Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Фролова Татьяна Борисовна

Знакомство с произведениями А.С.Пушкина и  "Сказка о царе Салтане..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pushkin.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 26    

Конспект  урока по  литературному чтению

4 класс («Школа 2100»)

А.С. Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем

 богатыре князе Гвидоне Салтановиче и

о прекрасной Царевне Лебеди»

 

Подготовила учитель

 начальных классов

Фролова Т.Б.

Г. Комсомольск – на - Амуре

Цели урока: 1.  углубление  знаний  учащихся по творчеству А.С.Пушкина;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

 2. развитие  монологической речи учащихся;

-обогащение словарного запаса;

-умение сопереживать героям литературного произведения;

-наблюдательности и внимания, логического мышления;

3. пробуждение интереса и любви детей к творчеству писателя; воспитывать любовь к родному языку и к художественному слову.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С.Пушкина,

 презентация А.С. Пушкин, запись отрывка сказки (аудиозапись), запись отрывка из мультфильма,  музыкальный отрывок «Живая природа».                                      

Ход урока:

Слайд 1.  

           I Организационный момент.  - Начинается урок литературного чтения. Садитесь!  Ребята, сегодня, как вы уже догадались, мы  продолжим  путешествовать вместе с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

        1). Настрой на работу  (Живая природа).

                 - Оценивать свои  знания на уроке вы будете самостоятельно – от 0 до 2 баллов. Если за урок вы заработаете от 10 до 12 б. – «5», от 7 до 9 б. – «4»,

от 4 до 6 б. – «3».

         2).  Речевая разминка. – Начнём же наше путешествие.

Слайд  2.

- Прочитайте отрывок из стихотворения «жужжащим»  чтением.

- Прочитайте медленно.

                 - Прочитайте  шепотом.

                 - Прочитайте выразительно.

     -Ребята, кто узнал,  кто написал это стихотворение?                

                 Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

   - Вы ответили правильно, это стихотворение написал А.С.Пушкин.

Оцените этот этап.

Слайд 3.

II. Проверка домашнего задания. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина (портрет).

Слайд 4.

1).   - Рассмотрите книги, которые вы читали и принесли на наш урок.  Сколько произведений написал А.С.Пушкин. Хотя со дня рождения поэта прошло больше 210 лет, но его стихотворения, сказки, поэмы до сих пор оставляют в наших сердцах неизгладимый след. Его произведения переводят на все языки мира, их любят и взрослые, и дети, хотя специально для детворы он не писал.

Слайд  5, 6, 7, 8, 9.

        Беседа.

         – На прошлом уроке мы с вами начали знакомство с биографией А. С.Пушкина.

Давайте вспомним, что вы узнали из биографии поэта на прошлом уроке?        

        -  Ребята, а какие сказки написал А.С.Пушкин? Узнайте по картинке, как – эта сказка?

Оцените этот этап работы.

 2).  Выполнение задания 1 (тетрадь, стр. 42)

       - Вспомните, пожалуйста, какие бывают сказки? (народные и литературные).

       - Чем они отличаются друг от друга?

      - Давайте попробуем,  сравнить названия сказок Пушкина с названиями русских народных сказок.

       - Откройте тетрадь на стр. 42. Прочитайте названия сказок А.Пушкина  и названия фольклорных сказок. В чем разница?

      - Почему А.С.Пушкин каждый раз подчеркивает слово «сказка»? (Наверное, он хочет сказать нам больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка!)

     - Что еще необычного в названиях  сказок Пушкина? ( Герои не просто называются, но и дается характеристика, фиксируется отношение к ним автора).

     - Какой вывод можно сделать?

Д!!!  Писатель  Максим Горький говорил, что Пушкин «украсил свою сказку блеском своего таланта», и мы согласимся с ним. А поэт С.Я Маршак считал, что сказка Пушкина – «прямая наследница сказки народной».

Оцените этот этап работы.

III. Введение в тему.

Слайд 10.

     - Прочитайте название сказки, по  которой сегодня мы с вами  будем путешествовать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

IV. Знакомство со сказкой по частям.

        А сейчас приготовьтесь слушать и читать эту необыкновенную сказку.

1).    Слушанье начала сказки в аудиозаписи. (Ученики следят по учебникам.)

2).    Чтение хорошо читающими учениками. (Ученики следят по учебникам.)

3).   Просмотр отрывка из мультфильма и чтение учителем.

4).    Вопросы после чтения всей сказки.

             - Понравился ли вам отрывок, который мы с вами прочитали?

            - Какой эпизод особенно взволновал?

            -Какие чувства остались у вас после слушанья  отрывка из сказки?

(Ответы учеников).

            -Можно ли сказать, что в сказке существует острый конфликт добра и зла?

           - Из чего это видно?

5).     Комментирование непонятных слов.

        - Ребята, а были ли какие-то  слова вам непонятны?

        - Какие из этих слов являются устаревшими?

       - Как называются такие  слова? ( Архаизмы – устаревшие слова, которые в современной речи не используются или заменены словами - синонимами).

         Правильно такие слова – АРХАИЗМЫ, в современной речи мы их не используем, а некоторые заменены словами – синонимами.    

    Слайд 11, 12.   

    Светлица        грамота             указ                      

    Гонец                 пир                  аршин                                            

Оцените этот этап работы.

