КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС УМК "ШКОЛА РОССИИ" 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ Ф.ТЮТЧЕВ "ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_k_attestatsii.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения

Класс:

2

УМК:

Школа России

Место проведения:

МБОУ «Средняя школа №10», г. Чехов

Учитель:

Фролова Ирина Евгеньевна

Тема урока:

Поэтическая тетрадь. Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Ход урока

1.Организационно – мотивационный момент

- Сегодня у нас необычный урок литературного чтения. К нам приехали гости, поприветствуем их. Давайте создадим гостям и друг другу хорошее настроение. Улыбнёмся друг другу. Протянем руки и, пожав их, пожелаем здоровья и успехов.

Руки? На месте

Ноги? На месте

Локти? На месте

Спина? Прямая

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по страницам Поэтической тетради.

2. Проверка домашнего задания

- Открывая Поэтическую тетрадь ранее, мы увидели множество таинственных значков, чёрточек, запятых. Что это?

- Стихи о зиме.

- Прочитаем наизусть стихи Константина Бальмонта и Якова Акима.

К. Бальмонт – Ващенко Дима         Учитель комментирует оценку: громко, чётко, выразительно, без ошибок - 5

Я Аким – Примачук Света

Продолжит чтение стихотворения – Фирсова Валерия

3. Речевая разминка

-Отгадайте загадку:

С горки сами вниз летят,

А на горку не хотят,

Надо в горку за веревку

Каждый раз тянуть назад.

(Санки)

- Сядем в сказочные сани (выставляю картинку саней)

Работа с таблицей № 2

- Приготовим билеты.

- Прочитайте 1 и 2 абзацы  текста и подчеркните буквы «эс», зачеркните буквы «тэ», поставьте точку под буквами «и».

2 мин. – чтение текста с заданием

- Кто прочитал раньше времени, дочитайте текст до конца.

2 мин – работа с текстом.

- О чём идёт речь в тексте?

- Докажите свою точку зрения.

- Как можно озаглавить текст?

4. Постановка темы и цели урока.

- Любимая игра Зимы  - прятки. Поиграем и мы.

(Учитель читает начало предложения, обучающиеся находят его окончание. Во время чтения предложения учителем, учащиеся закрывают глаза, а он произносит фразу: «Раз, два, три, четыре, пять – я иду тебя искать…»)

Привожу пример стихотворения «Чародейкою зимою…»

Солнце зимнее ли мещет,
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- Такого отрывка в тексте нет.

- Откуда эти строки?

- Сформулируйте тему урока. На доске появляется запись и портрет

- Используя опорные слова, сформулируйте цели урока Слайд 2

1. Познакомиться с творчеством Фёдора Ивановича Тютчева

2. Развивать образное мышление, наблюдательность, умение вести беседу, формулировать свои мысли.

3. Воспитывать любовь к родной природе, родному краю через поэзию.

4. Создать Поэтическую тетрадь о творчестве Ф.И.Тютчева

- Молодцы! Вы чувствуете веяние зимы?

5. Физкультминутка

Снег кружится, снег ложится

Снег, снег, снег.

Рады снегу зверь и птица

И, конечно, человек.

6. Работа по теме урока

а) Показ слайдов

- Речь  пойдёт сейчас о человеке, настоящая известность к которому пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый  сборник стихов.

- Кто это?

- Тютчев. Слайд

Ф.И.Тютчев родился в культурной стародворянской семье среднего достатка в Орловской губернии. Первоначальное образование мальчик получил дома. С детства он прекрасно знал французский язык, писал стихи по-французски. Под влиянием своего учителя приобщается к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводит Горация (древнеримский поэт). В 16 лет Ф. И. поступает на словесное отделение Московского университета. За свою творческую деятельность Тютчев создал около четырёхсот стихотворений. Первые из них увидели свет в пушкинском «Современнике». Сам Александр Сергеевич, согласно воспоминаниям очевидцев, «целую неделю носился с ними». Не обратить внимания на порой мягкую, порой противоречивую лирику Тютчева, было невозможно

В течение нескольких десятилетий Фёдор Иванович Тютчев жил за границей, но он всегда внимательно следил за тем, что происходит на Родине, был глубоко русским человеком, любил всё, что было связано с его Отчизной.

б) Первичное восприятие стихотворения. Аудиозапись или презентация стихотворения – картины русской зимы, музыка, текст читает учитель.

 - Настало время окунуться в мир поэзии. Слайды

в) Проверка первичного восприятия стихотворения

- Какое настроение возникло у вас, слушая это стихотворение?

г) Словарная работа

- Данное стихотворение написано 150 лет назад. Многие слова вам непонятны.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и подчеркните слова, значение которых необходимо объяснить.

- Назовите слова, которые вы подчеркнули.

Слайд

Мещет – от слова  «метать» - бросать, кидать.

Бахрома – тесьма с висящими с одной стороны нитями или любыми другими подвесками. Используются как обшивка краёв одежды, скатерти. 

7. Анализ стихотворения

- Волшебные сани привёзли нас в сказочный зимний лес. Прогуляемся по нему и в конце поделимся своими впечатлениями.

- Сколько строф в данном стихотворении?

- Прочитайте первую строфу. (обучающийся)

- Почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?

- Найдите примеры, подтверждающие мысль о том, что Зима представлена как живое существо.

- Что необычного и удивительного видит поэт в зимнем пейзаже? Под снежной бахромой чудная жизнь.

- Прочитайте вторую строфу. (обучающийся)

- В каком состоянии находится зимний лес?  

