«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
статья по чтению на тему

Пашкова Светлана Михайловна

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvalifikats_rabota.docx58.23 КБ

Предварительный просмотр:

МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Доклад

Тема:  «Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

 

Выполнила:учитель начальных классов                                        

Пашкова Светлана Михайловна

г. Балахна

2014г.

                Содержание

Глава I. Теоретическое обоснование педагогического опыта……………………………… 1

  1. Характеристика ведущей идеи педагогического опыта                                            
  1.    Представление целей и задач педагогической деятельности………………....................................................................................................3

Глава II. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями………………………………………………………………………………4

Глава III. Технология педагогического опыта.........................................................................9

3.1. Технология учёта психологических особенностей учащихся

специальной (коррекционной) школы VIII вида В.В.Воронковой.

3.2. Использование технологии коррекции трудностей при обучении

чтению и письму младших школьников Н.П.Локаловой……………………………………13

3.3.Коррекция дисграфии и дислексии на уроках чтения и письма

в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида………………………15

Глава IV. Результативность применения комплексной технологии

 коррекции речевого развития, познавательной деятельности и

трудностей при обучении чтению и письму младших школьников

 специальной (коррекционной) школы VIII вида…………………………………………….19

Литература……………………………………………………………………………………....21

 Глава I. Теоретическое обоснование педагогического опыта

1.1 Характеристика ведущей идеи педагогического опыта

Коррекционная работа с данной категорией детей основывается на положении Л.С.Выготского о единстве законов развития нормально развивающегося ребёнка и отсталого ребёнка, выделившего следующие закономерности психического развития:

-общность основных факторов и движущих сил развития;

-возможность появления качественно новых психических образований при взаимодействии с социальной средой, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, при включении ребёнка в самостоятельную деятельность;

-сохранение при аномальном развитии всех стадий психического развития, что и в норме, при этом развитие идёт в той же последовательности, но с изменением временных границ и при выраженной специфике проявления;

-органический дефект головного мозга не переводит развитие ребёнка на «биологические рельсы», но накладывает существенные ограничения на возможности его психического развития.

Любое нарушение развития неизбежно вызывает отклонение формирования речевой функции в связи с положением, выдвинутым Л.С.Выготским, о том что и дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. В этой связи у детей с различными отклонениями в любой сфере психики отмечаются несформированность устной или письменной речи.

         Недостатки устной речи в дальнейшем переходят в трудности чтения и письма, механизмы которых включают новые интеллектуальные операции. Ограниченный словарь, непонимание смысла слова и особенностей употреблений задерживают формирование навыков чтения, приводят к трудностям понимания прочитанного. Задержка в овладении навыками чтения в свою очередь снижает уровень познавательной активности скорость и точность переработки информации, её переход в знания и представления.

 Разнообразные нарушения процесса чтения и письма, создают предпосылки к возникновению трудностей учебной деятельности и социализации в целом.

Исходя из выше сказанного, встает проблема организации коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению.

Отечественные учёные (С.Д.Забрамная, В.П.Кащенко и др.) отмечали, хотя возможности развития интеллекта при умственной недостаточности ограничены, всё же в условиях коррекционного обучения возможно их поступательное развитие.

Исследования, проведенные под руководством В.В.Воронковой, также подтвердили, что специальное (коррекционное) обучение имеет первостепенное значение для формирования познавательной деятельности и личности ребёнка в целом, а также исправления недостатков их развития. При этом учитываются не только особенности, но и возможности развития каждого ребёнка.

Основными показателями обучаемости считаются:

-обобщённость мыслительной деятельности, в том числе перенос  знаний и умений в относительно новые условия;

-осознанность, определяемая  соотношением словесно-логических и практических компонентов мыслительной деятельности, а также самостоятельность в решении заданий.

Значительным показателем является восприимчивость учащихся к помощи со стороны взрослого. По выделенным критериям целесообразно разделение учащихся на группы с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов во вспомогательной школе. Коррекционная направленность этого предмета носит элементарно – практический характер и направлен на разрешение таких задач:

  • выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • научить правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
  • повысить уровень общего развития учащихся

Принимая во внимание, что учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при усвоении учебного материала, необходима целенаправленная систематическая работа, чтобы скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить к жизни среди нормальных людей.

