«Совершенствование навыков чтения младших школьников».
статья по чтению на тему

«Совершенствование навыков чтения младших школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_navykov_chteniya.docx130 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование навыков чтения младших классов».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания, окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Приобщение юных поколений к умственным и нравственным ценностям дело первостепенной важности. Здесь не обойтись без книг, без искусства слова. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он владеет умением читать, т.к. образовательно-воспитательный эффект чтения книг прямо пропорционален результатам обученности, желанию и мнению читателя взять из книг всё, что она может дать.

   Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой  к школе: одни читают по слогам, другие - бегло, а третьи - не читают совсем. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы.

Взяв за основу передовые педагогические технологии Д.Б. Эльконин - Давыдова, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, я разработала разнообразные формы обучения, направленные на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

    Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул.   Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

    Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.

    Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

   Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно.  Чтобы каждый ребёнок 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и др. видах чтения.

    Проводя опрос, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь достаточно бывает одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

    Чтобы повысить интерес к чтению, кроме традиционных форм осуществляю еще и использование элементов драматизации и театрализации.

   Работая над резервами обучения чтению, я пользуюсь рекомендациями В.Н. Зайцева. Это - ежеурочные пятиминутные чтения, советы родителям, дети которых читают, неохотно, использовать режим щадящего чтения. Для стимулирования домашнего чтения выборочно читаем в классе интересный эпизод из книги и др.

    Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником с его прежними достижениями. Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации познавательной деятельности, как фронтальная и индивидуальная. При этом парная форма оказывает помощь в коррекции знаний учащихся.

        Динамика этой деятельности такова: с первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения.

    Проверку динамики чтения и его качества веду регулярно. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать свои мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, полугодия, учебного года.

   

    Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

   Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

В своей работе я использую некоторые упражнения для развития техники чтения

  1. Чтение вслух.
  2. Чтение про себя.
  3. Чтение жужжащее.
  4. Чтение хором.
  5. Чтение в темпе скороговорки.
  6. Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
  7. Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
  8. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
  9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
  10. «Буксир»:

а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где остановился учитель.

     При подготовки к уроку я выбираю из банка несколько упражнений (в зависимости от класса, текста, целей урока и др).На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

    Для работы над техникой чтения одно упражнение использую несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, я выбираю новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1-2 месяцев. Такая работа позволяет достигнуть неплохих результатов.

Ежедневно на уроках литературного чтения я использую  приёмы данной программы.

Дыхательная гимнастика (выполняется и стоя, и сидя)

1.Исходное положение – встать, расслабить мышцы спины и плеч. Закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение на 1-2 секунды. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение. Повторить 2-3 раза стоя и сидя.

2. «Свеча -1»

Встать, сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи.  (Желательно использовать полоску бумаги и дуть на неё так, чтобы она сразу опустилась)

3. «Свеча – 2»

Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя свечи. Дуть медленно и ровно, чтобы пламя приняло горизонтальное положение, и удержать его до конца выдоха (желательно использовать полоску бумаги)

4. «Свеча – 3»

Сделать глубокий вдох носом. Выдохнуть через рот двумя порциями:

  1. Короткий, чтобы воображаемое пламя свечи не погасло;
  2. Длинный, чтобы загасить свечу.

5. «Именинный пирог»

Сделать глубокий вдох носом. Постарайтесь задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге.

6. «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете цветок. Сделать медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержать дыхание. На выдохе произнести фразу: «Какой ароматный цветок».  (Дети изображают чувство блаженства от запаха)

7. «Пятёрочка»

Губы сжаты. Воздух набрали через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать 1,2,3,4,5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.

8. «Злая собака»

Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе произнести звук р-р-р…

9. «Ветер»

Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе произнести звук в-в-в…

10. «Самовар»

Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе произнести звук пых-пых-пых…

11. «Коровка»

Сделать глубокий вдох через нос. На одном выдохе произнести звук му-у-у…

Артикуляционная разминка

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов).

3) Произносить гласные звуки с позевыванием.

