Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

 

Задачи:

обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,            учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска SMART,  презентация, карточки для учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka_po_chteniyu_po_teme_dary_tereka.docx27.45 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».

Класс: 4Б.

Учитель: Кирсанова Э.Г.

Дата проведения: 04.10.2013

День открытых дверей в ГБОУ СОШ №799.

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Задачи:

обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,            учить определять основное содержание изученного произведения, дать понятие «олицетворение», находить их в произведении;

развивающие:  развивать навыки беглого, выразительного чтения, умения слушать лирические произведения, расширять кругозор учащихся.

воспитательные: воспитывать любовь к русской классической поэзии, посредством прослушивания стихотворений поэта, прививать любовь к Родине, бережное отношение к окружающей природе.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, интерактивная доска SMART,  презентация, карточки для учащихся.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Установка на работу.

 

Проверяет готовность к уроку

Для урока нам понадобится: учебник, ручка, карандаш, ваши знания и хорошее настроение! Все готовы?

 

Готовятся к уроку

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. 

  Какое произведение изучали на прошлом уроке?

- Какова главная мысль сказки?

 

Отвечают.

  1. Подготовка к восприятию нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом с именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. Его имя…( слайд2)

Слушают.

 

М.Ю.Лермонтов.

  1. Сообщение нового материала Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

Давайте познакомимся с жизнью этого поэта (слайды3-10).

Что нового вы узнали о поэте?

– Прочитайте в ваших учебниках отрывок из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова(слайд11)

– Какие открытия сделали?

Читают.  

Отвечают.

Чтение  статьи

Ответы учеников:

- Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.

  1. Физминутка.

Интерактивная доска выключается.

 «Деревья »

Выполняют движения.

  1. Продолжение изучения нового материала.

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю.Лермонтова «Дары Терека».

Что такое Терек? (слайд13)

Прежде чем читать текст самим предлагаю прослушать стихотворение в исполнении мастера художественного слова В.Качалова. (слайд, аудиозапись).

Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю.Лермонтова?

Река.

Читают информацию о реке.

Слушают.

Отвечают.

  1. Чтение текста.

 

Прочитайте  текст про себя.

Читают.

  1. Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? (слайд13)

дары, Казбек, Дарьял, валун

Читают, объясняют значение слов.

  1. Работа по содержанию текста.

Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения.

Беседует с учащимися:

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»

 

Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении? (слайд14)

- С кем автор сравнивает реку?

- Какие эпитеты он при этом использует?

- Что такое утесистые громады?

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

Один ученик читает первые 4 строки стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит.

Олицетворения, эпитеты, сравнения.

Метафора – скрытое сравнение.

- С диким, злым зверем, олицетворяет ее.

- Дикий, злобный.

- Горы, скалы.

- Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.

 - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.

Предлагает прочитать  следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы:

- Как меняется характер реки на равнине? (слайд15)

- Какие слова и выражения указывают на это?

- Что означает слово «лукавый»?

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

- О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?(слайд16).

С кем сравнивается море?

Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя:

- Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.

- Хитрый.

- Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.

Один ученик читает следующие 4 строки:

«Расступись, о старец-море,

Дай приют моей волне!

Погулял я на просторе,

Отдохнуть пора бы мне…»

Ответ детей:

- Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

   Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы:

- Где Терек берет свое начало?(слайд17)

- С кем сравниваются облака?

- Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

- Как поняли, о чем идет речь в следующих строках?(слайд18).

- Найдите сравнение в этих строках.

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

- Какой вывод можем сделать о характере реки.

 Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя:

- Терек берет свое начало у горы Казбек.

- С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.

- Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку.

- Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью.

- Куча камней сравнивается со стадом.

- Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.

- Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.

- Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.

Обращается к учащимся с вопросами:

- С какой интонацией будем читать первые 4 строки?

- Как будем читать следующие 8 строк?

С какой интонацией будем читать последние 8 строк?

Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво.

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимися. 

Чтобы правильно читать стихотворение, нужно воспользоваться памяткой.

  Читают памятку с экрана:

11.  Самостоятельная работа.

Выразительное чтение стихотворения учащимися

Несколько учеников выразительно читают текст. Обсуждение работ.

  1. Обобщение. Вывод.

Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше.

- Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой.

Далее предлагает послушать конец стихотворения. (слайд19)

Как принял старый Каспий дары Терека?

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

Как человек должен относиться к такой реке?

-

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

 

Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение.

Слушают чтение учителя

- Да, они ему понравились

.

- Терек, и его непостоянный характер.

- Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

- С уважением, с восхищением, с опасением.

- Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек.

  1. Рефлексия.

Закончите предложения. (Слайд 20).

Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Ответы детей.

  1. Домашнее задание

   (Слайд 21)

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

  1. Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.
  2. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.
  3. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».

Записывают.

  1. Итог урока.

Вы прекрасно поработали. Особенно активно работали …, они получают ….

 Урок закончен. Большое спасибо.  

 


План.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7.  Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

        План.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7.  Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

План.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7.  Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

План.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7.  Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

План.

  1. Новая царица у зеркальца.
  2. Королевич Елисей ищет невесту.
  3. Царевна пропала.
  4. Царевна ожила.
  5. Царица узнает о красоте царевны.
  6. У семи богатырей.
  7.  Царевну отравили.
  8. Царица ждет царя.
  9. Царевна в тереме.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Памятка.

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» Учитель : Кирсанова Э.Г. ГБОУ СОШ № 799 г. Москвы

Слайд 2

М.Ю. Лермонтов

Слайд 3

М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве.

Слайд 4

Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.

Слайд 5

Усадьба Тарханы.

Слайд 6

В 1830г. Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи .

Слайд 7

В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.

Слайд 8

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.

Слайд 9

Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки.

Слайд 10

15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

Слайд 11

В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

Слайд 12

Т ерек Река на Северном Кавказе, впадает в Каспийское море.

Слайд 13

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье , глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.

Слайд 14

Олицетворения: Эпитеты: Сравнения:

Слайд 15

Т ерек

Слайд 16

Каспийское море

Слайд 17

Гора Казбек

Слайд 18

Дарьяльское ущелье

Слайд 19

И старик во блеске власти Встал, могучий, как гроза, И оделись влагой страсти Темно-синие глаза. Он взыграл, веселья полный,- И в объятия свои Набегающие волны Принял с ропотом любви.

Слайд 20

Закончите предложения. Сегодня на уроке: Я познакомился… Я понял… Я узнал…

Слайд 21

Домашнее задание С.96-98 выразительное чтение . Дифференцированное (по выбору учащихся): Найти другое стихотворение Лермонтова о Кавказе, подготовить выразительное чтение. Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть. Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...

Конспект урока литературного чтения по теме "Лермонтов - Утес"

Тема урока: М.Ю. Лермонтов – «Утёс», «Осень»Цель: формирование умения осознанно читать лирические стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс» и «Осень», ...