Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна

Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы по «Литературному чтению» для учащихся 3-го класса разработанной Е.В. Бунеевой,  Р.Н. Бунеевым, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, а также  планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, задачи формирования у младших школьников умения учиться, возрастных особенностей младших школьников.

    Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учащихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 4  учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных  часов в год. Данное количество часов, содержание предмета соответствует варианту авторской программы по литературному чтению авторов Е.В. Бунеевой,  Р.Н. Бунеевым, рекомендованной Министерством образования и науки РФ/ Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011.- 416 л. (Образовательная система «Школа 2100»). Рабочая программа рассчитана  на 136 учебных  часов, в 2015 – 2016 учебном году 35 учебных недель, поэтому на повторение добавлено 4 часа и тематическое планирование составлено на 140 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lit_cht.docx65.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной образовательной программы по литературному чтению для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ и авторской программы по «Литературному чтению» для учащихся 3-го класса разработанной Е.В. Бунеевой,  Р.Н. Бунеевым, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100»,  программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, а также  планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, задачи формирования у младших школьников умения учиться, возрастных особенностей младших школьников.

    Рабочая программа по литературному чтению ориентирована на учащихся 3 класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 4  учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных  часов в год. Данное количество часов, содержание предмета соответствует варианту авторской программы по литературному чтению авторов Е.В. Бунеевой,  Р.Н. Бунеевым, рекомендованной Министерством образования и науки РФ/ Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2011.- 416 л. (Образовательная система «Школа 2100»). Рабочая программа рассчитана  на 136 учебных  часов, в 2015 – 2016 учебном году 35 учебных недель, поэтому на повторение добавлено 4 часа и тематическое планирование составлено на 140 учебных часов.

     В системе предметов общеобразовательной школы курс литературного чтения представлен в предметной области «Филология». Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы обеспечить формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенции.

    Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

   Задачи уроков литературного чтения:

- формирование техники чтения и приемов понимания и анализа  текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей, воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -  через введение элементов  анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

   Для обучения литературному  чтению выбрана содержательная линия УМК  Е.В. Бунеевой,  Р.Н. Бунеевым, которая является составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по литературному чтению состоит в том, что он обеспечивает приемственность курсов литературного чтения в начальной школе и в последующих классах основной и средней школы, а также в полной мере реализуют принципы деятельностного подхода, что полностью соответствует миссии и целям школы и образовательным запросам обучающихся.

     Для выполнения всех видов обучающихся работ по литературному чтению в 3 классе в УМК имеются учебник, учебные пособия:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «В одном счастливом детстве»: Учебник для 3 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. – М.: Баласс, 2015.

Общая характеристика учебного предмета

   В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии, общие с курсом русского языка:

-  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

   Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное чтение»:

- определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

- приобщение к литературе как искусству слова;

- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

   За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, в реализации которого есть свои особенности. В третьем классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы¸ отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведения детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник 3 класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современная детская литература.

   Интерес к самому процессу чтения тесно  связан с его мотивированностью. Как же  сделать чтение мотивированным? Как реализовать  принцип идейно художественной значимости  для  ребёнка того,  что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме  эвристической беседы.

В 3-м классе  последовательность текстов и  тем,  в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» –  третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник,  размышляет,  задаёт вопросы. И  вместе  с  Настей читают и думают ученики.

При  составлении учебника для  3-го класса в большей мере, чем во всех  остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о кото- рой шла  речь  выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково  последовательно во всех  книгах, что,  с нашей точки зрения, совершенно естественно.

    Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения. Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное, отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя.  В конце каждого учебника по литературному чтению приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

   Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебник, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору. На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает три этапа работы с текстом:

   I этап. Работа с текстом до чтения

   1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой  на читательский опыт.

   2. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

   II этап. Работа с текстом во время чтения

   1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными  возможностями учащихся. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

   III этап. Работа с текстом после чтения

   1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций   (истолкований, оценок)  произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

   2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

   3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника  с читательским представлением.

    4. Задания (творческие), опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысливание содержания, художественной формы).

      В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся,  в соответствии с развивающей личностно-ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:

1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;

2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха пред школьным контролем и оцениванием;

4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.

     Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, диктантов, изложений, сочинений, контрольных работ. Итоговая аттестация -  в форме административной контрольной работы.

Описание места учебного предмета «Литературное чтение»

    В соответствии с учебным планом МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2» рабочая программа по литературному чтению   в 3 классе рассчитала на 140 часов в год при 4 часах в неделю.