-  Он околдован, зачарован…

- Мы всё больше убеждаемся, что Зима властвует над лесом.

- Найдите в тексте и прочитайте про колдовство Чародейки.

- Почему такое состояние леса Ф. И. Тютчев характеризует словами «не мертвец и не живой»?  

- Лес недвижим, но он не мёртвый, он уснул и спит, а весной проснётся.  Он весь во власти волшебного сна. Лес вроде окован, но тут же автор поясняет, что цепи то лёгкие, то пуховые.

- Фёдор Иванович не даёт нам возможности до конца понять: нравится ли лесу его новое состояние.

- Обратите внимание на пунктуацию в конце строфы.

- Какой знак препинания вы видите?    

- Многоточие.

- Что обозначает многоточие?

- Незаконченность мысли, пауза.

- Правильно, автор как бы останавливает нас, заставляет задуматься над тем, что произошло с лесом.

- Прочитаем третью строфу (обучающийся)

- Как преображается лес, когда на него падает луч солнца?

- Почему Тютчев назвал это ослепительной красотой?

- Посмотрите, сколько света в этих последних строчках.

- Даже хочется зажмуриться, прикрыть глаза от блеска и сияния зимнего леса.

- А знаете ли вы, что первоначально эта строка звучала так: бессознательной красой, позже Тютчев исправил на ослепительной

- А как вы думаете, от чего так светится лес?

-Вывод, делает учитель: Солнце, действительно, «мещет на него свой луч косой». Но лес не реагирует на Солнце – «в нём ничто не затрепещет…». Лес полностью покорён Чародейкою Зимой. Он живёт теперь своей чудной жизнью, по своим волшебным правилам.

8. Физкультминутка

- А у нас свои правила.

Все ребята дружно встали (выпрямиться)

И на месте зашагали

На носочках потянулись

Как пружинки мы присели

И тихонько разом сели

9. Создание портрета Зимы. Синквейн

- Кто очаровал, заколдовал не только лес, но и нас?  Зима

Выставляю портрет зимы

- Возьмём волшебные кисти и  создадим словесный портрет главной героини стихотворения.

1 группа – называет героя одним словом, отвечающим на вопрос: « Кто?» и подбирает синоним, который повторяет суть темы.

2 группа – описывает героя в двух словах, отвечающих на вопрос: «Какая?»

3 группа – описывает действия в рамках темы тремя словами.

4 группа – подбирает фразу из четырёх слов, показывающая отношение к герою (теме)

- Проверим выполненное задание. Если у вас такая же запись, ставите знак плюс, если – нет: дописываете или исправляете. Одновременно открывается слайд. Участник группы читает ответ.

- А теперь определим темп и тон чтения стихотворения.

- Возможно ли, прочитать это стихотворение быстро?

- Нет

- Вы правы. Это стихотворение следует прочесть неторопливо.

- А каким должен быть тон чтения стихотворения?

- Какие оттенки настроения?

- Тон – спокойный, неторопливый, таинственный

- Настроение – волшебное, торжественное, тревожное

10. Выразительное чтение стихотворения учениками и оценка их деятельности

- Послушаем выступления ребят: Смирнова Жанна, Сурков Степан Учащиеся читают, дети оценивают сигнальными карточками.

11.Создание проекта

- Сегодня мы попытались разгадать тайну стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою». Это стихотворение не просто о красоте зимы, зимнего леса. Но и об особых законах природы.

- А сейчас нам предстоит создать свою поэтическую тетрадь и поместить в неё это замечательное стихотворение. 

Звучит музыка. Учащиеся создают проект.

- 1 группа оформляет обложку  Инструктаж

- 2 группа пишет библиографическую статью о поэте.

- 3 группа печатает стихотворение.

- 4 группа оформляет иллюстрацию книги

- Представим свои работы. Выходят по – одному от группы и зачитывают отрывок.

12. Итог урока

- Подведём итог нашего путешествия и заполним бортовой журнал. Одновременно печатаю на доске

Что нам известно

 по данной теме?

Что нового мы

 узнали из текста?

  • Тютчев писал стихи о природе.

  • Первый сборник стихов  был напечатан, когда поэту было 51 год
  • Его стихи первым прочитал Пушкин и поместил в своём журнале «Современник»
  • Стихотворение «Чародейкою Зимою» не только о красоте русской зимы, но и об особых законах природы.
  • Писал стихи по - французски

Данная таблица есть на доске, заполняется одновременно

13. Рефлексия

- Завершая наше путешествие по страницам Поэтической тетради, мне хочется узнать, с каким настроением вы покидаете зимний лес. На столе у вас лежат снежинки разной формы. Если вам путешествие понравилось, выберите самую большую и красивую снежинку, если вы испытывали затруднение или вам было некомфортно, то приклейте маленькую снежинку. Один от группы выходит и объясняет свой выбор

- Посмотрите, как красиво! И я делаю вывод, что путешествие вам понравилось.

- Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали на уроке. Оцениваю деятельность оценкой.

- Посмотрите, у кого на столе лежат подарки от зимы – снежинки, тот получает оценку  за правильный ответ, за умение доказывать свою точку зрения, за активную работу на уроке, за выразительное чтение текста.

14. Домашнее задание. Нацеливание на следующий урок.

- Мы ещё не раз  соприкоснёмся со страницами Поэтической тетради и встретимся с волшебницей Зимой, любуясь её проказами.

- А я предлагаю вам выбрать для себя вариант домашнего задания: Слайд

* Выучить стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою»

* Сочинить сказку о зиме

*Подобрать пословицы, приметы, загадки о зиме

Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...