4) Имитировать полоскание горла.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Лошадка» – пофыркали.

6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги»

а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку,

в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком.

18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми.

Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние,  верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.

 Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.

 Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Упражнение «Слон».

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -

 Губы хоботом тяну.

 А теперь их отпускаю

 И на место возвращаю.

Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

 А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

 И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

 И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

 И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.

 Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.

 Скатываются зубки с горочки.

1.Упражнение «Губы»

Плотно сжав губы, вытягиваем их вперёд. Не разжимая губ, растягиваем их в улыбке. (2-3 раза)

2. «Щёчки»

Поочерёдно надувая каждую щеку, перемещая поток воздуха с одной стороны щеки в другую, затем заполнить воздухом обе щеки. Повторить 5-7 раз сидя.

3. «Хомячок»

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

4. «Конфета»

Закладываем язык за щеку, как конфету, поочерёдно перемещая его из одной стороны в другую.

5. «Маятник»

Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполнить по нижнему ряду зубов.

6. «Сластёна»

Облизать кончиком языка верхнюю и нижнюю губы слева направо.

Затем нижней губой накрыть верхнюю и облизать её. Такие же движения сделать верхней губой.

7. «Лошадка»

Цоканье языком.

8. «Часики»

Рот открыт. Перемещаем язык из одного угла рта к другому и наоборот.

9. «Зубная щётка»

Рот открыт. Чистим языком, как щёткой верхние зубки сверху вниз с внутренней стороны, нижние зубки – снизу вверх с внутренней стороны.