Формулировка проблемы

Учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей осваивают программу в разном темпе. Кроме того, низкие показатели сформированности общеучебных навыков, недостаточный уровень развития когнитивных процессов и речи крайне затрудняют усвоение учащимися программного материала по общеобразовательным учебным дисциплинам, в частности, по чтению и письму. В связи с чем возникает проблема поиска эффективных технологий, методов, приёмов и способов организации учебной и коррекционно-развивающей работы с учащимися.

Чтобы оказать  реальную, действенную помощь  ребенку нужно:

- правильно организовать коррекционные занятия;

- взаимодействовать со специалистами разного профиля в процессе комплексного воздействия на развитие ребёнка;

- создавать на занятиях психологически комфортную обстановку;

- вызывать у детей заинтересованность в изучаемом, активную деятельность, способствующую общему развитию школьников.

Обучаясь в адекватных условиях, дети убеждаются в своих познавательных возможностях, следствием чего является повышение самооценки и убежденность в своей социальной значимости.

1.2.  Представление целей и задач педагогической деятельности

Целью моей работы является выбор эффективных технологий  коррекции трудностей  усвоения учебного материала по чтению и письму учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задачи:

-изучение индивидуальных особенностей и трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в усвоении учебного материала по чтению и письму;

- коррекция имеющихся недостатков речевого развития и познавательной деятельности;

- восполнение имеющихся пробелов при усвоении учебной программы

- улучшение качества ЗУН;

- формирование важнейших общеучебных навыков чтения и письма.

Глава II.  Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы навыки чтения и письма.

Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Читающему необходимо воспринять графические знаки, перекодировать их в звуки, произнести прочитанное вслух или «про себя», осмыслить информацию, заложенную в каждом слове, предложении, абзаце.

Психофизиологической основой чтения является взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, речь, память, образное восприятие и т.д.

Овладение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения ещё большего количества операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова, осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, выполнить двигательно – графические действия, чётко соблюдая пространственную ориентировку.

Психофизиологическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора.

Наибольшая сложность в овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связана с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выделение каждого звука, установление звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнение записи в соответствии с принципами русской графики.

Кроме общих недостатков, которые должны учитываться в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья грамоте, наблюдаются типологические и индивидуальные особенности, свойственные группе учащихся класса или отдельным ученикам.

Для работы с данными группами детей нужны дополнительные приёмы, направленные в первую очередь на коррекцию имеющихся недостатков, более длительные сроки обучения .Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подходом- залог успешного выполнения программных требований.

С целью изучения  выявленных причин, лежащих  в основе их затруднений в обучении, я провела  диагностику в виде контрольных  работ, которые помогли установить виды характерных устойчивых фонетических и орфографических ошибок.

Ф.И. учащегося

Дата

Замена гласных

Замена согласных

Пропуск, добавление букв

Слитное написание предлогов

Орфографические ошибки

Люба В.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

2

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

2

3

1

1

6

2

5

4

7

Юля В.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Дима К.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

2

2

2

Женя М.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

3

Марина М..

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

1

1

1

1

1

2

1

2

2

4

Илья М.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

2

2

1

1

3

1

1

1

2

1

1

2

1

1

5

1

6

4

4

Алёша Н.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

2

1

1

1

1

1

2

2

3

1

2

4

1

2

4

6

Таня Н.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

1

1

1

1

1

1

2

2

Аня П.

01.10.09

21.12.09

25.02.10

16.03.10

2

2

1

1

2

1

3

2

1

1

2

1

1

2

3

1

6

3

7

4

6

Итого

31

8

24

25

36

Таким образом, в результате проверки диктантов были выявлены следующие ошибки:

  • замены гласных (31ошибка)
  • замены согласных (8 ошибок)
  • пропуски, добавление букв (24 ошибки)
  • слитное написание предлогов (25 ошибок)
  • орфографические ошибки (36 ошибок)

На основании проведенного исследования были выделены группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала по письму, вычленены специфические затруднения, мешающие процессу получения знаний и умений (классификация В.В.Воронковой в книге «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах)

Первая группа учащихся, в тетрадях которой встречается незначительное количество ошибок. Это дети, которые не испытывают затруднений в овладении навыками правильного письма.

