Урок литературного чтения и родного языка (ненецкого)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Воробьева  Фаина Алексеевна

Данная работа знакомит со сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_kmns._2_gizatullina.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варьёганская общеобразовательная средняя школа»

Урок литературы КМНС и родного (ненецкого) языка

Тема:  

Сказка народов Севера  «Почему у горностая кончик хвоста чёрный»

Класс 4

Учитель родного (ненецкого) языка

МБОУ Варьёганская ОСШ

Гизатуллина Фаина Алексеевна

с. Варьёган, Нижневартовский район

2015 г

Урок родного языка и литературы КМНС. 4 класс

Тема:  Сказка народов Севера «Почему у горностая кончик хвоста чёрный»

Цель: создание условий для формирования способности эмоционального восприятия поступков героев на основе народной сказки «Почему у горностая кончик хвоста чёрный».

Задачи:

Личностные УУД: - способствовать формированию положительного отношения к урокам литературного чтения, способности эмоционального восприятия поступков героев;
Метапредметные: - способствовать формированию УУД:
а) регулятивные – содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения понимать учебную задачу урока и стремление её выполнить;
б) познавательные – обеспечить развитие у учащихся умений анализировать, группировать, выделять нужное, делать умозаключения,
ввести в круг чтения новую народную сказку;
в) коммуникативные – содействовать развитию у детей умений общаться, развитию речи, принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению.

Предметные – содействовать формированию навыка эстетического слушания и восприятия художественных произведений, дать понятия о доброте, отзывчивости, обогащать читательский опыт учащихся, включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением; учит работать над содержанием сказки, обучать правильному выразительному чтению, уметь давать характеристику героям.     

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. обучающиеся в ходе урока:

- Правильно называть произведение, определять жанр и тему;
- Выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
- Прогнозировать содержание на основе заголовка;

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование:  презентация к уроку, книги «Мои традиции меня сберегут»,   карточки со словами на ненецком языке, интерактивная доска, компьютеры

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.  – Пичёв, пича! Школан нашки. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем уроке. Я верю, что мы замечательно поработаем, и вы узнаете много новое для себя.
  2. Актуализация знаний.

- Ребята, как называется наш суровый северный край?

     - Какие народы проживают  в Югре?

    -  У каждого северного народа свои обычаи, традиции, язык, культура.    

     И сегодня на уроке вы впервые познакомитесь с отдельными словами ненецкого языка и составите русско-ненецкий словарик, который вы найдёте в рабочей тетради. Открываем тетради и готовимся работать.

Учитель: - Перед вами предложения и небольшие тексты. Давайте прочитаем и определим жанр.

   (на слайде 2 и 3)   

  1. На вершине дерева стоит красная кукла с косами.                                                                                         Это загадка.  
  2. Оленя узнаешь в упряжке, а человека в промысле.

   Это пословица.

  1.    Дождик, дождик, сварю тебе борщик,

   Поставлю на дубочек в зелёном горшочке.

   Не шатайся, дубок,  не пролейся, горшок!  

     Это  закличка.

  1.   Пёстрая глухарка: окх, окх,

  Идёт и кричит,

  Малышу сон принесла,

  Глухариный сон принесла,

  Глазки его уснули,

  Тёй-тёй, рапс-рапс!   Это колыбельная песенка

  1.  Иголка, иголка,

Ты остра и колка.

 Не коли мне пальчик.

 Шей сарафанчик.

                                 Это приговорка.

Учитель:   - К какому разделу относятся жанры?  (устному народному   творчеству)      

    - Как по-другому   можно назвать устное народное творчество? (фольклор).

    - А что такое фольклор?  (ответы детей)  Прочитайте.

Слайд  4.    Фольклор (от англ. folklore – народная мудрость).  

- Какие жанры фольклора вы можете ещё назвать? прибаутка, считалка, былина, частушка, потешка, скороговорка и т.д.)

       Фольклор делится на жанры: (слайд  4).

1. эпические: сказки, мифы, предания, легенды;

2. малые жанры: загадки, пословицы, поговорки, заклинания, заговоры;

3. лирические: песни, частушки.

  1. Проверка домашнего задания.

- Дома вы собирали материал о жанрах фольклора. Прочитайте нам понравившийся отрывок.

  Вывод: Устное народное творчество или  (фольклор),  родившееся в глубине веков и передававшееся из уст в уста, всегда выражали мечту народа о радостном труде, веру народов в победу добра и справедливости.

  1. Новая тема.

1) Введение в тему.

Слайд 5.  Прочитайте и отгадайте, в какую страну мы отправимся на уроке.    

                 Необычная  СТРАНА

                 Всем детям так нужна.

                 Живут в ней персонажи:

                 Карлсон, Золушка, Баба-Яга,

                  Лягушка, Али-баба и многие другие.

 Учитель:   -Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 6.    задачи : 1) Познакомится с новой сказкой.

                               2) Проанализировать содержание  сказки.

