Литературный турнир
материал по чтению на тему

Кулешова Елена Михайлова

Литературный турнир по произведениям К.И.Чуковского для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chukovskiy_1.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный турнир по произведениям К.И.Чуковского для учащихся начальной школы.

Вступительное слово ведущего:

                                           Чудесный дом.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо-

Такое теплое, такое пушистое и золотое.

(яйцо и цыпленок)

                                              Почему?

Мудрец в нем видел мудреца,

Глупец-глупца, баран-барана,

Овцу в нем видела овца,

И обезьяну-обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя неряху увидел лохматого.

(зеркало)

                                            Берегись!

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(крапива)

Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. А кто знает кто их автора? (К.И.Чуковский)

Открывается доска, на которой:

  Сказочник                 портрет писателя                  «Талант Чуковского неиссякаемый,                        

  Критик                                                                   умный, блистательный, веселый,

  Переводчик                                                            праздничный».

  Литературовед                                                                                   (И.Андроников)

Сегодня мы совершим удивительное путешествие в страну, где живут сказки К.И.Чуковского. Кто знает, сколько всего сказок написал Корней Иванович? (17)

Назовите эти сказки: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Чудо-дерево», «Что сделала Мура», « Айболит», «Айболит и воробей»,  «Бармалей», «Топтыгин и лиса», «Федорино горе», «Краденое солнце», « Телефон», « Путаница», «Крокодил», «Цыпленок», «Так и не так», «Приключения Бибигона».

Звучит « Опера Мойдодыра».

Наш литературный турнир мы начинаем с вопросов разминки, которые помогут нам узнать, как будут называться наши команды.( Когда дети входили в класс, они брали жетоны красного и зеленого цветов).

Ведущий показывает первую карточку – ЕЩИНАКАРАТ. (тараканище) Команда ребят с красными жетонами. Команда с зелеными жетонами называется – АХУТОКЕЦ (цекотуха.) За каждый правильный ответ команда получает жетон. Так будет на всех этапах игры.(Жетоны висят на ЧУДО-ДЕРЕВЕ.)

Вопросы команде «Тараканище».

   Где Муха-Цокотуха нашла денежку?(в поле)

   С какими словами прилетел на помощь Мухе-Цокотухе маленький комарик?

( Где убийца?

Где злодей?

Не боюсь его когтей?)

 Какими словами Мойдодыр стыдил Грязнулю?

( Ах ты, гадкий,

Ах ты, грязный,

Неумытый поросенок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на  шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.)

   Из какого произведения эти строки?

« Рвите их, убогие!

Рвите босоногие!

Не придется вам опять

По морозу щеголять

Дырками, заплатками, голенькими пятками!»

                                                  ( Чудо-дерево)

Ведущий продолжает:

-Детским писателем и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

И  второй случай. Вот об этом вспоминает сам Корней Иванович:

« Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

« Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет «Мойдодыр».

-Кстати, героем многих сказок К.И Чуковского  является Крокодил. Вспомните: какие это сказки?

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушёными грибами. «Путаница»

Бедный крокодил

Жабу проглотил. «Тараканище»

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил,

Он с Тотошей и Кокошей

По алле проходил… «Мойдодыр»

…И со слезами просил:

-Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне и жене и Тотоше. «Телефон»

Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся,

Крокодил

И злодея

Бармалея,

Словно муху,

Проглотил. «Бармалей»

А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит-

Краденое солнце… «Краденое солнце»

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил…

А за ним-то народ

И поет и орёт:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?» «Крокодил»

Теперь задания для команды «Цекотуха»:

Куда разбежались вещи Федоры?

(По полям, по лугам, по улице, по горам.)

Как умоляли Таня и Ваня Бармалея  отпустить их к маме?

« Милый, милый Бармалей,

Смилуйся над нами,

Отпусти нас поскорей

 К нашей милой маме!»

 Что попросил крокодил у Чуковского из сказки «Телефон»?

