Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе " Умел ошибиться - умей и исправиться. Н.Носов На горке."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Анализ урока по чтению: « Умел ошибиться – умей и исправиться. Н.Носов «На горке.»

1.В целях урока точно указан планируемый результат:

метапредметные - прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

Личностные:

 - оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Предметные:

- Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи

- создавать письменный текст (рассуждение).

2.В начале урока создается интрига для открытия нового знания и анализа самими учащимися, когда учитель спрашивает:

- Какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?

- Предположите , о чем вам хочет рассказать автор?

- Можете предположить, о чем будет произведение?

-Что еще хотите добавить к предположениям?

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки

Логика обнаружения детьми дефицита знания (способа) прослеживается в течении урока и интерес к интригующему вопросу поддерживается учителем при применении методики « Диалог  с автором».

3.Дети сами «обнаруживают» цель урока, предлагают версии, формулируют предположения . И гипотезы учеников фиксируется на доске для дальнейшей проверки своих предположений.

- Кто и какую ошибку совершил? (Проверить наш предположения)

4.    Ученики рассматривают иллюстрацию к рассказу, самостоятельно строят догадки и задают вопрос к автору.

 

Эти  вопросы и задания (приёмы, формы, методы) заставляют учащихся работать самостоятельно.

5. Оценочное взаимодействие в ходе урока организовано удачно. При выборе пословицы и составлении характеристики герою ученики сами оценивают свои действия и полученные  знания

6. Формы коллективно-распределенной деятельности в отношении достижения предметных и метапредметных результатов целесообразны. Ученики работают самостоятельно и в парах, советуются друг с другом и помогают соседу .Создается благоприятная рабочая обстановка, при котором чувствуют себя успешными « сильные» и « слабые» ученики.

         7.  Картину сформированности понятия, освоенности способа действия или метапредметного результата для каждого ребёнка позволяют обнаружить  при  составлении характеристике герою и ответах на вопросы:

- Понравилось произведение?

- Кто понравился?

- Что именно понравилось в ребятах?

- А все ли ребята были такие?

- Кого вы имеете в виду?

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа?

- А в конце рассказа Котька изменился?

- Кто ему помог измениться?

         8. Формируемые УУД соответствуют возрастным возможностям учащихся и могут быть формированы при соответствующем построении урока и умении учителя вести диалог с автором и классом.

          9. Подобранный учебный материал соответствует для формирования данных УУД, способностей учеников

10. Удачной педагогической находкой можно считать выбор домашнего задания, так как каждому ученику захочется участвовать в инцсенировании  произведения. Оценивание в группах дает режиссер, зрители, а только потом учитель.Будем оценивать работу всей группы (за что поставим отметку «5», «4»).

Оценку дают:

- режиссёр в своей группе,

- зрители (другие ученики),

- учитель (если предыдущие отметки разные)

 

11. На уроке при диалоге с автором ученики отвечают с места, поэтому считаю нужным провести физкультминутки в течении урока. По ходу диалога учителю необходимо обеспечивать безоценочное принятие любых мыслительных результатов учащихся: ошибочных и решающих гипотез, ошибочных и верных проверок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аминова Гульсина Фазылгалиевна,

учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7»

г. Менделеевск

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2.

Тема урока:  Умел ошибиться – умей и исправиться. Н.Носов «На горке»

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи:

1. Совершенствовать предметные умения:

Аудирование (слушание)

- воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;

- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;

- определять жанр произведения;

Чтение

- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;

- вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую.

- объяснять выбор автором заглавия;

- вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту;

- формулировать главную мысль;

- находить в тексте материал для характеристики героя.

Культура речевого общения

- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

Культура письменной речи 

- создавать письменный текст (рассуждение).

2. Формировать УУД:

- прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

- формулировать познавательную цель; проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);

- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);

- оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Оборудование:

- учебник «Литературное чтение. 2-й класс» 1-я часть. Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева .

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Здравствуйте ребята! Добрый день!Начинаем урок.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс-это раз,

Повернулась голова-это два,

Руки вниз,вперед смотри-это три,

Руки в стороны,пошире,развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать –это пять,

Всем ребятам тихо сесть –это шесть.

Памятка «Правила общения» (напечатать)

- Называй собеседника по имени.

- Не перебивай собеседника.

- Говори чётко, внятно, понятно.

- Если не понял, переспроси.