К данной группе в моем классе относятся 4 ученика: Женя М., Марина М.,  Юля В., Таня Н.

 Вторая группа учащихся – это ученики с недостаточно сформировавшимся фонематическим восприятием,  для которых характерны замены гласных и различных  групп согласных сходными,  в основном близко звучащими фонемами; пропуски букв, чаще всего гласных в многосложных словах и согласных при их стечении, находящихся в слабой позиции и поэтому менее отчетливо воспринимаемых на слух; добавление лишних букв, главным образом гласных при стечении согласных; слитное написание нескольких слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока речи на составные части (слова).

К этой группе учащихся относятся: Люба В., Илья М., Алёша Н., Аня П..

Группа учащихся с грубым нарушением фонематического слуха. Эти дети обычно воспроизводят из диктуемых слов только наиболее отчетливо слышимые звуки. Эти ученики испытывают затруднения в звуковом анализе слов.

Третья группа – ученики этой группы вследствие нарушенного произношения пишут так, как говорят. Для них характерны ошибки преимущественно на замену букв. Они слабо дифференцируют гласные, близкие и сложные по артикуляции согласные, затрудняются в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Однако у учащихся этой группы сохранен устный анализ. К этой группе в классе относятся учащиеся: Люба В., Аня П.

К четвертой группе детей я отнесла детей с нарушением моторики. У них страдает и техника письма, и грамотность. Эти школьники имеют своеобразный почерк: сильный нажим, неровные буквы. Некоторые из них с трудом удерживают пальцами ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к  работе, поэтому выполнить задание такого же объема, какой дается всем остальным ученикам, они не в состоянии. При письме дети пропускают буквы, слоги, слова, элементы букв, а также не дописывают слова, что объясняется отставанием самого моторного акта, вследствие его несовершенства, от проговаривания. К данной группе относятся: Илья М.., Алёша Н., Аня П.

Пятая группа – группа учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки, прежде всего затруднения в запоминании образа буквы, в соблюдении строчки. Характерными ошибками этих школьников являются замены букв. Однако в отличии от учеников других групп, путающих буквы по акустическому или артикуляционному сходству, они, как правило, заменяют буквы похожими по начертанию, т.е. оптически слабо различимыми. К этой группе относятся: Илья М., Аня П.

К последней группе я отнесла детей с нестойким вниманием, неуравновешенным поведением, сниженной работоспособностью, но обладающие сохранной техникой письма. У них не возникает больших затруднений ни при произношении слов, ни при устном анализе. На результат работы ученика влияет его состояние во время выполнения задания. К данной группе в моем классе относится один ученик Дима К.

Низкий уровень познавательных возможностей в сочетании со сниженной работоспособностью и другими нарушениями приводит к тому, что ученики крайне медленно продвигаются в обучении, не проявляют интереса к учению, нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя.

Педагогу нужно хорошо знать потенциальные возможности каждого учащегося, его трудности, чтобы умело организовать обучение, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход с целью возможно большего продвижения в обучении каждого ученика.

Главной задачей уроков чтения во вспомогательной школе является выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя, затруднения в понимании логических связей – все это приводит к тому, что дети с особыми образовательными потребностями читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного и начало второго слова, теряют строку и т.д.. Ошибки, нарушающие  правильность чтения оказываются многочисленными, типичными для учеников вспомогательной школы и представляют собой явление довольно стойкое.

Анализ сформированности навыка чтения

Ф.И. учащихся

С  Способ чтения

Правиль-ность

чтения

Осознан-ность

чтения

Синтак-сические

паузы

Ответ на

вопросы

сл

сл+

цл

цл

+

сл

цл

Люба В.

+

+

+

Юля В.

+

+

+

+

+

Дима К.

+

Женя М.

+

+

+

+

+

Марина М.

+

+

+

+

+

Илья М.

