Антарктида- текст для работы по технологии развития критического мышления через чтение и письмо
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Классическим текстом технологии развития критического мышления через чтение и письмо является текст "Антарктида".

Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antarktida.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Антарктида

Практическая часть

Классическим текстом технологии является текст "Антарктида".

Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Она используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии вызова с последующим возвратом к материалам на стадии рефлексии.

Описание: читателям до начала чтения фронтально предлагается вопрос: «Что вы знаете или думаете, что знаете, о теме нашего занятия "Антарктида"?» Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания(!) (нельзя не только произносить: "правильно-неправильно-спорно-интересно", но и выражать эти мысли на лице). Мне пришлось специально этому учиться, зато сейчас я просто всем говорю "спасибо" и записываю поступившие варианты.

Затем предлагается вопрос: «Что бы вы хотели узнать?» В столбик "Хочу узнать" записываются (без оценок!) и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии рефлексии осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.

Можно выписать третий столбик "Узнал" отдельно, если в этом будет необходимость или расположить записи в виде отдельной таблицы.

Только после этой довольно активной работы текст предъявляют к прочтению. Разумно при этом использовать комбинированный прием «Чтение с пометками и таблица INSERT», который традиционно применяется для чтения сплошных информационных текстов.

Название приема представляет английскую абревиатуру:

I – interactive

N – noting

S – system

Е – effective

R – reading and

Т – thinking

и переводится как «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления».

Описание приема: во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки, "V", "+", "-", "?", а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

«V»

«+»

«-»

«?»

я это знал(а)

новое для меня

я думал(а) иначе

интересно, непонятно, нужно разобраться

В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально.

Теперь настало время читать собственно текст.

7

                На противоположной от Арктики стороне земного шара

находится Южный полюс Земли. Название этой области придумали

древние греки. Арктика + Ант (приставка; Анти – напротив)

=Антарктика.

В центре Антарктики расположен чудесный материк –

Антарктида. Многие века назад люди верили в существование

богатого и загадочного Южного материка. Но верить и знать –

это не одно и тоже. Путешественники бороздили океаны в поисках

таинственной земли, а ученые фантазировали о его богатствах.

Древние греки даже нанесли на карту этот неизвестный людям

материк, но Антарктида всё ещё оставалась мифической землёй.

К поискам южного материка был привлечен знаменитый

английский мореплаватель Джеймс Кук. На корабле «Индевор»

( Стремление) в 1768 году с группой исследователей он отправился

в южные моря для выяснения тайны легендарного материка и

обследование некоторых островов, незадолго до того открытых

другими мореплавателями. Кук плыл в южном направлении целых

шесть недель, но никакого материка не нашёл.

Через год после своего возвращения из первой экспедиции

в 1772 году Кук снова ушел в море, так как вопрос о южном

материке ещё не был прояснён. Два корабля взяли курс прямо на

юг и обошли вокруг Земли вдоль границы дрейфующих льдов, но

все поиски были напрасны: обитаемого южного материка не

существовало. «Ни один человек, – писал Кук, – никогда не

решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли,

что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы». Люди

мечтали о богатой земле, а увидели лишь пустыню, покрытую

льдом. Так был развеян миф о существовании чудесной земли.

Но поиски на этом не закончились. Только в 1820 году, русские

Мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев первыми

увидели берега шестого континента. Льды помешали им ступить на его

землю. Спустя 74 года это сделали норвежские рыбаки.

С тех пор Южный полюс стал той «вершиной», которую от

предстояло покорить смельчакам, но все их попытки кончались

неудачей из-за необычайно сурового климата  и несовершенного

снаряжения. Южный полюс покорился норвежскому

исследователю Руальду Амундсену в 1911году. Пройдя на лыжах

побережья вглубь Антарктиды более 1200 километров за два

месяца, он добрался до цели.

Так призрачная и неизвестная земля обрела реальность.

Вулкан Эребус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Белые медведи- классический текст технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Классический  текст технологии развития критического мышления "Белый медведь".Предлагаю применить стратегию, которая называется: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»....

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо у младших школьников. Опыт работы. Рекомендации.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...