- В разговоре участвует каждый.

- Не смейся над чужими ошибками.

- Будь доброжелательным.

- Умей слушать, не отвлекайся.

Хорошо ребята! А теперь договоримся кто и как будет оценивать нашу работу на уроке? Кто получает корону? Кто оценку 5? А если вы нарушаете правила поведения и общения, то корона и соответственно пятерка аннулируется и ракеты останавливают свой полет.Хорошо, удачного вам полета!

1 слайд - Прочитайте девиз нашего урока: «Умел ошибиться – умей и исправиться».

Девиз записан (напечатан) на доске.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного чтения сегодня?

- Чьи ошибки мы будем исправлять?

Сами.

Учитель.

Гости.

Возможные ответы:

        - работать над ошибками,

        - находить ошибки,

        - исправлять ошибки,

Предполагаемые ответы учеников: 

        - свои,

        - других людей.

Работа с текстом до чтения (7 мин)

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

2 слайд - А помогут нам в этом герои произведения Николая Николаевича  Носова «На горке».

Тема урока записывается на доске.

Прочитайте заглавие произведения и внимательно рассмотрите иллюстрацию.

Какое по жанру произведение мы сегодня будем читать?

Предположите , о чем вам хочет рассказать автор?

- Предположите, кто может совершить ошибки, какие ошибки.

Все варианты записать на доске.

3 слайд.Обращение к ключевым словам. Чтение « Пирамиды слов».

Прочитайте ключевые слова: ( На доске)

горка

дети

хитрый Котька

дворницкая

на четверенках

Значение какого слова необходимо объяснить?

4 слайд -Дворницкая- помещение,  в   котором хранит дворник приспособления для уборки территории.

На четверенках- стоять на обеих руках, опираясь на ладони,  и на обеих ногах, опираясь на колени.

2.    Постановка цели

- Какую цель мы поставим? (Проверить наши предположения)

Кто совершает ошибки?

Какие ошибки?

Рассказ. Нет сказочного начала,герои произведения обычные дети. Нет волшебных слов: в тридевятом царстве,жили-были и нет сказочных героев.

- об играх детей

- может кто-то из ребят обидел другого

- кто - то совершил ошибку

Возможные варианты:

Кто совершает ошибки?

        дети  

Какие ошибки?                                                            обидели товарища                                                              обидели младших                                                            нарушили правила техники безопасности

и т.д.

Мы будем проверять наши предположения.

Определять жанр произведения.

Предполагать содержание по заглавию, иллюстрации.

Объяснять выбор автором заглавия.

Приводить доказательство (Познавательные УУД

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Формулировать познавательную цель (Познавательные УУД).

Работа с текстом во время  чтения (15 мин)

5 слайд-1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом (Приложение).

Физкультминутка

2. Беседа по содержанию текста

- Понравилось произведение?

- Кто понравился?

- Что именно понравилось в ребятах?

- А все ли ребята были такие?

- Кого вы имеете в виду?

- Каким словом характеризует автор Котьку в начале рассказа? Найдите в тексте это предложение и прочитайте.

- А в конце рассказа Котька изменился? Каким он стал?

- Кто ему помог измениться?

III. Работа с текстом после чтения

1. Смысловая беседа по тексту

- Вспомните наши предположения перед чтением произведения.

-Так кто же  совершил ошибку?

-Какую ошибку он совершил?

-Исправил он свою ошибку? Как он исправлял ошибку?

- Подтвердите свой ответ словами из текста.

 Котька отвязал коньки и взял лопату.

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Ответы учеников.

-Да.

-Например, ребята

-Они трудолюбивые, дружные…

-Нет

-Котьку

-Хитрый

-Да.Он стал трудолюбивым.

-Ребята

Ответы учеников:

Котька

испортил горку

он исправил свою ошибку

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать (Регулятивные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Работа с текстом после  чтения (10 мин)

  1. Концептуальная беседа

- А вы бы смогли признать свою ошибку?Часто ли вы ошибаетесь? А вы исправляете свои ошибки?

- Чему учит это произведение?

- Прочитайте ещё раз девиз нашего урока

- Как вы думаете, в каких словах заключена главная мысль произведения?

6 слайд.- 

Выберите из пословиц ту, в которой заключена главная мысль произведения. Пословицы

напечатаны на листах формата А 4. Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Умел ошибиться - умей и исправиться.