СЛОГИ

биба

вибе

гиби

дибо

жибо

зибы

кибэ

либю

мибя

бива

виве

гиви

диво

живо

зивы

кивэ

ливю

мивя

бига

виге

гиги

диго

жиго

зигы

кигэ

лигю

мигя

бида

виде

гиди

дидо

жидо

зиды

кидэ

лидю

мидя

бижа

виже

гижи

дижо

жижо

биза

визе

гизи

дизо

жизо

зизы

кизэ

лизю

мизя

бика

вике

гики

дико

жико

зикы

кикэ

ликю

микя

била

виле

гили

дило

жило

зилы

килэ

лилю

миля

бима

виме

гими

димо

жимо

зимы

кимэ

лимю

мимя

бина

вине

гини

дино

жино

зины

кинэ

линю

миня

бипа

випе

гипи

дипо

жипо

зипы

кипэ

липю

мипя

бира

вире

гири

диро

жиро

зиры

кирэ

лирю

миря

биса

висе

гиси

дисо

жисо

зисы

кисэ

лисю

мися

бита

вите

гити

дито

жито

зиты

китэ

литю

митя

бифа

вифе

гифи

дифо

жифо

зифы

кифэ

лифю

мифя

биха

вихе

гихи

дихо

жихо

зихы

кихэ

лихю

михя

бица

вице

гици

дицо

жицо

зицы

кицэ

лицю

миця

бича

виче

гичи

дичо

жичо

биша

више

гиши

дишо

жишо

бища

вище

гищи

дищо

жищо

СЛОГИ

буба

вубе

губи

дубо

жубо

зубы

кубэ

лубю

мубя

бува

вуве

гуви

дуво

жуво

зувы

кувэ

лувю

мувя

буга

вуге

гуги

дуго

жуго

зугы

кугэ

лугю

мугя

буда

вуде

гуди

дудо

жудо

зуды

кудэ

лудю

мудя

бужа

вуже

гужи

дужо

жужо

буза

вузе

гузи

дузо

жузо

зузы

кузэ

лузю

музя

бука

вуке

гуки

дуко

жуко

зукы

кукэ

лукю

мукя

була

вуле

гули

дуло

жуло

зулы

кулэ

лулю

муля

бума

вуме

гуми

думо

жумо

зумы

кумэ

лумю

мумя

буна

вуне

гун и

дуно

жуно

зуны

кунэ

луню

муня

бупа

вупе

гупи

дупо

жупо

зупы

купэ

лупю

мупя

бура

вуре

гури

дуро

журо

зуры

курэ

лурю

муря

буса

вусе

гуси

дусо

жусо

зусы

кусэ

лусю

муся

бута

вуте

гути

дуто

жуто

зуты

кутэ

лутю

мутя

буфа

вуфе

гуфи

дуфо

жуфо

зуфы

куфэ

луфю

муфя

буха

вухе

гухи

духо

жухо

зухы

кухэ

лухю

мухя

буца

вуце

гуци

дуцо

жуцо

зуцы

куцэ

луцю

муця

буча

вуче

гучи

дучо

жучо

буша

вуше

гуши

душо

жушо

буща

вуще

гущи

дущо

жущо


Виды  работ для многочтения .

 Чтение всего текста (по заданию учителя).

Чтение, деление на части. Составление плана.

 Чтение по готовому плану.

 Чтение, после чтения пересказывание.

 Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.

 Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.

 Чтение цепочкой по предложению.

 Чтение цепочкой по абзацу.

Чтение вполголоса.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

 Чтение, ответы на вопросы.

 Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

 Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)

Чтение "выше нормы" (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10 – 15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50 – 55 слов в минуту).

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

 Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.

 Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.

 Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

 Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).

 Чтение, подборка звукового оформления "фильма".

 Беседа с сопровождением выборочного текста.

 Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.

 Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.

 Установление путем чтения причинно-следственных связей.

 Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)

 Чтение по ролям.

 Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

 Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.

"Живая картинка" (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).

 Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:  Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.

 Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.

Конкурсное чтение стихотворений (жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).

Нахождение и чтение образных слов и описаний.

 Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

 Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

 Чтение стихотворения, расстановка пауз.

Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.

 Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

 Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.

 Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме – чн.- , - жи - и т. д.

 Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.

 Нахождение в рассказе самого длинного слова.

 Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

 Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) существительное + прилагательное; б) существительное + глагол; в) местоимение + глагол (можно наоборот).

Чтение, пометка непонятных слов.

 Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков-ка).

 Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

 Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).

 Чтение слов, к которым даны сноски.

 Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.

 Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме "Осень", "Зима" и т.д.

«Игра в прятки»: ведущий начинает читать не сначала, а где вздумается, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

«Мнимое слово»: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах, т.к. обычно учитель поправляет ученика, что лишает ребенка возможности самоутверждения.

Игры и упражнения на развитие памяти.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ЗАПОМИНАНИЕ

  1. Солнце, велосипед, ведро, чернила, космос, гусеница, соска, ветка, сарай, нора (стр.16).

Ехало солнце на велосипеде и везло ведро с чернилами, вдруг из космоса упала гусеница, она была маленькая с соской во рту. Сначала она упала на ветку, потом на сарай и уползла в нору.

  1. Таракан, движение, час, лес, яблоко, соль, капуста, фанера, кукла, тесто (стр.16).

Таракан двигался к лесу целый час, по пути попробовал яблоко, соленую капусту, потом залез на фанеру и съел куклу из теста.

  1. Шторы, чашка, ручка, снег, книга, столб, гора, месяц, пароход, палец (стр.16).

Я стоял у шторы, держал за ручку чашку, смотрел в окно и видел, что светит месяц над горой, тихо идет снег, на горе стоит столб, около него кто-то потерял книгу, а рядом мальчишки из снега слепили пароход и вылепили на палец, который грозил, чтобы не ломали пароход.

  1. Бритва, мех, нос, дом, вода, полюс, обвал, серебряный, квас, стол, ложка, камбала, эхо, бык, февраль (стр. 30) (15 слов).

Я сидел дома, взял бритву, решил побрить мех на маминой шубе, порезал нос, побежал к воде, вода была ледяная как на северном полюсе и лилась обвалом, т.е. очень сильно, потом, когда я вымыл нос, я пошел к столу и попил квас из серебряного кувшина. Вдруг слышу эхо, это кричал бык за окном, я очень удивился, ведь был февраль месяц, но я взял ложку и бросил ему камбалу (рыбу).

