Литературно-игровое занятие для первого класса.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Младшие школьники очень любят сказки. Данное занятие поможет им вспомнить любимые сказки, любимых персонажей, а также ответить на интересные вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Литературно-игровое занятие для первого класса.                      

Тема: Прогулка по сказке

Программное содержание:

 1.Проработать различные приемы и виды деятельности, которые будут повторяться почти на всех занятиях:

 - звон колокольчика;

 - круг;

 - песни: приветственная и прощальная;

 - слушание;

 - проговаривание;

 - рассматривание иллюстраций;

 - знакомство с литературным героем (игрушка);

 - перевоплощение, вхождение в образ;

 - движение;

2. Знакомить детей с рифмой. Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма.

3. Помочь детям прочувствовать тему, разрабатываемую на занятии с разных сторон, и выразить свои чувства и эмоции.

4. Прививать навыки перевоплощения, вхождения в образ.

Предварительная работа: чтение разнообразных сказок, повторение закличек, стихов.

 Демонстрационный материал:

 - Лягушка –героиня сказки «Царевна – лягушка».

 - сундучок.

 - разнообразные медведь, петушок, улитка, ящерица, ежик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

   Договариваемся с учениками: когда зазвонит колокольчик, все собираются и внимательно слушают того, у кого в руках колокольчик.

   Затем встаем в круг, беремся за руки и проговариваем приветственную песенку:

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.

                                        Мы рады, мы рады вам.

 Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте.

                                        Очень мы рады вам.

                                        Очень мы рады…

Рассаживаются.

Учитель: Мы сегодня с вами побываем в сказке. Чтобы попасть туда - необходимо сказать волшебные слова.

 Разучивается закличка, в такт каждому слову хлопаем в ладоши.

                               

                                       Раз, два, три, четыре, пять –

                                       Можно сказку начинать.

Звучит музыка.

Учитель: Эти волшебные слова будут помогать нам попасть в сказку.

Звучит музыка.  

  Учитель: В гости к нам пришла Царевна-лягушка. Она приготовила для вас сюрприз – волшебный сундучок. Давайте попробуем открыть его. И открыть его можно только волшебными словами:

                                   Сундучок, сундучок,

                                   Позолоченный бочок,

                                    Расписная крышка,

                                    Медная задвижка!

                                    Раз, два, три, четыре, пять –

                                    Можно сказку начинать.

Учитель: Ребята, сундучок не открывается. Как вы думаете почему? Мне, кажется, что волшебные слова нам необходимо проговорить вместе.

Проговорить закличку, показывая пальцами на позолоченный бочок, расписную крышку, медную задвижку.

Учитель: В сундучке я вижу стихи-добавлялки.

      Учитель месте с учениками вспоминает, как Незнайка сочинял стихи. Обсуждает, почему у него стихи не сразу стали получаться. (Он не умел придумывать рифмы — слова, которые складно звучат.) Напоминает детям, что писатель, который пишет стихи, называется поэт.

Учитель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Загадай рифму». На столе раскладываются разные предметы и игрушки (можно заменить картинками), из названия которых можно подобрать рифмованную пару. Педагог берет со стола пару предметов (мишка-шишка) и просит детей отгадать, какую рифму она загадала. А затем предлагает детям по очереди выбрать пару предметов, названия которых звучат складно:

    Мишка-книжка, ложка-кошка, тряпка-шапка, шишка-крышка, палка-скалка, иголка-футболка, картина-корзина.

Учитель: — А теперь я буду читать стихотворения, в которых пропущены слова. Вы постарайтесь догадаться и назвать их».

Тучка с солнышком опять
В прятки начали...
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется,
В небе радуга...  
Без воды и без мочала
Кошка сына...
Коровушка, коровушка!
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молока им лучше... !

Мы научились составлять рифму, и я вижу в волшебном сундучке в стихи-добавлялки.

  • И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними…

Ну-ка съешь меня, дружок!

  • Для хорошей прически

пригодятся …(расчески)

  • Чтобы тело чистым было

      нам помогут душ и…( мыло)

  • Ты всегда носи с собой

   Свой платочек…(носовой)

  • Ходит чудо-пароход

     То назад, а то вперед.

     Он -  одежды верный друг –

     Электрический…( утюг)

  • Если спектакль был хороший,

В знак благодарности хлопай в …(ладоши)

Учитель: Что еще есть в волшебном сундучке? Я вижу «Загадочные объявления» Кто автор этих объявлений попробуйте назвать.

  • Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда при себе.
  • Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне.
  • Помогу всем, у кого сломался будильник.
  • Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.
  • Тому, кто найдет мой  хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый.

Организация физкультминутки.