V.  Слайд 13.Физкультминутка (для глаз). – А сейчас внимательно наблюдаем за доской.

VI. Продолжение изучения нового материала

1).   Деление текста на смысловые части (составление плана).

          Ребята, мы  прослушали отрывок из сказки.

        - Скажите,  на какие три смысловые части можно разбить  данный отрывок?       Эту работу вы будете выполнять в парах. Вспомните основные правила работы

в парах. (Работать дружно,  вместе, помогать друг другу).

           Я вижу, что многие  уже справились с этой работой. Проверим, что же у вас получилось.

 - О чем речь шла в первой части?  Как вы озаглавили?

Слайд   14.                 1 часть  - Выбор невесты.

    - О чем речь шла во второй части?  Как вы озаглавили?

Слайд 15.                  2 часть  - Обман царя.

- О чем речь шла в третьей части?  Как вы озаглавили?

Слайд 16.                   3 часть  - Чудесное спасение.

Оцените этот этап работы.

     2).   Беседа.

          -  Все сказки, как  правило, начинаются с зачина. Приведите пример зачина. («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»).

           -  А,   как начинается сказка  А.С. Пушкина? ( «Три девицы под окном…»).

           - Есть ли здесь зачин?

           - О чем говорит отсутствие зачина? (И герои, и события существуют не где-то далеко, в  тридевятом царстве, а здесь,  рядом с нами, на Русской земле).

           - Что еще необычного в начале сказки?

          - С  чего начинается действие? (Три девицы ведут между собой своеобразный торг).

          - С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Примеры (Балда с попом на базаре; старуха с золотой рыбкой).

          Русский народ всегда любил торговаться, эту национальную особенность А.С. любил обыгрывать в своих  сказках.

     3). Выборочное чтение.

          Ну, что ж наше  путешествие продолжается.

           - Ребята, а каков царь Салтан? Подтвердите  отрывками из текста. ( В гневе начал он чудесить…)

           - Таким ли вы его представляли себе? (Он ведёт себя необычно; подслушивает  

             под окном; ходит  один, без свиты; жену выбирает и сразу женится.)

          - А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный:  добрый,

            доверчивый, любит жену, царь - отец, но бывает и несправедливый,

            гневный.)

           - Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. (В синем море…)

          - Что в этих строках реальность, а что сказочное?

          -  Найдите и зачитайте,  как растет ребенок в бочке? (Не по дням, а по часам…)

         - А   что в этих строках реальность, а что сказочное?

        - Как же спасаются герои сказки? (Сын на ножки…)

        - Что здесь реальность, а что вымысел?

Оцените свою работу на этом этапе.

VII. Итог урока

 Слайд 17.

Вот и подходит на сегодня наше  путешествие  к  концу.

         - Докажите, пожалуйста, что мы с вами познакомились со сказкой. (Волшебство, троекратный повтор, добро и зло)

             - Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

             - Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?

             - Почему?

            -  Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

VIII. Домашнее задание

 Слайд 18.

           Дома вы продолжите знакомство со сказкой о царе Салтане, выполнив следующие задание.

  1. Самостоятельное чтение стр.122-127.
  2. Тетрадь стр. 42, № 2    
  3. По желанию стр. 42, № 3

        А на сегодня я прощаюсь с вами и говорю всем спасибо за активную работу на уроке. Посчитайте количество баллов, которыми вы оценили свою  работу на уроке. Сравните с таблицей и поставьте оценку, которую вы заработали. Встаньте, кто получил «5» - Молодцы, «4» - Хорошо и  «3»-  Вы постараетесь на следующем уроке.

          Песня «Сказки гуляют по свету».

Слайд 19, 20. 

Список используемой литературы:

  1. Р.Н. Бунеев  и др. Книга для чтения в 4 классе. Часть 1. «В океане света», М.: Баласс, 2012г.
  2. Р.Н. Бунеев  и др. Тетрадь по чтению к учебнику  «В океане света», 4 класс, М.: Баласс, 2012г.
  3. Е.В. Бунеева и др. «Уроки чтения в 4 классе по книге «В океане света». Методические рекомендации для учителя, М.: Баласс, 2012г.

Использованные материалы и Интернет – ресурсы:

  1. Отрывок из  мультфильма «Сказка о царе Салтане…».
  2. Презентация к уроку литературного чтения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по теме Сказка о царе Салтане

Тип урока: комбинированный. Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев. Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна Лебедь”, аудиозапись «Лебедь»...

Презентация по литературному чтению, 3 класс "Сказка о царе Салтане.."

Данная презентация служит дополнительным материалом на заключительном уроке по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане...", где можно проверить ориентирование по  тексту...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения давать характеристику герою, формирование читательских умений работать с текстом.  Планируемые результаты:Предметные:Уметь характеризовать героя сказ...

Тесты по литературному чтению " Капалуха", "Акула", "Сказка о царе Салтане..."

Данные тесты в помощь учителям начальных классов....

Рабочий лист по литературному чтению на тему "Сказка о царе Салтане". 3кл.

Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.Рабочий ...

Рабочий лист по литературному чтению на тему "Сказка о царе Салтане, сыне его...." 3 класс

Рабочий лист с заданиями для урока по литературному чтению....