   

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через  сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность  свободы,  чести  и достоинства как  основа  современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на  осознании себя  частью природного мира. Любовь к при- роде – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви  и бережного отношения к природе через  тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – основа  эстетического воспитания через  приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность  стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность  истины  –  это  ценность научного познания как  части культуры человечества, проникновения в суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих  в  основе   социальных явлений.  Приоритетность знания, установления истины, само  познание как ценность  – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность  семьи.  Семья – первая и самая значимая для  развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета  у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отно- шение к труду  в целом и к литературному труду  в частности.

Ценность  гражданственности – осознание себя  как члена общества,  народа,  представителя  страны,  государства; чувство ответственности за  настоящее и будущее своей  страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей  стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  патриотизма. Любовь к России, активный  интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту худо- жественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

   Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

     Изменения в авторскую программу не вносились.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» (140 часов)

Прощание с летом (6 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 ч).

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (9 ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (12ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (9 ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 ч).

Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 ч).

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (4 ч).

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Резервные уроки (4 часа).

Техника чтения

   На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения; формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания;

   Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.

   Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осознанно текст про себя.

   Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

   Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).

   Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.

   Развитие умений:

– выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

–  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;

–  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать  содержание по ходу чтения или  слушания;

– использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО.  ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.

Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;

– речь  героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

   Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

   Повесть, её отличие от рассказа.

   Пьеса. Признаки драматического произведения.

   Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

   Закрепление на новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

Контроль уровня обученности учеников

Программа рассчитана на 140 ч. в год (4 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

-  проверочных работ – 11

- проверка понимания прочитанного – 3

-  итоговая комплексная работа - 1

   Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме  проверки техники чтения и итоговой комплексной работы.


№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Количество часов

Сроки изучения

по

плану

по факту

по

плану

по

факту

I четверть (36 часов)

Раздел 1. Прощание с летом (6 часов)

1.

Вводный урок. Знакомство с новым учебником. Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Ю. Ким «Светлый день»

Аудирование (слушание) 

Воспринимать на  слух   художественное произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр (рассказ,  повесть, сказка, поэма, стихотворение, пьеса);

Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания

1

2.

Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

1

3.

Чем можно гордиться? Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

1

4.

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

1

5.

Взрослая жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

1

6.

Лето волшебное и разное. (Стихотворение К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

1

Раздел 2. Летние путешествия и приключения (19 часов)

7.

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать  стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по         заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

Объяснять         выбор         автором заглавия, его смысл; выбирать   заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять  ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать         главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу:

Анализировать обложку, титульный         лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать   (устно)    рассказ - характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  

предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать  текст  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

1

8.

Приключения изыскателей. (Главы 1 – 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

1

9.

Приключения изыскателей. (Главы 1 – 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

1

10.

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

1

11.

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

1

12.

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

1

13.

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

1

14.

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

1

15.

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

1

16.

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

1

17.

Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

1

18.

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

1

19.

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

1

20.

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

1

21.

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

1

22.

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)

1

23.

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (К. Паустовский «Жильцы старого дома»)

1

24.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2

1

25.

Обучающее сочинение

1

Раздел 3. Природа летом (9 часов)

26.

Введение в раздел. С. Есенин «С добрым утром!» Б. Пастернак «За поворотом.»

Воспринимать на  слух   художественное произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр (рассказ,  повесть, сказка, поэма, стихотворение, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать  стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

1

27.

Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент) М. Пришвин «Золотой луг»)

1

28.

Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент) М. Пришвин «Золотой луг»)

1

29.

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальнике» из повести  А. Толстого «Детство Никиты»)

1

30.

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

31.

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

1

32.

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

1

33.

Урок –практикум по развитию читательских умений. В .Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

1

34.

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 3.

1

Раздел 4. Уроки и перемена (13 часов)

35.

Введение в раздел. Необычная школа.

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по         заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

1

36.

Необычная школа.

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

1

II четверть (28 часов)

37.

Необычная школа.

(Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Объяснять         выбор         автором заглавия, его смысл; выбирать   заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять  ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать         главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу:

Анализировать обложку, титульный         лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

1

38.

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер «Перемена» (работа в тетради)

1

39.

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

1

40.

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

1

41.

Путь в страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Верный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

1

42.

Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

1

43.

Испытания для Виктора Перестукина (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»)

1

44.

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста.

1

45.

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста.

1

46.

Обобщение по разделу.