+

Алёша Н.

+

Таня Н.

+

Аня П.

+

Проверка чтения в 3 «А» классе показала:

33% - учащихся читают целыми словами

22%- целыми словами с переходом на слоговое

22% - по слогам с переходом на целое слово

22% - читают по слогам

33% - читают выразительно

33% - соблюдают синтаксические паузы

44% - понимают прочитанное, отвечают на вопросы

Глава III. Технология педагогического опыта

3.1. Технология учёта психологических особенностей учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида В.В.Воронковой.

Эффективность коррекционной работы по исправлению  трудностей у учащихся с ограниченными возможностями здоровья зависит от того, насколько глубоко мы знаем индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка и как учитывать их в работе по формированию знаний, умений и навыков.

Это послужило основанием для определения типологических особенностей учащихся и деления их на группы по В.В.Воронковой.

С целью изучения и деления на группы проводились наблюдения за учащимися для выявления:

-работоспособности;

-умению сосредоточиться;

-понимание инструкции и умение пользоваться ею;

-устойчивости внимания;

-наличие отвлекаемости и утомляемости; продуктивности в учебной деятельности.


Педагогическая дифференциация учащихся

Характеристика

учащихся

Особенности учебной

деятельности

Поощрение, наказание

Индивидуальная работа

I

Неосложненное диффузное поражение коры головного мозга. Нервные процессы уравновешены. Дети спокойны, трудолюбивы, отношение к взрослым и школе ровное, относительно адекватные эмоциональные проявления. Программу школы усваивают хорошо. На уроках внимательны, организованы, дело доводят до конца, перенос осуществляют.

Имеют бедный запас слов, недостаточно владеют грамматическим строем речи. Главный недостаток - недоразвитие процессов отвлечения и обобщения, что ярко проявляется в учебной деятельности и незаметно в бытовой.

Максимум дополнительного материала по всем предметам. Вовлекаемость во всевозможные школьные и внешкольные кружки и секции.

Особо отмечать самостоятельную работу. Предъявлять чуть более высокие требования, чем к другим.

II

Возбужденное диффузное поражение головного мозга. Возбуждение преобладает над торможением, корковых поражений нет. Вместе с интеллектуальным недоразвитием наблюдается возбудимость, двигательная расторможенность, лёгкая отвлекаемость, импульсивность. Неорганизованность, болтливость, развязанность; поведение зависит от обстановки: более спокойны в привычных условиях и при индивидуальных занятиях. Интерес неустойчивый. Повышена самооценка, не любят замечаний. Выступают как организаторы шалостей. В учебной деятельности продуктивность мала, приступают быстро, импульсивно, без предварительного анализа, но столкнувшись с трудностями, идут по лёгкому пути: противостоять другому не могут, работоспособность нарушена, наблюдается неравномерность в выполнении заданий. Грубых нарушений в речи нет. Устные задания выполняются лучше, чем письменные. Тетради неопрятные. В самостоятельной работе плохо организованы, нуждаются в стимуляции.

Задания членить на части, этапы. Оценивать каждый этап. Критика на положительном фоне. Оказание дозированной помощи. Чёткое проговаривание целей и задач. Обратить внимание на формирование положительной мотивации.

Поощрять как можно больше, за каждую правильно выполненную часть работы. Больше индивидуальных доверительных разговоров в доброжелательном тоне. Необходима требовательность.

Ограничивать в движении, делать перерывы, чередовать подвижные игры с заданиями, требующими внимания, сосредоточенности.

III

Заторможенное диффузное поражения головного мозга. Торможение преобладает над возбуждением. Двигательная заторможенность, вялость, быстрая истощаемость, пассивность, не умеют играть, бояться незнакомых. Привычная осанка - сгорбленность, голова опущена, позы и движения бедны, однообразны, бедная мимика, жесты скованы, нерешительны. В учебной деятельности продуктивность понижена. Не включаются ни в какую деятельность без стимуляции, испытывают необходимость в ней и по ходу деятельности. Резкое снижение работоспособности наблюдается на последних уроках. Самооценка занижена, не уверены в своих силах, возможностях.

