Рабочая программа для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Госпадинова Светлана Ивановна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. ФГОС. "Школа России" . Климанова, Горецкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenieshkola_rossii_3_klass.docx110.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Туголуковская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена и                                                                              Утверждена приказом

рекомендована                                                                             МБОУ Туголуковская

к  утверждению                                                                            средняя

методическим советом                                                               общеобразовательная

(дата, номер протокола)                                                             школа

______________________                                                            (дата, номер)

                                                                                                        ____________________

Рабочая программа

по литературному чтению

для 3 класса

на 2014-2015 уч. год

                                               Подготовила

                                                                            учитель начальных классов

                                                                                      Госпадинова Светлана Ивановна    

с. Туголуково  2014 г

Пояснительная записка

к рабочей учебной программе по литературному чтению в 3 классе

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273
  2. Приказ МО РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и внесении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год:

       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки    

       России) от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федеральных  

       перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих  

       государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного

       общего, среднего общего образования "

  1. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) в двух частях. Москва «Просвещение» 2011г.
  2. Программа учебного курса комплекта «Школа России».
  3. Учебный план образовательного учреждения.
  4. Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Сведения о программе. 

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы, разработанной  УМК «Школа России» Л.Ф.Климановой и др.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В  2 ч. Ч.1,2 [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение.3 класс. Рабочая тетрадь.

М.: Просвещение, 2014.

      3.   Красницкая. Тематический тестовый контроль. 3 класс. Литературное чтение.

М.: Просвещение, 2014.

4. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М. : ВАКО, 2014.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей  

       программы.

На данном этапе исторического развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения русскому языку в российской общеобразовательной школе. Обучение литературному чтению рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование. 

В данной программе включены дополнительные материалы и тексты для  закрепления изученного материала. Дополнен 1 час из вариативной части программы.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся.  

В начальном обучении предмет «Литературное чтение» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Литературное чтение» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении литературного чтения  во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Данная программа разработана  в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции «Школа России». Прописанные в концепции сочетания принципов развивающего обучения с традиционным принципом прочности вызывает к жизни необходимость, с одной стороны, обеспечения устойчивого беглого чтения и понимания смысла текста, а с другой стороны – организацию работы, связанной с пониманием школьниками внутренней логики языка, зарождение интереса к языковым проблемам.

Учебно-методический комплект по литературному чтению отвечает тем общим требованиям, которые «Школа России» предъявляет к своим учебникам. Эти требования касаются структурной организации содержания, методики разворачивания предметного материала, организационных форм работы на уроке, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе.

Информация о количестве учебных часов:

Программа и материал УМК «Литературное чтение» рассчитаны на 136 часов в год (4 часа в неделю).

1 четверть - 36 часов

2 четверть -   28 часов

3 четверть –   39 часов

4 четверть –   33 часа

Количество часов

Количество часов

в неделю

Количество контрольных (тестовых) работ

Проекты

Сочинения

Викторины

136

4

13

2

2

8

Формы организации уроков:

  • урок-игра
  • урок-конкурс
  • урок-КВН
  • урок-викторина
  • урок-исследование
  • урок-путешествие
  • литературный праздник
  • урок-конференция

Формы проведения учебных занятий:

  •  индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах

Используемые  технологии обучения.

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проектного обучения;
  • Технология развития критического мышления;
  • Игровая технология;
  • Технология когнитивного обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

• уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социальные компетенции:

• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

• действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

• владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Виды и формы контроля:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах;
  • тестирование

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для

проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Для_проверки_понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Информация об используемом учебнике.

Учебник переработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и концепциями комплекта «Школа России». Методический аппарат дополнен заданиями, которые формируют универсальные учебные действия, развивают у детей способность к творческому мышлению и сотрудничеству. Особое внимание в учебнике уделено проектной деятельности. Введена новая знаковая система. Учебник рекомендуется использовать в комплекте с тетрадью для самостоятельной работы

        


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Время, отведенное на изучение учебного материала

Время, отведенное на проведение контрольных мероприятий

Время, отведенное на проведение проектов

Время,

отведенное

 на проведение

сочинений

Время, отведенное на

проведение

викторин

1.

