаточном развитии мышления.

          Речевое развитие ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности  общаться. Кроме того, речевая деятельность является первоосновой любой деятельности человека.

         Понимая важность речевого развития у учащихся начальных классов, я пыталась найти ответы на вопросы:

- Как преодолеть противоречие: между реальным уровнем речевого развития младших школьников и программными требованиями?

- Как реализовать потенциал речевых возможностей?

Формирование  речевой деятельности учащихся 1-х классов предполагает развитие умений:

- слушать и понимать обращенную речь;

- общаться с учителем ( поддерживать диалог);

- отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их;

- ориентироваться в ситуации общения ( знать   Зачем? О чем?  Кому? Как говорить?);

- правильно строить свое высказывание в зависимости от ситуации общения.

Требования к речи:

- правильность грамматическая;

- ясность – доступность речи для понимания другими людьми;

- чистота речи – отсутствие  «паразитических слов»;

- точность – умение передать свою мысль,  рассказать о каком-либо случае, описать предмет или  явление в соответствии с действительностью;

- выразительность – умение ярко, убедительно, и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией,  выбором слов, построением предложений действовать на слушателя;

- богатство языковых средств.

         Для составления полноценного высказывания необходимо, чтобы говорящий обладал достаточным запасом слов, четкой артикуляцией, грамматически правильно строил предложения.

         Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе вела по таким направлениям:

- работа над развитием речевого аппарата;

- уточнение и обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического навыка;

- работа над связной речью;

-  формирование умений воспринимать высказывания

         Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке я использовала:

- игровые приемы;

- занимательный текстовый материал;

- задания, направленные на развитие литературных  способностей и творческого воображения.

 

1. Работа  над развитием речевого аппарата включает в себя

 1)     Постановку правильного дыхания .

Навыки правильного дыхания пригодятся детям в последующей работе. Читая выразительно стихи, тексты, они смогут произносить прочитанное не взахлеб, а спокойно, соблюдая паузы в нужном месте.

·        чередование: медленный вдох – быстрый выдох.

 2)     Развитие правильного звукопроизношения (внятности речи), чем способствуют чистоговорки, скороговорки, артикуляционная зарядка.

Чистоговорки и скороговорки произносятся медленно, работая над каждым звуком.

·        У ежа ежата, у ужа ужата.

Цель этой работы заключается в формировании умений интонационно выделять какой-то  звук, вслушиваться в произношение, в стремлении повторить его как можно чище.

 3)     Достижение выразительности речи на материале скороговорок, стихов. Предлагаю такие задания:

- прочитай шепотом, беззвучно, тихо, громко

- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно

 2. Уточнение и обогащение словарного запаса.

         1) Уточнение словарного запаса возможно через:

- беседы о рассматриваемых предметах ( название, назначение, детали предмета, внешний вид)

                   -  формулирование значения слова

         2) Обогащение словарного запаса осуществляется через:

                   - введение новых слов в этапы работы:

                   а) толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:

                            * контекстуальный;

                            * подбор синонима, антонима;

                            * наглядный;

                            * развернутое описание.

                   б) актуализация слова.

Работа нал  образцами употребления слова ( готовыми словосочетаниями и предложениями)

в) использование слова в речи

 

                   Интеллектуальные игры и задания:

1)     Игра в слова: ( фрукты, овощи, деревья, мебель и т.д.)

2)     «Признак»: ( железо  -  железный; бумага - …; стекло - …)

3)     Подбор антонимов ( мокрый – сухой; ходить - …)

4)     Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)

5)     - Подбор прилагательных  (собака ( какая?)  большая, лохматая, веселая)

 – «Что бывает?»

     ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …;  добрый - …)

- «Узнавание»

     ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)

6)     «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями)   (учитель … ( учит); кузнец - …)

7)     «Сравни»  

a.      по вкусу – лимон и мед

b.     по цвету – грушу и сливу

c.      по высоте – куст и дерево

8)     «Угадайка» ( загадки).  Как догадались, о чем идет речь?

9)     «Уменьшение»  ( трава - травка; стул - …; тигр- …)

10) Объясни значение, поменяв одну букву  ( бочка – точка)

11) Наблюдение над многозначностью слов ( коса; ключ;  кисть)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....