Учебные задания уменьшать по объёму, оказывать дозированную помощь, формировать стремление к достижению положительного результата.

Оказывать моральную поддержку, особенно в ситуациях общения. Поощрять чаще в любом виде деятельности.

Выявлять причины трудностей и устранять их.

IV

С психопатоподобными формами поведения. На фоне поражения коры головного мозга поражена подкорка. Драчливы, грубы, злобны. Патологическое влечение к чему - либо (беспричинный смех, слёзы, негативизм). Внимание нарушено.

Строгий контроль.

Тон требовательный, ровный, требования не завышать. Поощрять за умение себя сдерживать, обслуживать, помогать другим.

Систематическая госпитализация. Выявлять причины возбуждения и устранять их.


3.2. Использование технологии коррекции трудностей при обучении чтению и письму младших школьников Н.П.Локаловой

Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей.

Помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей.

Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками.

Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развёрнутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков.

Обучение учащихся с использованием технологии Н. П. Локаловой

имеет важное значение для каждого ученика. Данная технология помогает скорригировать недостатки зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук, развивается внимание, память, мыслительные операции.

Проанализировав причины трудностей при обучении письму, я выделила основные, при этом использовав задания по технологии Н.П.Локаловой.

Трудности при обучении письму

Причины трудностей

Задания для коррекции

1

Недоразвитие фонетико-фонематического анализа у учащихся

1.Различить заданный звук среди других речевых звуков; различить слова, близкие по звуковому составу; опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов; опознать звук в слове

2.Задание «Конфликтные картинки»

2

Недостаточность звукобуквенного анализа

1.Определить  сколько звуков в слове

2.Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки (выделить звуки из слов вразбивку)

3

Недостаточность зрительного анализа

1. Задание «Найди слово» (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

2. Зрительный диктант на вербальном материале

3. Задание «Запомни написание»

4. Зрительный диктант на невербальном материале (точность непосредственного зрительного восприятия)

4.

Недостаточность развития анализа пространственных отношений

1.Отработка понятий «правый» и «левый».

2.Узнавание предмета по контурному изображению.

3.Диктант пространственных действий

5.

Недостаточное развитие микромоторики

1.Вырезание ножницами по контуру.

2.Рисование кругов, овала и других фигур.

3.Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

6.

Несформированность зрительно – двигательных координаций

1.«Змейка»

2.Броски маленьким мячом в вертикальную цель.

Трудности при обучении чтению

Причины трудностей

Задания для коррекции

1

Несформированность процесса синтеза звуко -  буквенных элементов

1.Составь из букв слоги. 2.«Карточки - горки» (развитие буквенного анализа)

3.Чтение пунктирно написанных слов (развитие процессов синтеза)

2

Несформированность процессов произвольного внимания.

1.Перепиши без ошибок строчки слов

2.«Отдели слова»

(понимание смысла)

3.«Найди слова»

(побуквенный анализ)

3

Недостаточность процессов зрительного анализа

1.«Найди слова»

(зрительный вербальный анализ)

2.Чтение наоборот

(побуквенный анализ)

3.Перевёрнутый текст

(побуквенный анализ)

4.Чтение нормально и наоборот

IV

Слабая активация мыслительной деятельности

1.«Повтори слова»

(развитие смыслового анализа)

2.«Заполни пропуски»

(смысловой анализ текста)

3.«Четвёртый лишний»

V

Недостатки в развитии памяти

1.«Запомни картинки»

(непосредственная зрительная память)

2.«Пиктограммы»

(опосредованная произвольная память)

3.«10 слов»

(произвольное слуховое запоминание)

*См. Приложение

3.3 Коррекция дисграфии и дислексии на уроках чтения и письма в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Работа учителя тесно связана с работой логопеда, так как есть общая цель – научить детей правильному чтению и грамотному письму.

В начале года логопед вместе с учителем анализирует ошибки, допущенные учащимися в письменных работах в течение прошлого учебного года, и дает необходимые рекомендации.

