Рабочая программа по литературному чтению на 2015-2016 учебный год 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4  класса Берендеевской средней общеобразовательной школы  составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Берендеевсой СОШ  и на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» авт. Э.Э.Кац. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4. УМК «Планета знаний» - М.: «Астрель», 2015). Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.ch_._poyas.zap_.-4_kl.docx65.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

на ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Берендеевской средней школы

наименование ОУ

Карякина Вера Анатольевна, первая

Ф. И. О. педагога, категория

по  литературному чтению 4 класс

предмет, класс

2015-2016

учебный год

Пояснительная записка

.     Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4  класса Берендеевской средней общеобразовательной школы  составлена на основе основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ Берендеевсой СОШ  и на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» авт. Э.Э.Кац. (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4. УМК «Планета знаний» - М.: «Астрель», 2015). Программа соответствует Федеральному государственному стандарту общего образования второго поколения.

       Структура рабочей программы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Общая характеристика учебного предмета, курса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
  5. Учебно – тематическое планирование курса.
  6. Содержание учебного предмета, курса.
  7. Календарно – тематическое планирование.
  8. Планируемые результаты изучения учебного материала.
  9.  Учебно-методическое и материально – техническое  обеспечение

Учебно-методический комплект «Планета знаний» выбран в связи с тем, что в рамках программ этого комплекта для каждого ребёнка создаются оптимальные условия для формирования нравственной, активной,   творческой,   эмоционально   и   эстетически   развитой, творческой и самостоятельной личности комплект построен с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Комплект «Планета знаний», учитывая инновационные технологии, обозначенные в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивает развитие познавательной мотивации и интереса обучающихся, их готовность к продолжению обучения в среднем звене, развитие способности к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, способствует формированию основ нравственного поведения.

     Цели и задачи изучения курса полностью соответствуют целям и задачам определённым авторской программой. Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе, порядок подачи учебного материала не изменялся.

Рабочая программа рассчитана на 136 ч в год (4 часа в неделю).

     Преподавание курса ориентировано на использование УМК:

  1. Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.-М.: АСТ, Астерль,2014.
  2. Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2,№3.-М.: АСТ, Астрель,2015.

Общая характеристика учебного предмета, курса. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятие литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (Например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по-другому.)

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливайте, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно- чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Основные задачи курса литературного чтения:

  • формирование потребности чтения художественной литературы;
  • развитие навыков чтения вслух и про себя;

 •   формирование  читательского  кругозора  и  приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•        освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

  • развитие устной и письменной речи;
  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
  • развитие воображения, творческих способностей ребенка;
  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  • обогащение, представлений ребенка об окружающем мире.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся[1]:

     • личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Учебно-тематический план (136 ч)

Содержание программного материала

Количество часов

1

Мифы

8

8

2

Народные сказки

15

15

3

Былины

12

12

4

Авторские сказки

19

19

5

Басни

9

9

6

Слово о родной земле

11

12

7

О прошлом Родины

9

9

8

Прошла по земле война

9

9

9

О добре и красоте

17

17

10

Мир детства

18

18

11

Удивительные приключения

9

8

Итого:

136

136

Содержание программы (136 часов)

Мифы (8ч)

Шумерский миф «Подвиги бога Нинурты»; древнегреческий миф «Нарцисс и Эхо»; славянские мифы.

Самостоятельное чтение. Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки (15 ч)

Русские сказки: «Василиса Прекрасная», «Находчивый солдат», «Мужик и царь»; армянская сказка «Портной и царь»; итальянская сказка «Кола-рыба».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «По колено ноги в золоте»; индийская сказка «Искусный ковровщик».

Былины (12 ч)

«Как Илья из Мурома богатырем стал»; «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; А. Толстой «Илья Муромец».

Самостоятельное чтение Н.Асеев «Илья»; Былина: «На заставе богатырской»,

Авторские сказки (19 ч)

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»; К. Чапек «Случай с русалками»; Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»; Н. Гумилев «Маркиз де Карабас».

Басни (9 ч)

И. Крылов «Трудолюбивый медведь», «Ворона и лисица», «Любопытный»; Эзоп «Ворон и лисица».

Самостоятельное чтение. И. Крылов «Лисица и виноград»; И. Дмитриев «Рысь и кот»;  А.Измайлов «Филин и чиж»; Томас де Ириарте «Утка и змея»; Циприан Годебский

«Дуб и деревца».