Учитель: Давайте встанем в круг и поиграем. Игра называется «Веселые завирушки». Учитель рассказывает, а ученики заметив «завирушки», топают ногами, а если правильно хлопают в ладоши.:

 - Однажды коза ушла…в супермаркет…

 - Козлята принялись смотреть… мультики…

 - Прилетела ворона и давай каркать…

 - Козлята решили выйти погулять в лес…

 - Коза купила в супермаркете козлятам мороженое и конфеты…

 - Предложить ученикам составить «завирушки», а учитель заметив неладное, топает ногами.

Ученики рассаживаются на места.

Учитель: Я вижу в нашем волшебном сундучке очень много вопросов, которые подготовила Царевна-лягушка. Давайте попробуем на них ответить.

Вопрос – ответ:

  • В какой сказке у хозяйки было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, и Трехглазка? («Крошечка Хаврошечка»)
  • Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом ?(Ласточка)
  • Что послужило заготовкой для кареты Золушки?

А. Арбуз                        Б.Дыня

В.Тыква.                      Г.Кабачок.

  • Как принц разбудил Спящую красавицу?

     А. Облил холодной водой

     Б.Уколол иголкой.

     В.Поцеловал.

     Г.Пощекотал.

  • Какой сосуд в сказке братьев Гримм сам варил кашу?

     А.Котелок.              Б.Кастрюлька

     В.Чугунок.              Г. Горшочек

  • Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

     А.Козьи.                    Б.Курьи.

     В.Слоновьи.              Г.В сапогах.

  • Какой сказочной героине было противопоказано находиться на солнце?

      А.Дюймовочке.                  Б.Снегурочке.

      В.Царевне лягушке.           Г.Красной Шапочке.

  • Что сделал с лягушачьей кожей Василисы Премудрой Иван-царечич?

      А. Бросил в печь.              Б.Забросил в болото.

      В.Сшил кошелек.                Г.Изрубил на мелкие кусочки.

  • Какой зверь раздавил волка при штурме теремка, победил злого крокодила, катал девочку Машеньку на спине в коробе? (Медведь)
  • Назовите жаркое место рождения Колобка. (Печь) 
  • На каком транспорте ехали медведи в сказке К.И. Чуковского?
  • За что нужно было дернуть Красной Шапочке, чтобы открылась дверь?
  • Как звали съедобного персонажа русской народной сказки?
  • Кто или что ускакало от чумазого мальчика, как лягушка?
  • Какое угощение давал каждому больному доктор Айболит?

Учитель: Попробуйте ответить на вопросы из «черного ящика»

«Черный ящик» (коробке, оклеенной черной бумагой).

В ящике— любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это? (Калоша.)

Черный ящик». В ящике  находится кукла. Это она говорит: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Кто это и что это за сказка? (Машенька из сказки «Маша и медведь».)

Черный ящик». В ящике лежит то, что осталось у гордой королевны из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки.)

  «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая сказка?». (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне...».)

   Звучит колокольчик. Учитель и ученики встают в круг, берутся за руки. Исполняются прощальные стихи:

              До свиданья, до свиданья,

              Приходите к нам опять.

              До свиданья, до свиданья,

              Будем книжки мы читать.

              До свиданья, до свиданья,

              Приходите к нам еще.

              До свиданья, до свиданья,

              Мы вас любим горячо.

Ученики хлопают в ладоши, машут друг другу руками – занятие окончено.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие для первого класса "Вежливые сказки"

В разработке  занятия идёт знакомство с вежливыми словами "спасибо", "пожалуйста", "здравствуйте", "до свидания". На протяжении всего занятия учащиеся знакомятся с правилами хорошего тона и закре...

Программа коррекционных логопедических занятий в первых классах.

Преодаление фонетико-фонематического и общего недорозвития речи....

Конспект развивающего занятия в первом классе «Зимние каникулы».

Занятие дает представление детям о зимних каникулах, празднике Рождества. Развивает внимание, мышление, память, фонематический слух, воображение....

Как интересно провести психологическое занятие в первом классе на развитие внимания (в рамках реализации программы формирования УУД)

Аннотация: Чтобы замотивировать детей на активное взаимодействие, мы применяем информационные мультимедийные технологии. Занятие проходит в форме тематического классного часа, посвященного развитию вн...

Коррекционно-развивающее занятие в первом классе для обучающихся с ОВЗ на тему «Деление слов на слоги»

Методическая разработка коррекционно-развивающей образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект занятия в первом классе по развитию лексико-грамматического строя речи учащихся с ОВЗ.

Тема: Животный мир Арктики, Антарктики.Это занятие способствует  закреплению знаний детей по данной лексической теме, расширяет их кругозор. Обогащает словарный запас существительными, глаголами,...