Самое великое чудо на свете

5

1

2.

Устное народное творчество

14

1

1

1

            1

3.

Поэтическая тетрадь 1

11

1

1

4.

Великие русские писатели

24

1

5.

Поэтическая тетрадь 2

6

1

             1

6.

Литературные сказки

8

1

             1  

7.

Были-небылицы

10

1

8.

Поэтическая тетрадь 1

6

1

              1

9

Люби живое

16

1

1

10

Поэтическая тетрадь 2

8

1

              1

11

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

1

               1

12

По страницам детских журналов

8

1

               1

13

Зарубежная литература

8

1

               1

ИТОГО:

102

13

2

2

               8

Содержание рабочей программы

Наименование темы

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки

Перечень контрольных

мероприятий

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

-посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

- формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

- строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

Тест №1

Устное народное творчество

Русские народные песни.

 Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Иван-царевич и Серый Волк»,

 «Сивка-Бурка».

- находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Тест №2

Проект

Викторина

Поэтическая тетрадь 1

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;

 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»;

3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Проект

Сочинение-миниатюра

Тест №3

Великие русские писатели

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»;

3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»;

4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Тест №4

Поэтическая тетрадь 2

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»;

2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»;

 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

Тест №5

Викторина

Литературные сказки

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;

3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).

Тест №6

Викторина

Контрольная работа

Были и небылицы

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»;

2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;

3. А. И. Куприн. «Слон».

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

Тест №7

Поэтическая тетрадь 3

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;

2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;

3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.,

понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

Тест №8

Викторина

Люби живое

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»;

2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;

3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;

4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»;

 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;

7. В. П. Астафьев. «Капалуха»;

8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений..

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Сочинение на основе художественного текста

Тест №9

Поэтическая тетрадь 4

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой I поляной»;

2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...», «Рисунок»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Тест №10

Викторина

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»;

2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;

3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;

 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;

 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть

Тест №11

Викторина

По страницам детских журналов

1.Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»;

2.  Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»;

3. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»;

4. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения..

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы

Тест №12

Викторина

Зарубежная литература

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Тест №13

Викторина


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Литературное чтение»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Требования к уровню подготовки обучающихся

по окончании учебного года

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений;
  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  • подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  • делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  • сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  • ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  • овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Литература и средства обучения

Для обучающихся:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В  2 ч. Ч.1,2 [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] М.: Просвещение, 2014.
  2. Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение.3 класс. Рабочая тетрадь.

М.: Просвещение, 2014.

      3.   Красницкая. Тематический тестовый контроль. 3 класс. Литературное чтение.

М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего

образования.

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для  

образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы основного общего образования.

  1.  Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М. : ВАКО, 2014.
  2. Горецкий В.Г., Тмкунова Л.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Методич. Пособие. – М.: Дрофа, 1997
  3. Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения / авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель,2008
  4. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы/авт.-сост. Е.А.Чаус. – Волгоград: Учитель,2009

Информационно-коммуникативные средства:

  1. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой и др. Литературное чтение. 3 класс.  (CD).

  1. http:// school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых ресурсов)
  2. http://www.openclass.ru/node/234008 ( Сетевое сообщество учителей «Открытый класс», коллекция ЭОР для 1-2 классов)
  3. http://nachalka.info/demo?did=10013028//d=1005521 (Уроки для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  4. http://nachalka.school-club.ru/about/133/  (Презентации для начальной школы от «Кирила и Мефодия»
  5. http://festival.1september.ru 

Наглядные пособия:

  1. Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе по литеравтурному чтению.

Материально-технические средства:

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
  2. Компьютерная техника.
  3. Интерактивная доска.
  4. Видеопроектор.
  5. Экспозиционный экран.