Слово о родной земле (12 ч)

Ю. Яковлев «Мама»; М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»; С. Есенин «С добрым утром!»; М. Пришвин «Моя родина»; И. Северянин «Запевка»; И.Никитин «Русь».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины (9 ч)

«повесть временных лет»; А.Пушкин «Повесть о вещем Олеге»; народная историческая песнь «Сборы польского короля на Русь»; К. Рылеев «Иван Сусанин».

Самостоятельное чтение. Ф. Глинка «Москва».

Прошла по земле война (9ч)

А. Ахматова «Мужество»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; А. Твардовский «Рассказ танкиста».

Самостоятельное чтение. К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…»;

А.Ахматова «Памяти друга».

О добре и красоте (17 ч)

А. Фет «На рассвете»; И. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»; Н.Некрасов «Саша»; К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; А. Майков «Мать»; Х. К. Андерсен «Соловей»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Самостоятельное чтение. С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства (18 ч)

Н. Некрасов «Крестьянские дети»; Л.Толстой «Детство»(главы); И. Бунин «Детство»; Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (глава); В. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»; М. Цветаева «Наши царства»; Р. Стивенсон «Страна кровати»; А.Чехов «Мальчики».

Самостоятельное чтение. А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения (8 ч)

Р. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» (главы); Д. Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).

Самостоятельное чтение. Т. Крюкова «Хрустальный ключ» (главы).

Навыки и культура чтения.

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух- примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя- примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.

Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова в тексте.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формированию умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в 3 классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению

к концу 4 класса

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

Предметные

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;
  • читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;
  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;
  • пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
  • обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;
  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать по ролям художественное произведение;
  • создавать текст на основе плана;
  • придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
  • писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;
  • участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;
  • создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их  эмоционально-смысловые значения;
  • определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;
  • выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
  • вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;
  • определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
  • различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
  • находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Литературное чтение»

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • Э.Э. Кац «Литературное чтение», учебник для 4 класса в трёх  частях Москва, «Астрель», 2014г.
  • Э.Э. Кац  Рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для 4 класса в трёх частях, Москва, «Астрель», 2015г.
  • Э.Э. Кац  Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение» Э.Э. Кац, Москва, «Астрель», 2011г.
  •  Э.Э Кац, Н.А.Миронова- Москва: АСТ, Астрель,2013. Литературное чтение: 4класс.Проверочные и диагностические работы

Печатные пособия

  • Словари по русскому языку.
  • Репродукции картин и художественные фотографии:
  • Васнецов «Три Богатыря». «Александр Невский»
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения.

         Портреты поэтов и писателей

Технические средства обучения:

     компьютер с учебным программным обеспечением;

№  п/п

Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

Дата

Факт

Мифы (8 часов)

1

Мифы. Уч.Ч1. с. 4-5

1

2.09

2

Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты». Уч.Ч1. с. 5-7

РТ №1. с. 3-4.

1

3.09

3

Древнегреческие мифы. «Нарцисс и Эхо». Уч.Ч1. с. 8-11 РТ №1. с. 5-6

1

5.09

4

Внеклассное чтение. Мифы Древней Греции. Уч.Ч1. с.11

РТ №1. с.6

1

7.09

5

Славянские мифы. Уч.Ч1. с.12-15 РТ №1. с.7-8

1

9.09

6

Поэтические приёмы, пришедшие из мифов. А.В.Кольцов «Урожай». Уч.Ч1. с.16-17 РТ №1. с.7-8

1

10.09

7

Научно-популярная литература Статья «Восточные славяне в сочинениях византийцев. Уч.Ч1. с.117-118 РТ №1. с.8-9

1

11.09

8

Читальный зал. Древнегреческий миф «Царь Мидас». Уч.Ч1. с.18-20.Проверочная работа по теме: «Мифы»

1

14.09

Народные сказки (15 часов)

9

Народные сказки. Уч.Ч1. с.21-22 РТ №1. с.9

1

16.09

10

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Знакомство со сказкой. Уч.Ч1. с. 23-34 РТ №1. с.10-11

1

17.09

11

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Анализ текста сказки. Уч.Ч1. с.23-34 РТ №1. с.10-11

      1

18.09

12

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка). Обобщение.