                              3)  Правильно и выразительно читать.     

Слайд 7   - Сейчас работаете в группах. Прочитайте задание:

А) Работа в группах.

1 группа. Найдите в Толковом словаре С.И.Ожегова  определение сказки.

2 группа. Какие группы сказок бывают?   Чем народная сказка отличается от литературной?

Проверка заданий:

1 группа. Сказка - это эпическое устное произведение преимущественно волшебного или бытового характера с установкой на вымысел.

 Слайд 8

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических персонажей и существ. (по С.И.Ожегову)

2 группа. Сказки бывают литературные и народные. У литературной сказки есть автор, а народную сказку сочинил народ.

 Учитель:   - На какие виды делятся сказки? (волшебные сказки, о животных, бытовые)

                   -  Из каких частей состоит сказка? (зачин, присказка, концовка,

                                                                                развитие действия)

        - Запишите в тетради.

                   -Как обычно начинаются     сказки?

                  -  Как  заканчиваются   сказки?

2)  Целеполагание:   

Учитель:  - Да, сказка это самый любимый жанр всех детей на земле. И народы Севера сложили свои сказки. С одной из них мы познакомимся.

Слайд 9

 а) Чтение сказки учеником.

Учитель:    - О ком сказка?   Встретились ли вам незнакомые слова?

б) Словарная работа.  Объяснение и чтение незнакомых слов.

Слайды 10

встрепенуться -  внезапно вздрогнуть, оживиться, прийти в себя;

дымник – канал для выхода дыма из печки;

разморило - довели до изнеможения;

казан- котёл для приготовления пищи;

чум- жилище народов Севера;

головёшка – тлеющее или обгорелое полено, кусок обуглившегося бревна.

Анализ сказки.

Учитель:      - Когда происходило действие? (в далёкое время)

                      - Назовите героев сказки.  Запишите в тетради. 

                      - Определите вид сказки (о животных).

                      -Опишите, каким был горностай в начале сказки?

                      - Почему горностай прибежал к чуму?

                     - Какая беда приключилась с горностаем?

                     - Кто спас зверька?

                     - Как зверьку жилось в чуме? (прочитайте).

         -Чем занимался старик? Почему старик рассердился на горностая?

        - Справедливо  ли наказан горностай?

        

Учитель:  - В ваших рабочих тетрадях записаны качества героев. Выпишите те, которые относятся к старику, и те, которые относятся к зверьку.

(Добрый, запасливый, воришка, вёрткий, чуткий, ленивый,    хозяйственный,

хитрый, неблагодарный, трудолюбивый, заботливый)

Вывод: определить основную мысль сказки. (Если вас пригрели, накормили, пригласили в дом.    Надо быть благодарным. Вед не зря говорят, за добро платят добром)

   Какой урок вы извлекли из сказки? Чему учит сказка?

 

ФИЗМИНУТКА

Слайд 11,12

3)  Словарная работа.

Учитель: - Переведите слова на ненецкий язык.

Слова на русском языке

Ненецкий язык

Сказка –    

шутпяс

Горностай –

питяку

Старик –

вайсыку

Чум-

мят

Зверёк-

халаку

Зима-

хыла

     

      4) Чтение сказки на ненецком языке. 

Учитель:  - А сейчас будем учиться читать сказку на ненецком языке.  Но прежде послушаем её.    (Звучит запись)

А)  Подготовка к чтению сказки.   Произносим за мной слова:

 Слайд 13. 

тёӆьш, кэмчакеш ӆэш, нямачеӆьшна, кунинӆай, тячапёта, тытӆи ңӭш тиӆеш,  каӆчомна,

Б)   Чтение сказки на ненецком языке. Сказка записана в Рабочей тетради.

   Учитель: - Мы познакомились со  сказкой народов Севера.  Чем она похожа на русские сказки.      И те и другие сказки заключают народную мудрость.

Домашнее задание (слайд 14).

-Придумать сказку о животном.

-Подобрать пословицу к сказке «Почему у горностая кончик хвоста чёрный».

Рефлексия.   Горностай зверёк, который любит орешки грызть и он нам приготовил шишки, но они не простые. Вам нужно взять шишку и выполнить задание:  

     Вопросы:          Мне понравился урок тем, что….

                        Я узнал, что…

                        Сказка научила меня…                        

                        Меня удивило то, что…

                        Меня в этой сказке удивило то, что…

                        Я считаю, что…

                        На уроке мне понравилось …

( На оборотной стороне шишки находятся буквы и из них на доске выкладывается слово «Молодцы!).

                     

Литература.

  1. Хантыйский  детский фольклор /сост., предисл.и примеч. С.Д.Дядюн, под редакцией В.Н.Соловар. – Екатеринбург: Баско, 2008.
  2. В.И.Сподина «Методическое пособие по этнографии народов Западной Сибири».
  3. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка, природоведения, экологии: Методическое пособие. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2004.
  4. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. = 4-е изд.дополненное. – М.:Азбуковник, 1999.