Приложение к рабочей программе

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол – во час.

Характеристика деятельности

Формируемые УУД

Инструментарий для оценки деятельности

Дата

план

Дата

факт

Самое великое чудо на свете.

5

Ориентироваться в учебнике, знать и понимать систему условных обозначений, находить нужную главу, предполагать на основе названия содержание главы, пользоваться словарём, составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Регулятивные

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Личностные

-посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

Регулятивные

- формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Коммуникативные

- строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

1.09

2

Знакомство с названием раздела

1

2.09

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

3.09

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

6.09

5

Урок-путешествие в прошлое.

Оценка достижений

1

Тест №1

8.09

Устное народное творчество.

14час.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты..

Личностные

- находить произведения УНТ , произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

.

6

Знакомство с названием раздела.

1

9.09

7

Русские народные песни

1

10.09

8

Докучные сказки.

Сочинение докучных сказок

1

13.09

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1

15.09

10-11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

2

16.09

17.09

12-13-14

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

3

20.09

22.09

23.09

15-16

Русская народная сказка. “Сивка - Бурка”.

2

24.09

27.09

17

Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин

1

29.09

18

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

1

30.09

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Оценка достижений

1

Проект

Тест №2

1.10

Поэтическая тетрадь 1.

11час.

20

Знакомство с названием раздела

1

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, , самостоятельно оценивать свои результаты.

Познавательные:

- Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные:

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные:

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

4.10

21

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского)

1

Проект

6.10

22

Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза”

1

Сочинение-миниатюра

7.10

23

Ф.И. Тютчев: “Листья”

Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

8.10

24

А.А. Фет “Мама! Глянь – ка, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”.

1

11.10

25

И.С. Никитин”Полно, степь моя”,

1

13.10

26

И.С. Никитин”Встреча зимы”.

1

14.10

27

И.З. Суриков “Детство”.

1

15.10

28

И.З. Суриков”Зима”.

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

18.10

29

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

20.10

30

Оценка достижений

1

Тест №3

21.10

Великие русские писатели.

24 час.

31

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику героев, сравнивать рассказ описание и рассказ – рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Познавательные

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ).

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

22.10

32

А.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина»

1

25.10

33

А.С.Пушкин  Лирические стихотворения.

1

27.10

34

А.С.Пушкин  “Зимнее утро”.

28.10

35

А. С. Пушкин. “Зимний вечер”.

1

29.10

36-37-

38-39

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

4

1.11

10.11

11.11

12.11

40

Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

1

15.11

41

И. А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове

1

17.11

42

И. А. Крылов. «Мартышка и очки».

1

18.11

43

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».

1

19.11

44

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»».

1

22.11

45

М. Лермонтов. Статья

В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

1

24.11

46

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»,

1

25.11

47

М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень».

1

26.11

48

Детство Л. Н. Толстого

(из воспоминаний писателя).

Подготовка сообщения

1

29.11

49

Л. Н. Толстой. «Акула».

1

1.12

50

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

1

2.12

51

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка».

1

3.12

52

Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

1

6.12

53

Оценка достижений

1

Тест №4

8.12

54

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

1

9.12

Поэтическая тетрадь 2.

6 час.

55

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

Личностные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

10.12

56

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

1

13.12

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

1

15.12

58

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».

1

16.12

59

И. А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

1

17.12

60

Развивающий час (урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»).

Оценка достижений

1

Тест № 5

20.12

Литературные сказки.

8 час.

61

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

Личностные

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»).

22.12

62

Д. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки» (присказка)

1

23.12

63

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

24.12

64-65

В. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

2

27.12

12.01

66-67

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

2

13.01

14.01

68

Оценка достижений.

Контрольная работа

КВН (обобщающий урок по 1 части учебника)

1

Тест №6

Контрольная работа

17.01

Были- небылицы.

10  час.

69

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.

Личностные Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Познавательные

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её,Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

19.01

70-71

М. Горький. «Случай с Евсейкой».