      1

21.09

13

«Находчивый солдат» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.35-37 Уч.Ч1. с.35-37

РТ №1. с.12

      1

23.09

14

«Мужик и царь» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.38-41 РТ №1. с.13

     1

24.09

15

«Портной и царь» (армянская народная сказка). Уч.Ч1. с. 42-46 РТ №1. с.14-15

     1

25.09

16

Сравнение сюжетных линий и героев сказок «Мужик и царь» и «Находчивый солдат». Уч.Ч1. с.35-41 РТ №1. с.-

     1

28.09

17

«Кола-Рыба» (итальянская народная сказка). Уч.Ч1. с.47-53 РТ №1. с.16-17

      1

30.09

18

Составление словесных портретов героев сказки «Кола-Рыба». Уч.Ч1. с.47-53

РТ №1. с.16-17

     1

1.10

19

Научно-популярная статья «Землетрясение»

Уч.Ч1. с.118-120 РТ №1. с.18

     1

2.10

20

Внеклассное чтение. Сказки народов мира. Уч.Ч1. с.-53

РТ №1. с.-18

     1

5 10

21

Читальный зал «По колено ноги в золоте» (русская народная сказка). Уч.Ч1. с.54-60

     1

7.10

22

Читальный зал «Искусный ковровщик» (индийская народная сказка). Уч.Ч1. с.61-64

    1

8.10

23

 Викторина «Сказки народов мира».Проверочная работа по теме: «Народные сказки»

     1

9.10

Былины (12 часов)

24

Былины. Уч.Ч1. с.65-66

РТ №1. с.20-21

    1

25

«Как Илья из Мурома богатырём стал». Уч.Ч1. с.66-71 РТ №1. с.19

    1

26

Знакомство с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Уч.Ч1. с.72-81

РТ №1. с.20-23

     1

27

Работа с текстом былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Уч.Ч1. с.72-81

РТ №1. с.20-21

     1

28

Научно-популярная статья «Княжение Владимира Святого». Уч.Ч1. с.120-122

РТ №1. с.22

     1

29

Особенности былинной речи.

Контрольное чтение.

     1

30

А.К.Толстой «Илья Муромец». Уч.Ч1. с.84-85

РТ №1. с.-

     1

31

Читальный зал. Н.Н.Асеев «Илья». Уч.Ч1. с.88-89

     1

32

Былина «На заставе богатырской. Уч.Ч1. с.89-93

     1

33

Внеклассное чтение. Былины о русских богатырях. Уч.Ч1. с.82

     1

34

Картинная галерея.  В.М.Васнецов «Богатыри». Уч.Ч1. с.86-87

     1

35

Творческая работа по картине «Богатыри» В.М. Васнецова

     1

Авторские сказки (19 часов)

36

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105

РТ №1. с.23-25

     1

37

Составление характеристик главных героев «Сказки о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25

     1

38

Деление на части  «Сказки о царе Салтане…». Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25

     1

39

Пересказ фрагментов «Сказки о царе Салтане…». Обобщение. Уч.Ч1. с.94-105 РТ №1. с.23-25

     1

40

Внеклассное чтение. Сказки Вильгельма Гауфа. Уч.Ч1. с.105 РТ №1. с.25-26

     1

41

Н.С.Гумилёв «Маркиз де Карабас». Уч.Ч1. с.106-109

РТ №1. с.26-27

     1

42

Биография и творчество К. Чапека. Уч.Ч1. с.110 РТ №1. с.28-29

     1

43

К.Чапек «Случай с русалками». Уч.Ч1. с111-116

РТ №1. с.28-30

     1

44

Внеклассное чтение. К.Чапек «Сказки». Уч.Ч1. с.116 РТ №1. с.30

     1

45

Статья о Р.Киплинге. Уч.Ч2. с.3

     1

46

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29 РТ №2. с.3-4

     1

47

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави».

Уч.Ч2. с. 3-29

     1

48

Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави».

Уч.Ч2. с. 3-29

     1

49

Работа с текстом Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Уч.Ч2. с. 3-29

     1

50

Картинная галерея.М.А.Врубель «Царевна-лебедь». Уч.Ч2. с.30-31.РТ№2 с-

     1

51

Творческая работа по репродукции М.Врубеля «Царевна-лебедь».

    1

52

Анализ творческих работ. Инструктаж по проектной деятельности.

    1

53

Читальный зал. О.Кургузов «Телевизионные макароны», С. Седов «Король женится». Уч.Ч2. с.32-35

    1

54

Внеклассное чтение. Авторские сказки

    1

Басни (9 часов)

55

Басни. И.А. Крылов «Трудолюбивый медведь».

Уч.Ч2. с.38-40 Уч.Ч2. с.38-40

    1

56

И.А. Крылов «Любопытный». Уч.Ч2. с. 40-42 РТ №2. с.9-10

    1

57

Эзоп «Ворон и лисица».