  1. Почта, лист, дверь, мельница, клякса, печенье, кактус, прическа, сокровище, самолет, стрела, пакет, чудовище, лань, матрешка, экран, катер, компот, лужа, монстр, окно, тень, магнит, космонавт, клеенка, ракета, ковер, скрепка, дворник, мак (30 слов).

Постучали в дверь, принесли почту, это был белый лист, на нем была нарисована мельница, под ней стояла большая клякса, на листе лежало печенье, и еще был нарисован кактус, у него была странная прическа, в которой торчало какое-то сокровище. Я понял, что это был мне знак – и я вскочил в самолет и как стрела помчался. В окно я увидел, как скачет мимо нас чудовище, оно прыгало как лань, в зубах у него был пакет, а в пакете торчала матрешка. Я смотрел в окно, как в экран телевизора и видел внизу большую лужу, в которой стоял катер, на нем монстр пил компот. Вдруг мелькнула тень, это был космонавт, вылетевший из ракеты, на нем был клеенчатый комбинезон, его тянуло к земле как магнитом. Он упал на ковер, с которого дворник сметал скрепки и мак (стр.33)

  1. Лопата, лук, тоннель, кристалл, свет, сторож, газета, динозавр, картина, ящер, баранка, модель, приятель, бритва, кресло, яйцо, няня, секрет, гном, сила, почтальон, копилка, майонез, дракон. (стр.24). (24 слова).

Я взял лопату и пошел копать лук, выкопал большой тоннель, увидел в конце свет, это был кристалл. Его охранял сторож, который сидел читал газету про динозавра, а над ним висела картина, на которой был нарисован ящер. Он ел баранку первой модели. Я позвонил приятелю. Он сидел в кресле, ремонтировал папину бритву, а няня в это время кормила его яйцом и это был его большой секрет. Потом позвонили в дверь, это был почтальон, он принес копилку, в которой сидел маленький гном и ел майонез. А в майонезе была сила дракона.

  1. Персик, превращение, трамвай, еда, горчица, девочка, справка, экзамен, крыса, вечеринка, рис, мясо, червяк, плесень, малина, вино, бочка, глаза, щупальца, шипы, домовой, серебро, хобот, сила, вода, земля, яйцо, удар, стена, дверь, ящер, прожектор, друг, котенок, нора, выход, мультик, телевизор, собака, дом (стр.25) (40 слов).

Я держал в руках персик и вдруг он превратился в трамвай, в котором ехала девочка и ела еду с горчицей, она ехала на экзамен, но ей дали справку и она поехала на вечеринку. Стала выходить из трамвая, ей дорогу перебежала крыса, она испугалась и забежала в первую попавшуюся дверь, а там давно никто не жил и на столе стоял рис, мясо, по которому ползали червяки, стояла малина, покрытая плесенью. А в углу стояла бочка с вином, из нее на меня смотрели большие глаза, выглядывали щупальца с шипами на конце. Это был домовой, он охранял серебро, у него был большой хобот, в нем была вся его сила. Им он брал воду, поливал землю, где лежало яйцо. Вдруг из яйца послышались удары в стену, открылась дверь и вышел маленький ящер. Его осветил прожектор и он увидел своего друга котенка, который и показал ему выход из норы. Они вместе пошли в дом, где по телевизору смотрели мультики про собаку.  

  1. Квартира, скафандр, пришелец, пузырь, золотой, голос, выключатель, сахар, земля, свекла, жена, зеленый, отравитель, фабрика, сосед, пипетка, игла, винтовка, стрела, пуля, сын, машина, ящик, официант, чай, рецепт, зуб, ресторан, яд, сестра, портфель, зрачок, синяк, доллар, театр, рыцарь, дуб, яблоко, банан, лекарство (стр.26) (40 слов).