Проверочная работа по разделу 4

1

47.

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

1

Раздел 5. «Глухая пора листопада» (8 часов)

48.

Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»)

Создавать   (устно)    рассказ - характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  

предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать  текст  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

Воспринимать на  слух   художественное произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр (рассказ,  повесть, сказка, поэма, стихотворение, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

1

49.

Такая разная осень… (Стихотворения А. Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»)

1

50.

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

1

51.

Стихи о «близости снега» (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

1

52.

Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты …»)

1

53.

Как приходит зима (К. Паустовский «Прощание с летом», С. Есенин «Нивы сжаты …»)

1

54.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

1

55.

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

1

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…» (18 часов)

56.

Введение в раздел Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Брестова «Сказка»

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать  стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по         заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

Объяснять         выбор         автором заглавия, его смысл; выбирать   заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

1

57.

«Сказка - ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

58.

Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

1

59.

Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

1

60.

Мир волшебной сказки (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-мореход»)

1

61.

Мир волшебной сказки (Стихотворение Б. Гребенщикова и др. «Город», арабская сказка «Синдбад-мореход»)

1

62.

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

1

63.

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

1

64.

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

1

III (четверть) (40 часов)

65.

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Составлять план текста.

Выделять  ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать         главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу:

Анализировать обложку, титульный         лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

1

66.

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

1

67.

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

1

68.

Сказки для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

1

69.

Сказки для театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

1

70.

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла»

1

71.

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6.

1

72.

Внеклассное чтение по разделу 6

1

73.

Обучающее сочинение

1

Раздел 7. «Поёт зима, аукает…» (12 часов)

74.

Введение в раздел .Звуки  и краски зимы. (Стихотворение С. Есенина «Поёт зима, аукает …», «Пороша»)

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  

предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать  текст  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

Воспринимать на  слух   художественное произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр (рассказ,  повесть, сказка, поэма, стихотворение, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать  стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

1

75.

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)

1

76.

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

1

77.

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

1

78.

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский . «Кот в сапогах» (работа в тетради)

1

79.

Зимние впечатления (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

1

80.

Зимние впечатления (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идёт», А. Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

1

81.

Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам»)

1

82.

Суровые законы жизни зимнего леса (В. Бианки «По следам»)

1

83.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

1

84.

Обучающее сочинение

1

85.

Внеклассное чтение по разделу 7

1

Раздел 8. Животные в нашем доме (9 часов)

86.

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака».

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по         заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

Объяснять         выбор         автором заглавия, его смысл; выбирать   заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять  ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать         главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

1

87.

У каждого свое место в природе. (Д. Мамин Сибиряк «Медведко»)

1

88.

У каждого свое место в природе. (Д. Мамин Сибиряк «Медведко»)

1

89.

Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

1

90.

Замечательные собаки (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

1

91.

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

1

92.

Каждый ли клёст может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

1

93.

Удивительные пони Ю. Мориц. (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)

1

94.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

1

Раздел 9. Мы с мамой и папой (12 часов)

95.

Введение в раздел. Э. Успенский  «Всё в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Характеризовать книгу

анализировать обложку, титульный         лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст

(описание, отзыв).

Писать  сочинение о  личных впечатлениях после  

предварительной подготовки.

1

96.

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «…Бы»)

1

97.

Подарки – это серьёзное дело. (.Ю. Коринец Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном».)

1

98.

Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

1

99.

Во что нельзя «играть»? (И. Дик «Красные яблоки»)

1

100.

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

1

101.

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

1

102.

Хорошо когда рядом - папа! (С. Маршак «Хороший день»)

1

103.

Когда мама сердится…

 (В. Драгунский «Тайное становится явным»)

1

104.

Повторение пройденного по разделу 9 (резерв)

1

IV четверть (36 часов)

105.

Когда мама сердится…

(В. Драгунский «Тайное становится явным»)

Творческая деятельность

Инсценировать  текст  (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Сочинять сказки,  рассказы, стихотворения.

1

106.

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье

1

107.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

1

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца» (9 часов)

108.

Введение в раздел. Стихотворение

О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

Воспринимать на  слух   художественное произведение   в исполнении учителя, учащихся,   мастеров  слова;  отвечать на   вопросы  по  содержанию, оценивать  свои   эмоциональные  реакции, с помощью учителя  формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения:  определять жанр (рассказ,  повесть, сказка, поэма, стихотворение, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп  и тон речи.

Декламировать  стихотворение,  отрывки прозы.