Уч.Ч2. с. 42-43 РТ №2. с.6-8

    1

58

И.А.Крылов «Ворона и Лисица».

Уч.Ч2. с.44-46 РТ №2. с.6-8

1

59

Научно-популярная статья «Кумушка лиса» Уч.Ч2. с.116-117

РТ №2. с.8-9

1

60

Читальный зал И.И. Дмитриев «Рысь и кот». И.А. Крылов «Лисица и виноград». Уч.Ч2. с.47-49

1

61

Читальный зал. А.Е. Измайлов «Филин и чиж».

Томас де Ириатре «Утка и змея».

Уч.Ч2. с.50-52

1

62

Внеклассное чтение «Басни». Контрольное чтение

1

63

Наш конкурс (викторина).

Уч.ч.2.с.53-55

1

Слово о родной земле (12 часов)

64

Ю. Яковлев «Мама». Уч.Ч2. с.56-58 РТ №2. с.11-12

1

65

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…».

Уч.Ч2. с.58-60 РТ №2. с.12-13

1

66

Научно-популярная статья «Ландыш» Уч.Ч2. с.117-118

РТ №2. с.14

1

67

С.А. Есенин «С добрым утром!»

Уч.Ч2. с.60-62 РТ №2. с.14-15

1

68

Внеклассное чтение. Стихотворения С.А. Есенина.

Уч.Ч2. с.62 РТ №2. с.-

1

69

М.М. Пришвин «Моя родина».

Уч.Ч2. с.62-65 РТ №2. с.15-16

1

70

Научно-популярная статья «Валдайский национальный парк»

Уч.Ч2. с.119-120 РТ №2. с.17

1

71

И. Северянин «Запевка».

Уч.Ч2. с.66-67 РТ №2. с.18

1

72

И.С. Никитин «Русь». Уч.Ч2. с.67-70 РТ №2. с.19

1

73

Читальный зал. Лирическое произведение (статья). А. Плещеев «Летние песни» (отрывок). Уч.Ч2. с.71-72

1

74

Читальный зал. Н. Рубцов «Тихая моя родина». Уч.Ч2. с.73-74

1

75

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения о родине.

1

О прошлом Родины (9 часов)

76

«Повесть временных лет». Уч.Ч2. с.75-76 РТ №2. с.-

     1

77

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Уч.Ч2. с.76-82

РТ №2. с.20

1

78

Чтение по ролям «Песнь о вещем Олеге». Уч.Ч2. с.76-82 РТ №2. с.20

1

79

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь». Уч.Ч2. с.83-84

1

80

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».

Уч.Ч2. с.84-89 РТ №2. с.21-22

1

81

Составление словесного портрета главного героя Ивана Сусанина.

Уч.Ч2. с.84-89 РТ №2. с.21-22

1

82

Читальный зал. Ф.Н. Глинка «Москва». Уч.Ч2. с.92-93

1

83

Картинная галерея. В.В. Маторин «Дмитрий Донской».

Уч.Ч2. с.90-91

1

84

Творческая работа по репродукции В.В. Маторина «Дмитрий Донской».

1

Прошла по земле война (9 часов)

85

А.А. Ахматова «Мужество».

Уч.Ч2. с.94-96 РТ №2. с.23-24

    1

86

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Уч.Ч2. с.96-105

РТ №2. с.24-25

    1

87

Работа над определением главной мысли рассказа «Последний день Матвея Кузьмина».

    1

88

Составление плана рассказа «Последний день Матвея Кузьмина».

    1

89

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Уч.Ч2. с.105-107

РТ №2. с.25-26

    1

90

Читальный зал.К. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Уч.Ч2. с.108-109

    1

91

А. Ахматова «Памяти друга».

Уч.Ч2. с.109

    1

92

Внеклассное чтение. Рассказы о детях-героях

    1

93

. Внеклассное чтение. Стихотворения, посвящённые ВОВ

    1

О добре и красоте (17 часов)

94

А.А. Фет «На рассвете».

Уч.Ч2. с.110-111 РТ №2. с.27-28

     1

95

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…».

Уч.Ч2. с.111-113 РТ №2. с.28-29

     1

96

Н.А. Некрасов «Саша».