Приложение

Сказка «Почему у горностая кончик хвоста чёрный»

   Это было в то далёкое время, когда все нынешние животные жили уже на земле, но не все ещё были такими, как сейчас. Горностай в то время был тёмно-рыжим.

     Однажды наступила лютая зима… Умирающий от голода и холода горностай прибежал к чуму, взобрался наверх, к дымнику, и сел у края погреться. От тепла его разморило, и он задремал.

    Старик в это время вошёл в чум. Чуткий горностай встрепенулся, сорвался и плюхнулся прямо в казан с горячей водой… Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть у него вся сошла.

    Старик бережно ухаживал за зверьком, и вскоре то поправился, вместо тёмно-рыжей шерсти на нём выросла белоснежная. Горностаю жилось легко, ведь он ел готовую пищу, которую приносил с охоты старик.

    На случай неудачной охоты старик берёг небольшой запасец сала. Однажды он увидел на нём следы острых зубов горностая. Сильно рассердившись, старик решил проучить воришку. Он сделал вид, что ушёл на охоту, а сам, взяв обгорелую головёшку, бесшумно вошёл в чум. Но горностай был вёрткий из вёртких, он сумел увернуться от удара, и старик увидел, что задел он только маленький кончик  его хвоста…

    С тех пор о горностае говорят: зверёк с отметиной.

Почему у горностая кончик хвоста чёрный

                                         Сказка в сокращении.

    1.Это было давно. Горностай в то время был тёмно-рыжим.

      Наступила холодная зима. От голода и холода горностай прибежал к чуму, залез наверх погреться. Ему стало тепло, и он уснул.

      2.В это время в чум вошёл старик. Горностай проснулся,  зашевелился и упал в кастрюлю с горячей водой. Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть у него вся сошла.

    3.Старик ухаживал за зверьком, и вскоре  тот поправился, вместо тёмно-рыжей шерсти на нём выросла белоснежная. Горностаю жилось хорошо, он ел готовую пищу.

    4.Старик берёг небольшой кусок сала. Однажды он увидел что сало кто-то откусывал. Старик рассердился и решил проучить воришку.

    5.Он сделал вид, что ушёл на охоту, а сам, взяв обгорелую головёшку, бесшумно вошёл в чум.     Но горностай был шустрый, он сумел  отскочить.  Старик задел он только маленький кончик  его хвоста…

     6.С тех пор о горностае говорят: зверёк с отметиной.

                 Ңамына питяку панути тайва пыӆичена.

  1. Чики  ңэш куптана тёӆьш. Питяку чики похона пэмта кэмчакеш ӆэш.

       Ңоп мэмаң чешча хыӆа тоңа. Кана питяку хэӆат, чешчахат мят нямачеӆьшна, кэӆшу пан ңамтна тючамташ. Пытта кунинӆай.

       2. Вайсыку чики тёӆьшат мякта чуңа. Питяку нытана, кыча тячапёта вит мантэна. Выйсыку меӆ шита нямңа.  Питяку тытӆи ңӭш тиӆеш, пыта таӆта чупей катя.

      3.Вайсыку каӆчомна халакуути, тёӆкаш пытта течашаӆмоӆна, тетя пэммта-кэмчаки таӆ пытта хэлаку хыӆана ңаӆтана. Питяку неньшаӆ тиӆиңаш, пытта камачёта ңамӆ ңамуӆна.

       4.Вайсыку нюча ӆэтӆа тут ӆэтӆампи. Ңоп мэмаң пытта ңуп хавак чим маныңа. Ңаӆкамана неньшамчена, вайсыку тохоӆампё тыӆиӆшатам тас ампёна.  

       5.Пытта миӆс шеӆтана, кантя катя, каӆита тячапёта пям мэңа, мят шеʺнашиʺ чуна. Питяку хаташ ңэш, пытта ӆатхаӆңа пеӆана кунңа, вайсыку маныңа, пытта четан нюча панути тайвата кытыптаа.

 6. Питяку нёӆнашту: халакуути ненатумтма.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урок литературное чтение на родном языке(саха)

Предмет: Ааҕыы уруогаОскуола: Мындааба орто оскуолатаКылаас:  3Дата: 02.02.18Уруок тиэмэтэ: Владислав Авдеев “Олуйтарыы”Уруок соруга: Владислав Авдеев диэн суруйааччыны уонна кини &ld...

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе

Урок литературного чтения на родном языке во 2 классе...

Методическая копилка (материала к урокам литературного чтения на родном языке")

Материалы к урокам литературного чтения на родном языке....

Конспект урока литературного чтения на родном языке (ненецкий) 1 класс "С. Михалков Кошка Нюкця», «Е. Чарушин Хабартако»

ознакомление с произведениями СВ. Михалкова и Е. Чарушина; развивать инте­рес к творчеству писателей; формировать у детей индивидуальный опыт само­стоятельного чтения; учить доброте, дружбе, в...