Я сидел один в квартире, когда увидел пришельца в золотом пузыре и в скафандре, услышал его голос, щелкнул выключателем и увидел, как он стоит у стола пробует наш сахар, свеклу, а в руках держит нашу землю. Тут зашла жена, она была вся зеленая. Наверное отравитель был наш сосед, который принес с фабрики, где он работал что-то в пипетке, и еще я видел у него винтовку, заряженную пулей, на конце которой была игла и какие-то стрелы, потом приехал мой сын, он работал официантом в ресторане, привез мне ящик чая, а сестра передала мне рецепт от зубной боли, это был яд, наверное змеиный. Потом я взял портфель с долларами и поехал в театр, где играл рыцаря. Я должен был сидеть под дубом, под зрачком мне нарисовали синяк, я ел яблоки и бананы, это было для меня лекарством,

  1. Селедка, чудо, удочка, капитан, отвертка, парикмахер, сало, шляпа, паук, цепь, наводнение, ураган, сердце, робот, дровосек, динамит, пар, розовый, мост, жук, пароход, грабитель, кинжал, боксер, ель, плов, пух, хирург, нога, фартук, небо, телескоп, проблема, следователь, телефон, Венера, туфли, гвоздь, крыша, мишка (стр. 26) (40 слов).

Капитан взял отвертку и отремонтировал свою чудо-удочку и поймал на нее селедку. Пошел в гости е парикмахеру, а тот ел сало, на голове у него была большая шляпа, на ней ползал паук на цепи. Вдруг поднялся ураган, началось наводнение и мое сердце чуть от страха не выпрыгнуло из груди. Тут я увидел, что навстречу мне идет робот-дровосек, в руках несет динамит, чтобы остановить ураган. Когда рассеялся розовый пар, я увидел, что мост в виде жука остался целым. Под мостом плыл пароход, на котором прятался грабитель с кинжалом в руках. Он прятался за елью, а боксер сидел на пуховой подушке, ел плов, а хирург в фартуке ему оперировал ногу. Следователь решал проблему как найти грабителя, смотрел в телескоп на небо, но видел там только Венеру, потом раздался звонок, он быстро одел туфли, схватил с гвоздя своего талисмана мишку и по крыше побежал за грабителем.

  1. Нога, насморк, шепот, желтый, курорт, час, тень, восток, волос, щит, ель, шишка, пирамида, дьявол, лук, зуб, тележка, пугало, хвастун, подушка, молния, сито, скелет, костер, буря, полено, вода, макрель(рыбка), библия, кость, уголь, коридор, майка, яйцо, голубь, хор, деньги, белый, рояль, кубик (стр.27) (40 слов).

Я промочил ноги, получил насморк, стал говорить шепотом, стал весь желтый и поехал на курорт. А он был на востоке. Я там целый час пролежал в тени под елью, похожей на пирамиду, пока мои волосы не стали жесткими как щит. Вдруг какой-то дьявол выстрелил в меня из лука шишкой и выбил мне зуб. Я вскочил, смотрю едет мимо тележка, в которой сидит какой-то дьявол на подушке и хвастается. Вдруг поднялась буря, засверкала молния, полил дождь как из сита и залил костер, где я увидел скелет какого-то животного. Потом мимо меня хлынула вода огромным коридором, по которому я увидел как плывет полено, рыбка, библия и кости, черные как уголь. А еще я увидел плывет майка, на ней сидит голубь и держит в лапках яйцо. Я его вытащил и услышал хор, наверное за то, что я спас птицу мира. Прихожу домой, а там на белом рояле под кубиком лежат деньги, наверно премия.

РИСУНКИ

Мальчик и девочка решили отметить свой день рождения, светило солнышко и по небу плыли облака. Под деревом в саду они поставили стол, вокруг стулья, на стол положили ложки, ножи, чашки, яблоки и посередине поставили цветок. К ним в гости пришли: Хрюша со Степашкой, обезьяна на ослике приехала, собака петуху дорогу показала (петух – глупая птица), а стрекоза на черепахе приехала, ей надоело крыльями махать.

Жираф решил позвать друзей на помощь, выкопать морковь, сел на стулик, взял в руки арбуз и ждет. Первым прибежал щенок с лопатой, лев принес в подарок ведро с яблоками и грушами, котенок пришел с мячиком, лиса с кружкой (пить чай), белочка пришла с грибами, жучок прилетел на листочке, а бабочка на листике.