2

20.01

21.01

72-73-74

К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей».

3

24.01

26.01

27.01

75-76-77

А. Куприн. «Слон».

3

28.01

31.01

2.02

78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

Оценка достижений

1

Тест №7

3.02

Поэтическая тетрадь 1 .

6 час.

79

Знакомство с названием раздела.

С.Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..»

1

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

Личностные

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.,

понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Регулятивные

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

4.02

80

С.Чёрный. «Воробей», «Слон».

1

7.02

81

А. Блок. «Ветхая избушка».

1

9.02

82

А. Блок. «Сны», «Ворона».

1

10.02

83

С. Есенин. «Черёмуха».

1

11.02

84

Урок-викторина по разделу

«Поэтическая тетрадь 1».

Оценка достижений

1

Тест №8

14.02

Люби живое.

16час.

85

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.

Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений..

Регулятивные

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре

Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Сочинение на основе художественного текста

16.02

86

М. Пришвин. «Моя Родина».

Заголовок – «входная дверь» в текст.

Сочинение на основе художественного текста

1

17.02

87-88

И. Соколов-Микитов. «Листопадничек».

2

18.02

21.02

89

В. И. Белов. «Малька провинилась»,

1

24.02

90

В. И. Белов.

«Ещё раз про Мальку».

1

25.02

91-92

В. Бианки. «Мышонок Пик».

2

28.02

2.03

93-94-94

Б. С. Житков. «Про обезьянку».

3

3.03

4.03

7.03

96

В. Л. Дуров. «Наша Жучка».

1

9.03

97

В. П. Астафьев. «Капалуха».

1

10.03

98

В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

1

11.03

99

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

(обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

1

14.03

100

Оценка достижений

1

Тест №9

16.03

Поэтическая тетрадь 2.

8 часов.

101

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать.

Личностные

Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

Коммуникативные

Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы,

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

17.03

102

С. Я. Маршак. «Гроза днём»,

«В лесу над росистой поляной».

1

18.03

103

А. Барто. «Разлука»,

1

21.03

104

А. Барто. «В театре».

1

1.04

105

С. В. Михалков. «Если», «Рисунок»

1

4.04

106

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок».

1

6.04

107

Урок «Крестики-нолики».

(обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1

7.04

108

Оценка достижений

1

Тест №10

8.04

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

12 час.

109

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий,

выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть

11.04

110

Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Особенность заголовка произведения

1

13.04

111-112

А. П. Платонов. «Цветок на земле»

2

14.04

15.04

113-114

А. П. Платонов. «Ещё мама».

2

18.04

20.04

115

М. Зощенко «Золотые слова»,

1

21.04

116

М. Зощенко

«Великие путешественники».

1

22.04

117

Н. Носов. «Федина задача»,

1

25.04

118

Н. Носов. «Телефон».

1

27.04

119

В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

1

28.04

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Оценка достижений

1

Тест №11

29.04

По страницам детских журналов.

8 час.

121

Знакомство с названием раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения..

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,

2.05

122

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

4.05

123

Ю. Ермолаев. «Проговорился»,

1

5.05

124

Ю Ермолаев “Воспитатели”.

1

6.05

125

Г. Остер. «Вредные советы»,

1

11.05

126

Г. Остер. «Как получаются легенды».

1

12.05

127

Р. Сеф. «Весёлые стихи».

1

13.05

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». (обобщающий урок).

Оценка достижений

1

Тест №12

16.05

Зарубежная литература.

8 час.

129

Знакомство с названием раздела.

Мифы Древней Греции.

1

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о проитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения., учиться работать с дневником читателя.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ., Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные        Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

18.05

130-131

Мифы Древней Греции.

2

19.05

20.05

132-133-134

Г. Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».

3

23.05

25.05

26.05

135-136

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

Брейн-ринг. (обобщающий урок за курс 3-го класса).

Оценка достижений.

2

Тест №13

27.05

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...