Читать  про   себя:  понимать текст,  проводить  словарную работу  по  ходу  чтения,  выделять   в    тексте   логические части, отвечать на вопросы.

1

109.

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

110.

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

111.

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

112.

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

1

113.

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

1

114.

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

1

115.

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

1

116.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

1

Раздел 11. День смеха (4 часа)

117.

Введение в раздел. Г. Сапгир «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или всё наоборот»

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание         по         заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  группе ключевых  слов; определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную,   подтекстовую  и концептуальную          (главную мысль).

1

118.

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

1

119.

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

1

120.

Веселые стихи.(Двустишия О.Григорьева, стихотворение Ю.Мориц «Малиновая кошка»)

1

Раздел 12. «О весна, без конца и без краю» (8 часов)

121.

Введение в раздел. Как приходит весна? Стихотворения А. Макаревича «Снег …», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид …», А.Блока «Ветер принёс издалека …»

Объяснять         выбор         автором заглавия, его смысл; выбирать   заголовок произведения из предложенных.

Вести  диалог  с  автором  по ходу   чтения  текста:  видеть прямые и  скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы,  проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять  ключевые   слова текста (фрагмента).

Формулировать         главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в  тексте материал для  характеристики героя.

Пересказывать  текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу

анализировать обложку, титульный         лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книги  в  библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

1

122.

Введение в раздел. Как приходит весна? Стихотворения А. Макаревича «Снег …», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид …», А.Блока «Ветер принёс издалека …»

1

123.

Озорные стихи о весне. (Стихотворения  В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша»,С.Чёрного «Зелёные стихи»)

1

124.

Озорные стихи о весне. (Стихотворения  В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша»,С.Чёрного «Зелёные стихи»)

1

125.

Проверка уровня развития читательских умений (А.Н. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

1

126.

Картины весны (Б. Окуджава «Весна»)

1

127.

Обобщение по разделам 11-12

1

128.

Обобщение по разделам 11 -  12. Проверочная работа по разделам 11-12

1

Раздел 13. День Победы (5 часов)

129.

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

Конструировать устное  монологическое высказывание: формулировать главную мысль,   отбирать   материал, логично   и    последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Культура письменной речи

Определять   тему    будущего письменного   высказывания, тип  текста (описание или  рассуждение), соответствующие языковые средства.

1

130.

Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

1

131.

Трудная тема – война (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

1

132.

Стихи о войне (В. Высоцский «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины …»)

1

133.

Внеклассное чтение по разделу 13

1

Раздел 14. Родная земля (5 часов)

134.

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

1

135.

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Ты, Россия моя»; Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

1

136.

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?»

1

137.

Заключительный урок внеклассного чтения

1

138.

Повторение пройденного. Итоговый контроль.  (резерв)

1

Повторение пройденного (2 часа) (резерв)

139.

Повторение пройденного за учебный год

1

140.

Повторение пройденного за учебный год

1

Итого: 140 часов.


Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса по

учебному предмету «Литературное чтение»

    Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности. Основную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов;

2) наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.

Кроме этого, большие возможности для применения на уроках литературного чтения предоставляет оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.), которое благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы чтения литературных произведений.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Маленькая дверь в большой мир: Учебник для 3 класса. В 2-х частях. – М.: Баласс, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. – М.: Баласс, 2012.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        Кузнецова И.В., Самойлова Е.А. Рабочие программы (все предметы). 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

2.        Фельдштейн Д.И. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. – М.: Баласс, 2011.

3.        Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка. 1-4 класс (CD) – М.: Баласс, 2011.

4.        Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение: «В одном счастливом детстве». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.

5.        Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3-м классе. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.

6.        Соболева О.В. Беседы о чтении или Как научить детей понимать текст. Пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2011.

7.        Литературное чтение. (по УМК «Школа 2100»). 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: С.А. Маркова – М.: Издательство «Планета», 2011. – (Качество обучения).

8.        Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

               СОГЛАСОВАНО

   Протокол заседания методического

объединения учителей начальных классов

от «___»_______________201____г. № __

        СОГЛАСОВАНО

   Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

___________________О.Е. Соколова

«________»________________2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева, Образовательная система "Школа 2100". Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. УМК 2100

Рабочая программа по литературному чтению разработана для 2 класса  в соответствии с новыми стандартами. Программа составлена по программе 2100. Авторы  учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунее...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 1 класс, программа " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс школа 2100

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование...

рабочая программа по литературному чтению 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...