На протяжении всего учебного года логопед прослеживает динамику, проводит корректировку намеченных целей, в связи с чем вводила изменения в плане индивидуальной работы с детьми. Совместная работа учителя и логопеда помогает устранять ошибки, допускающиеся учащимися.

  • Задания логопеда записывались в специальной тетради связи логопеда, учителя и воспитателя, и выполнялись на уроках чтения и письма, на воспитательных занятиях.

Привожу пример совместной работы учителя, воспитателя и логопеда по коррекции дефектов письма и речи у учащихся 3 «А» класса (2009 – 2010 г)  Аней Л, Настей Х.

Требования к речевому режиму:

  • Контроль над произношением детей необходим как со стороны учителя, так и воспитателя;
  • Все ошибки, которые ребенок допускает, должны быть обязательно исправлены.

Упражнения на развитие языкового анализа и синтеза

Илья М.

Ошибки: перестановки букв, слогов, замены букв

I.Упражнения, направленные на развитие слогового анализа и синтеза

Задание 1.

Назови гласные звуки. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания: лапа, лещ, дом, диван, кошка, горка, крыша, канава, капуста

Задание 2.

Запиши на схеме только гласные данного слова. Например, кошка - _о_а, капуста - _а_у_а.

Задание 3.

Определи количество слогов в названных словах слон, заяц, курица

Задание 4.

Определи пропущенный слог в названии картинки – ва, до-_-га, ра-_-та, бел-_, _-ведь

Задание 5.

Составь слово из слогов, данных в беспорядке: та ка пус, воз ро па, прос то ша ква, пет ка руш

II.Упражнения на выделение ударного гласного звука

Задание 1.

Назови ударный (самый громкий слог) слова

Задание 2.

Измени ударение в словах: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, спины

Задание 3.

Запиши слово по слогам, подчеркни ударный слог

III.Упражнения, направленные на развитие анализа структуры предложения

Задание 1.

Составь предложение из слов, данных в беспорядке грядке, на, огурцы, растут

Задание 2

Придумай предложение с

определенным словом

Задание 3.

Выдели первый слог из названий картинок (слов), запиши его. Объедини слоги в слово, предложение, прочитай полученное слово или предложение.

Например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба». После выделения первых слов получается предложение: У дома лужа.

Задание 4.

Прочитай слово и покажи соответствующую картинку, выполни действие.

Задание5.

Выбери из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.

Аня П.

Ошибки: замены букв (г, к), пропуски букв

I. Задания на выделение звука на фоне слова

Задание 1

Если в слове имеется звук (г,к), покажи на карточке нужную букву

Задание 2

Придумать слова со звуком к (г)

Задание 3

Добавить слог со звуком, чтобы получилось слово сне-жок, пал-ка

II. Упражнения, направленные на дифференциацию звуков к (г)

Задание 1

Прослушай слоги, запиши начальную букву каждого слога ка, гу, гы, ки ,ги, ко, го, ке, ге, кя; кра, кро, гра, кры,

Задание 2.

Запиши слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую – с буквой г, во вторую – с буквой к. гы, кы, ка, га, гу, ку, ке, ге, ака, ока, ога, ука, его, ого, ёки, еги.

Задание 3.

Прослушай ряды слогов, повтори их в той же последовательности га-ка-га, го-ко-го, ка-га-ка, ку-гу-ку, ко-го-гу-ку-ко-гу.

Задание 4.

Сравни пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова

Горка – корка

Гости – кости

Кол – гол

Калька – галька

Грот – крот

Икра – игла

Галина – калина

Голос – колос

III. Упражнения, на дифференциацию букв «г», «к» в предложениях.

Задание 1.

Вставьте слова в предложение (слова для вставок в задании 4).

Катя идёт на … . Саня забивает…. .На столе лежит…. .

Задание 2.

Вставь нужную букву.

Ребята катались на _орке.


IV. Результативность применения комплексной технологии коррекции речевого развития, познавательной деятельности и трудностей при обучении чтению и письму младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида.

В мае 2010 года в 3 классе был проведен итоговый контрольный диктант по письму и развитию речи. Выполняли работу 9 человек

Анализ ошибок итоговой контрольной работы в 3классе

Ф.И. учащегося

Замена гласных

Замена согласных

Пропуск, добавление букв

Слитное написание предлогов

Орфографические ошибки

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Люба В.