Практические упражнения по развитию памяти.

Слуховая память.

Вместе с наставником составь рассказ и запомни 40 слов. Все, что ты придумываешь, представляй так, как будто ты видишь в кино, слышишь все звуки и можешь прикоснуться и ощупать предметы, включение в твой сюжет. Не забудь «привязать» первое слово. Ты можешь дважды повторять все слова.

  1. Персик
  2. Превращение
  3. Трамвай
  4. Еда
  5. Горчица
  6. Девочка
  7. Справка
  8. Экзамен
  9. Крыса
  10. Вечеринка
  1. Рис
  2. Мясо
  3. Червяк
  4. Плесень
  5. Малина
  6. Вино
  7. Бочка
  8. Глаза
  9. Щупальца
  10. Шипы
  1. Домовой
  2. Серебро
  3. Хобот
  4. Сила
  5. Вода
  6. Земля
  7. Яйцо
  8. Удар
  9. Стена
  10. Дверь
  1. Ящер
  2. Прожектор
  3. Друг
  4. Котенок
  5. Нора
  6. Выход
  7. Мультик
  8. Телевизор
  9. Собака
  10. Дом

Слуховая память

Наставнику:

Прочтите ребенку слова. Вмести с ним составьте рассказ, включая каждое слово после его однократного прочтения. Проверьте сколько слов запомнил ребенок. Обсудите причину забывания того или иного слова. Подумайте как бы надо было изменить рассказ, чтобы слово не потерялось.

1. Компьютер

8. Поцелуй

15. Чужой

22. Мир

2. Игра

9. Обида

16. Погоня

23. Красный

3. Пулемет

10. Холод

17. Яйцо

24. Пустыня

4. Ошибка

11. Ветер

18. Ребёнок

25. Путешествие

5. Мама

12. Дождь

19. Укрытие

26. Пирамида

6. Обувь

13. Трещина

20. Штора

27. Сокровище

7. Пальто

14. Огонь

21. Люк

28. Способность

Наставнику:

Ребёнок должен сам читать слова. Все остальные так же как в предыдущем случае.

1. Ворона

8. Записка

15. Помощь

22. Этаж

2. Чеснок

9. Лагерь

16. Глина

23. Таблетка

3. Грузин

10. Стрижка

17. Копия

24. Воск

4. Магия

11. Узор

18. Фильм

25. Гадание

5. Организм

12. Санитар

19. Орех

26. Картина

6. Отец

13. Слесарь

20. Опера

27. Макароны

7. Наволочка

14. Молоко

21. Ток

28. Телескоп

Зрительная память

Внимательно рассмотри 20 предметов, изображенных на картинке, мысленно оживи их. Вместе с наставником включи их в свой рассказ. Назови по памяти все слова, которые ты запомнил.

Ежедневное использование таких упражнений, дают хорошие результаты.

1 класс (сентябрь)

Из 25 человек:

- читающих 5 человек

- знают буквы 10 человек

- не умеют читать 10 человек

1 класс (май), 2 класс (октябрь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.В.А.Суомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало ...

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

Совершенствование навыков чтения младших школьников

Рекомендации по использованию приемов и методов в оптимизации и повышении уровня техники чтения учащихся младших классов, для участников образовательного процесса....

Приёмы совершенствования навыка чтения младшего школьника

Навык чтения - явление сложное, комплексное. Степень овладения навыком чтения - один из показателей общего уровня развития ребёнка. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная рнабота ...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЭТА СТАТЬЯ РАССКАЗЫВАЕТ,КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОСОЗНАННО И ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ, СФОРМИРОВАТЬ НАВЫК РАБОТЫ С ТЕКСТОМ БОЛЬШОГО ОБЪЁМА,ОПРЕДЕЛИТЬ УРОВЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ....

Приёмы совершенствования навыков чтения младших школьников

статья с указанием приёмов и видов работ с текстом для совершенствования техники чтения...

Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения младших школьников

Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах, когда учебный материал увеличивается в ...