« Когда же ты снова пришлешь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!»

В кого превратились свинки в сказке «Путаница»?

(Замяукали: Мяу! Мяу!)

Однажды Чуковский часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович  был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Следующим заданием для команд будет чтение по ролям данной сказки. Команда «Тараканище» читает 2 часть, а команда «Цекотуха» 3 часть.

Настало время для  отдыха и игры.

Игра «Волшебный мешок».

У меня в мешке находятся разные вещи, их кто-то потерял. Кто из вас ребята, может помочь найти их владельца? Но вы должны не только назвать кому принадлежит эта вещь, но и прочитать отрывок из этого произведения, в котором о нем говорится:

А) Телефон -У меня зазвонил телефон,

Кто говорит слон…. («Телефон»)

Б) Воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед,

А за ним комарики на воздушном шарике….(«Тараканище»)

В) Мыло- Тут  и мыло подскочило

И вцепилось в волоса….(«Мойдодыр»)

Г) Блюдце – И обрадовались блюдца:

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

И танцуют и смеются-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Д) Калоша – Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше….

Е) Термометр – И всем по порядку дает шоколадку,

И ставит, и ставит им градусники!

  Молодцы! Как здорово, что Чудо – дерево наградило вас подарками!

Продолжим дальше!

Конкурс «Так все начиналось»

-Вам нужно по начальной строчке узнать произведение.

Муха, Муха – Цокотуха,…….(«Муха-Цокотуха»)

Ехали медведи…..(«Тараканище»)

Одеяло убежало,…..(«Мойдодыр»)

Как у наших у ворот….(«Чудо-дерево»)

Мура туфельку снимала,

В огороде закопала:

-Расти туфелька моя,

Расти, маленькая!»(«Что сделала Мура, когда ей прочитали сказку «Чудо – дерево»)

Добрый доктор Айболит! («Айболит»)

Злая-злая, нехорошая змея

Молодого укусила воробья.(«Айболит и воробей»)

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять! («Бармалей»)

Отчего ты плачешь,

Глупый ты Медведь?(«Топтыгин и лиса»)

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.(«Федорино горе»)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало.(«Краденое солнце»)

У меня зазвонил телефон.(«Телефон»)

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!» («Путаница»)

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил.(«Крокодил»)

     Еще у К.И.Чуковского есть сказки: «Так и не так» и «Приключения Бибигона».

В заключении нашего турнира проведем последний конкурс, который называется «Знакомые незнакомцы»

- Каждая команда получит листок с зашифрованным названием животного. Ключ к расшифровке – алфавит. Ваша задача – как можно быстрее расшифровать записи и по указанному слову назвать произведение.

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

 

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

Задание для команды «Тараканище»

24,29,17,13,7,15,16,12.(«Цыплёнок»

Чтение сказки «Цыпленок» ведущим.

Задание для команды «Тараканище».

20,1,12,11,15,6,20,1,12.(«Так и не так»)

Заключительная часть игры. Подведение итогов.

Вот и закончилась игра,

Расходиться нам пора.

На столы взгляните все-

Подведём итог игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина

Привить любовь к творчеству А. С. Пушкина....

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина

Интересные задания по сказкам А.С.Пушкина и презентация....

Литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина

Игра, целью которой является обобщение и закрепление знаний учащихся по сказкам А.С.Пушкина, а так же совершенствование умения читать и анализировать произведения поэта через формирование положительно...

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Литературный турнир «В стране Вообразилии»

Мероприятие нацелено  наразвитие интереса к чтению...

Урок чтения «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина»

Урок чтения  «Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина» для детей начальной школы. Можно использовать как материал во внеурочной деятельности.Цели:познакомить детей с фактами биографии по...

Литературный турнир "Любимые сказочники"

Литературный турнир предназначен для внеклассных мероприятий по чтению для учащихся 2-3 классов....