2. 2. Творческое задание

2.1. Составить план (фронтальная работа).

Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Посмотрите на них и сейчас у вас есть к данному рассказу на столе карточки. Работаем в парах.

На этих карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив карандашом.

7 слайд-

Примерный план ( перевернуть  потом на доске):

1.Строительство горки ребятами. (прочитать…)

2. Хитрец на скользкой горке.      (прочитать…)

3. Котька посыпает горку песком.  (прочитать…)

4. Ребята заставили товарища работать.  (прочитать…)

5.Котьке понравилось трудиться. (прочитать…)

Высказывают своё мнение.

«Умел ошибиться – умей и исправиться»

Выполняют работу с карточками с иллюстрациями. Работают в паре 3 мин.

Формулировать главную мысль.

Находить в тексте материал для  составления плана.

Создавать письменный текст (рассуждение).

Извлекать необходимую информацию Познавательные УУД).

Оценивать поступки героев (Личностные УУД).

С полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД).

Рефлексия  (10 мин)

III. Рефлексия

8 слайд.1- Что учились делать на уроке?

- Герои какого произведения нам в этом помогали?

- Какое произведение сегодня читали?

- Кто автор этого произведения?

- На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

2.  У каждого на парте  лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней слова, которые помогают нам совершать только хорошие поступки. А сейчас мы с вами построим свою горку- «Гора добрых поступков»

3.Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Я понял, что  ….

Меня удивило ….

Мне захотелось ….

Д/з  1. Я предлагаю вам инсценировать это произведение. Составленный план вам поможет.

2.Руководить работой будет режиссёр.

Учитель назначает режиссёра, говорит его обязанности (распределить роли, организует репетицию,…)

3.Будем оценивать работу всей группы (за что поставим отметку «5», «4»).

Оценку дают:

- режиссёр в своей группе,

- зрители (другие ученики),

- учитель (если предыдущие отметки разные)

- Не обижай!

- Помоги другу!

- Улыбайся!

- Будь добрым!

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Приложение1.

На горке

  Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка и замерзнёт. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

(Предположите, что могло случиться, пока ребята ходили обедать?)

   Котька Чижов из шестой квартиры, хитрый был! (Какой вопрос вы зададите автору? Почему Котька хитрый? Как вы сами думаете?) Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. (Предположите, что чувствовал Котька, сидя дома. Зависть). Ему ребята кричали, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. (А на самом деле, почему Котька не помогал ребятам строить горку, как вы думаете?) А когда ребята ушли, он быстро  нацепил коньки и выскочил во двор. И  коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

- О, говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь!

Только полез на горку - бух носом! (Что произошло? Он упал.)

- Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

"Что делать?" - думает.

Думал, думал - и придумал:

(Предположите, что мог придумать Котька? Проверим предположение.)

"Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой (помещение для дворника). Нашел ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

- Вот теперь, - говорит, - скачусь!

(Как вы думаете, смог он скатиться? Нет. Почему не смог? По песку коньки не скользят.)

Оттолкнулся ногой и снова - бух носом! Коньки-то по песку не едут! (Подтвердилось наше предположение? Да.) Лежит Котька на животе и говорит:

- Как же теперь по песку кататься?

(Попробуйте ответить на вопрос Котьки.)

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят - горка песком посыпана.

- Это кто здесь напортил? - закричали они. - Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? (Предположите, сознался Котька или нет).

- Нет, - говорит Котька, - я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться. (Узнали? Сознался Котька? Да.)

- Ах ты, умник! Ишь, что придумал! Мы трудились, трудились, а он - песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

- Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься?

- Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься.

- Ну, я не знаю, - говорит Котька.

- Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

- Засыпай песок снегом! (Какой вопрос вы зададите автору? Зачем снегом посыпать песок? Как вы сами ответите? Проверим.)

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

- Вот теперь, - говорят, - замёрзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал.

- Это, - говорит, - чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

индивидуальная технологическая карта по литературному чтению 3 класс

В таблицах в графах ежемесячно отмечается уровень развития  формируемых умений и навыков (В – высокий, С – средний, Н – низкий). Затем выставляется общий уровень в конце учебного года по каждому ...

Технологическая карта по литературному чтению, 3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта по литературному чтению: А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане" 3 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Литературное чтение 1 класс "Как хорошо уметь читать!"

Конспект урока по литературному чтению Тема: Как хорошо уметь читать!...