Уч.Ч2. с.113-115 РТ №2. с.30

1

97

Жизнь и творчество КК.Г. Паустовского Уч.Ч3. с.4

1

98

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Уч.Ч3. с.5-10

РТ №3. с.3-4

1

99

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Уч.Ч3. с.10-15

РТ №3. с.3-4

1

100

Внеклассное чтение. Музыка и литература. Контрольное чтение

1

101

А.Н.Майков «Мать». Уч.Ч3. с.15-17 РТ №3. с.4-5

1

102

Х.К.Андерсен «Соловей».

Уч.Ч3. с.18-32 РТ №3. с.6-7

1

103

Работа с текстом сказки Г.-Х. Андерсена «Соловей». Уч.Ч3. с.19-32 РТ №3. с.6-7

1

104

Составление плана сказки «Соловей». Уч.Ч3. с.19-32 РТ №3. с.6-7

1

105

Научно-популярная статья «Соловьи» Уч.Ч3. с.119-120

РТ №3. с.8

1

106

Внеклассное чтение. Х.К.Андерсен «Снежная королева». Уч.Ч3. с.32 РТ №3. с.9

     1

107

Читальный зал. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.А. Блок «Летний вечер» Уч.Ч3. с.33,36

РТ №3. с.9-10

     1

108

Читальный зал.

С. Есенин «Черемуха», Б. Пастернак «Тишина». Уч.Ч3. с.37-39 РТ №3. с.10

     1

109

Картинная галерея. И. Шишкин «Рожь». Уч.Ч3. с.34-35

     1

110

Творческая работа по репродукции И. Шишкина «Рожь».

     1

Мир детства (18 часов)

111

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Уч.Ч3. с.42-47

РТ №3. с.10-12

1

112

Создание словесных  иллюстраций к стихотворению «Крестьянские дети». Уч.Ч3. с.42-47 РТ №3. с.10-12

1

113

Внеклассное чтение. Произведения русских поэтов о детях. Уч.Ч3. с.87-90

1

114

Л.Н. Толстой. Глава «Маman» из повести «Детство». Уч.Ч3. с.48-49

РТ №3. с.13-14

1

115

Л.Н. Толстой «Детство».

Уч.Ч3. с.50-51 РТ №3. с.13-14

1

116

И.А. Бунин «Детство».

Уч.Ч3. с.52 РТ №3. с.15-16

1

117

Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Уч.Ч3. с.53-63

РТ №3. с.16-18

1

118

Чтение по ролям фрагментов «Приключения Тома Сойера».

Уч.Ч3. с.53-63 РТ №3. с.16-18

1

119

Внеклассное чтение. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

1

120

Инсценировка отрывков из «Приключений Тома Сойера»

1

121

В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» Уч.Ч3. с.64-71

РТ №3. с.19-20

1

122

Работа с текстом рассказа  «Ножичек с костяной ручкой».

Уч.Ч3. с.64-71 РТ №3. с.19-20

1

123

М.И. Цветаева «Наши царства».

Уч.Ч3. с.72-73 РТ №3. с.21-22

1

124

Р.Л. Стивенсон «Страна кровати».

Уч.Ч3. с.74-75 РТ №3. с.22-23

1

125

А.П.Чехов «Мальчики».

Уч.Ч3. с.76-86 РТ №3. с.24-25

1

126

Работа с текстом «Мальчики».

Уч.Ч3. с.76-86 РТ №3. с.24-25

1

127

Научно-популярная статья «Николай Пржевальский».

Уч.Ч3. с.121-122

РТ №3. с.26

128

Итоговое контрольное чтение.

     1

Удивительные приключения (8 часов)

129

Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена. Уч.Ч3. с.91-95

РТ №3. с.27-28

     1

130

Р.Э. Распе «Верхом на ядре», «За волосы». Уч.Ч3. с.96-97

РТ №3. с.27-28

      1

131

Д. Свифт «Путешествия Гулливера». Уч.Ч3. с.98-108

РТ №3. с.29-30

      1

132

Озаглавливание частей истории Гулливера. Уч.Ч3. с.98-108

РТ №3. с.29-30

      1

133

Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ». Уч.Ч3. с.108-118

      1

134

Внеклассное чтение. Т.Крюкова «Хрустальный ключ».

Уч.Ч3. с.108-118

      1

135

Итоговое тестирование

      1

136

Литературная викторина

      1


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению начальное общее образование (1-4 классы)

Программа разработана на основе примерной программы по  литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.

Планирование составлено на основе    Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания лич...

Рабочая программа по литературному чтению на 2013-2014 учебный год, программа Занкова, 3 класс.

Рабочая программа  по литературному чтению для 3 класса, к учебнику   В.Свиридовой. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...