2

1

2

1

2

2

1

Юля В.

1

1

1

1

Дима К.

1

1

1

1

1

Женя М.

1

1

Марина М.

1

1

1

Илья М.

2

1

3

2

2

1

2

1

Алёша Н.

2

1

1

1

1

1

2

1

3

1

Таня Н.

1

1

1

Аня П.

2

1

2

1

3

1

2

1

2

2

Результаты показали:

- на «5» написали 2 человека (22%)

- на «4» написали 4 человека (45%)

- на «3» написали 3 человека (33%)

Допустили ошибки:

- на замену гласных – 3 человека (33%)

-на замену согласных-2 человека(22%)

- пропуск, добавление букв - 4 человека (44%)

- орфографические ошибки - 5 человек (55%)

-написание предлогов- 3человека (33%)

По сравнению с контрольной работой, которую писали учащиеся в начале учебного года результат улучшился на 12%.

Анализ сформированности навыка чтения

Ф.И. учащихся

С  Способ чтения

Правиль-ность

чтения

Осознан-ность

чтения

Синтак-сические

паузы

Ответ на

вопросы

сл

сл+

цл

цл

+

сл

цл

Люба В.

+

+

+

+

+

Юля В.

+

+

+

+

+

Дима К.

+

Женя М.

+

+

+

+

+

Марина М.

+

+

+

+

+

Илья М.

+

+

Алёша Н.

+

+

Таня Н.

+

+

+

+

Аня П.

+

55% учащихся читают целыми словами

33% - целыми словами с переходом на слоговое

77% - понимают прочитанное

Таким образом, использование разнообразных ежедневных заданий на уроках чтения по выработке у детей навыков правильного, выразительного и сознательного чтения показало, что построенная коррекционная работа, направленная на исправление трудностей по чтению, дала положительный результат.

В результате работы в 2009-2010 учебном году в 3 классе проверка техники чтения показала, что процент качества увеличился на 11%.

Исходя из сравнительного анализа контрольных работ, можно сделать вывод, что в результате комплексного использования технологий учета индивидуальных особенностей учащихся и технологии Н.П. Локаловой в среднем процент качества увеличился на 22% . В связи с этим повысился уровень ЗУН по письму и чтению, необходимых для успешной речевой и социальной адаптации.


Литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1994.

2.Аксёнова А.К, Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2004.

3.Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Е.: ТОО Издательство АРГО, 1996.

4. Воронкова В.В.. Обучение грамоте и правописанию в I – IV классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. II издание. – М.: Школа – пресс, 1995.

5.Воронкова В.В.. Воспитание и обучение в вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Школа – пресс, 1995.

6.Воронкова В.В.Уроки русского языка во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида.– М.: Владос, 2003.

7.Журнал // Коррекционная педагогика. – 2005. - №3.

8. Журнал // Коррекционная педагогика. – 2005. - №5.

9.Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках 1-4 классы. – Волгоград, Издательство Учитель, 2008.

10.Кобзарева Л.К,  Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. Практическое пособие.- Т.Ц.: Учитель, 2001.

11.Кобзарева Л.К.,  Юшина Г.Н,  Резунова М.П. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. Практическое пособие.- Т.Ц.: Учитель, 2001г.

12.Леонтьев А.А. Язык, речь ,речевая деятельность. – М. Просвещение,1969.

13.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психологический институт РАО. – М., 2001.

14.Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1 – 4 класс. - М: Просвещение, 2001.

15.Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии-М.,2008

16.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида . Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"

Урок письма и развития речи  во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вид.. Тема урока: "Различение слов, отвечающих на вопросы "кто?" и "что?"...

Урок письма и развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных"

Урок письма во 2 классе специальной (коррекционной ) школы VIII вида по теме "Большая буква в кличках животных". В разработке урока содержатся виды коррекционно - развивающих упражнений на развитие вн...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи для 2 класса (разработано в соответствии с программой для специальных (коррекционных) школVIII вида по В. В. Воронковой)...