Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Сатира и юмор в рассказе В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Цель:

— способствовать полноценному восприятию произведения В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка».

Задачи:

— формировать представление о способах создания комической ситуации в произведении Драгунского;

— способствовать развитию творческого осмысления произведения, совершенствование различных видов анализа прозаического произведения; воображения и творческих способностей.

Оборудование:

иллюстрация к рассказу, карточки с ключевыми словами, пластинка с записью музыки Ф. Шопена, выставка книг В. Ю. Драгунского.

Ход урока

  1. Организационный момент

— Сегодня урок литературного чтения у нас не совсем обычный. Мы готовились, прочитали много книг, рисовали, сочиняли. Сформулируйте тему нашего урока. (В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» из цикла «Денискины рассказы»)

— Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок?

Продолжить … знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского

Учиться … правильно, выразительно читать, анализировать прочитанное

Воспитывать … интерес к литературному чтению

— Хорошо, я надеюсь, что мы справимся с поставленными задачами. Мы отправляемся в путешествие по морю творчества В. Драгунского.

 

  1. Открытие нового знания

— Итак, мы садимся на прекрасный теплоход, который носит имя Виктора Драгунского. Но сначала нужно купить билет, а для этого рассказать всё, что вы знаете о писателе. В уголке чтения вы познакомились с биографией писателя. Ребята приобретают билеты (повторение биографии В. Ю. Драгунского)

Билеты.

1. Где родился В. Ю. Драгунский?

2. Где прошло детство Драгунского?

3. Кем работал В. Драгунский?

4. Чем В. Драгунский занимался во время Великой Отечественной войны?

5. Как назывался театр, которым руководил В. Драгунский?

6. Знаменитая песня на слова В. Драгунского?

7. Когда Драгунский начал писать «Денискины рассказы»?

8. Сколько всего «Денискиных рассказов»?

— Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и поработали, мы можем с вами отправляться в путешествие.

1 остров «Что любит Мишка».

— Дома вы познакомились с произведением. Всё ли понятно в рассказе?

Словарная работа. 

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

— Назовите главных героев произведения.

Дениска и Мишка (рисунки)

— Что вы о них узнали? (одноклассники, приятели, друзья)

— Кто ещё герой этого рассказа? (учитель пения Борис Сергеевич)

— Что любил учитель пения? (музыку Ф.Шопена)

Звучит музыка Шопена

— Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)

– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.

– Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)

– Что любит Дениска? Докажите словами из текста.

– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)

– Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.)

– Как это характеризует Дениску? Докажите. (Любознательный.)

– Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

– Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.

– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

– Как вы понимаете слова учителя «поведай тайну души своей»?

– Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)

– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка.

– Как одним словом сказать? (Продукты.)

– Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.)

– Выберите слово, которое характеризует Мишку.

– Чем же отличаются герои?

– Чего ждал Мишка? (Похвалы.)

– Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

– Почему? Это кульминационный момент.

– Чего ждал учитель от Мишки?

– В какой момент изменилось настроение Мишки?

– На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)

– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.)

– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)

– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)

– Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.

– Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

– Только ли нам смешно было? Почему грустно?

– Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.)

– Как вы относитесь к мальчикам?

– Как вы считаете, какова идея произведения?

– Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет одинаковых героев.)

– А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.) И автор тоже в это верит.

— Зачем нужна сатира? (Она помогает человеку увидеть его недостатки и исправиться).

2 остров Любимых рассказов

По внеклассному чтению вы познакомились с разными произведениями из цикла «Денискины рассказы». — Почему они так называются? (Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни.)

— Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими мыслями. (Чтение сочинений «Мой любимый Денискин рассказ»)

Вопросный план к сочинению.

— Какой Денискин рассказ тебе понравился больше всего?

— Кто главные герои рассказа?

— Что заинтересовало тебя в рассказе?

— Что смешного в рассказе?

— Чему учит рассказ?

Ребята, а давайте сделаем рекламу этих рассказов, чтобы все ученики нашей школы заинтересовались и захотели их прочитать.

Изготовление книжки-раскладушки для рекламы во 2, 3 классах.

3 остров Главного героя

— Давайте дадим характеристику главному герою «Денискиных рассказов». Какими качествами обладает Дениска? Выбирайте и доказывайте примерами из рассказов.

любознательный ленивый добрый смелый честный общительный обидчивый трусливый вежливый весёлый добродушный скучающий

жадный любящий сын сообразительный

Дальше наш маршрут ведёт на новый остров.

4 остров Дружеских писем

— Чем вам понравился Дениска?

— Хотелось бы вам иметь такого друга?

— Почему?

Мы с вами пофантазировали и решили написать письмо Дениске, давайте посмотрим что у вас получилось?

(Чтение писем)

Вопросный план к сочинению – письму.

1. Приветствие.

2. Представление.

3. Что тебе понравилось в Дениске?

4. А что не очень?

5. За что бы ты хотел похвалить Дениску?

6. А за что поругать?

7. Что бы ты хотел рассказать Дениске о себе?

5 остров Денискиных загадок

Сейчас мы проверим, какие вы внимательные читатели.

Вопросы – картинки. (К какому рассказу эта картинка)

Вещи – потеряшки: тарелка с кашей, подушечка – игольница, коробок, бенгальская свеча, хвост.

Кроссворд

3. Обобщение

— Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества В. Ю. Драгунского.

— Какой итог сегодняшнему уроку литературного чтения вы смогли бы подвести?

— Кому захотелось продолжить знакомство с рассказами В. Драгунского?

4. Подведение итогов.

Награждение памятными раскрасками.

Д/З: 

1. Написать мини – сочинение «Что я люблю» / творческий пересказ.

2. Подготовить выразительное чтение по ролям / кроссворд.

 

Билеты.

1.

Где родился В.Ю. Драгунский?

А – Москва

Б – Нью-Йорк

В – Киев

2.

Где прошло детство Драгунского?

А – Гомель

Б – Москва

В — Новгород

3.

Кем никогда не работал В.Драгунский?

А – лодочником

Б – цирковым клоуном

В — актёром

Г – водителем автобуса

4.

Чем В.Драгунский не занимался во время Великой Отечественной войны?

А – был в ополчении

Б – выступал с фронтовыми бригадами

В — работал в колхозе

5.

Как назывался театр, которым руководил В.Драгунский?

А – «Синяя птичка»

Б – «Белый орёл»

В — «Сизый голубь»

6.

Знаменитая песня на слова В.Драгунского?

А – «Три вальса»

Б – «Два танца»

В — «Три белых коня»

7.

Когда Драгунский начал писать «Денискины рассказы»?

А – Когда женился

Б – Когда у него появился сын

В — Когда закончил институт

8.

Сколько всего «Денискиных рассказов»?

А – 25

Б – 35

В — 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературного чтения В. Драгунский «Что любит Мишка». 4 класс

Разработка представляет собой конспект урока литературного чтения с презентацией для 4 классапо теме: В. Драгунский «Что любит Мишка» (программа «Школа 2100»). В ходе урока учащиеся вспомин...

Урок по литературному чтению В.Драгунский "Что любит Мишка" 2 класс

Открытый урок по литературному чтению УМК ПНШ 2 класс...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "Обобщение по разделу "Люби живое""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока: обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»Планируемые результаты:·...

Урок литературного чтения "В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения, 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...