Урок литературного чтения "В.Солоухин "Ножичек с костяной ручкой". УМК "Планета знаний. 4 класс
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Урок литературного чтения по УМК "Планета знаний". 4 класс в рамках реализации ФГОС НОО с технологической картой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 гимназия № 53

Урок литературного чтения

УМК «Планета знаний»
4 класс

Раздел «Мир детства»

В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой»

Выполнила: Беленко Лидия Владимировна,

 учитель высшей категории

г. Нижний Новгород

2015г.

Тип урока:  комбинированный урок (открытие нового знания, решение учебной задачи через сопутствующее повторение).

Цель: создание условий для проявления познавательной активности учащихся, расширение образовательного пространства и системы нравственных ценностей через углубление  понятий «совесть», «стыд», «честность», «милосердие», создание условий для правильного представления и восприятия учащимися жизненных ценностных ориентиров.

Задачи:

  • расширять представление учащихся о таких ценностных ориентирах в жизни как совесть, стыд, честность, милосердие;
  • формировать представление о том, как поступать в рамках норм, правил, законов общества (свобода выбора);
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • формировать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  • развивать  умение аргументировать свою точку зрения;
  • продолжать обучение построению рассуждений;
  • формировать универсальные учебные действия в соответствии с требованиями ФГОС.

Планируемые результаты:

Личностные:

  •  соотносить свои поступки и поступки окружающих с моральными и этическими нормами;
  • понимать важность сознательного и обдуманного совершения поступков , переосмысление своего поведения;
  • ответственно относиться к порученному делу, поручению, заданию;
  • понимать чувства окружающих и выражать свои чувства, отношение к определённой ситуации в соответствии с моральными и этическими нормами;

Предметные:

  • анализ художественного произведения;
  • расширение понятий «совесть», «стыд», «честность», «милосердие»;
  • осознание понятий «совесть», «стыд», «честность», «милосердие» как духовно-нравственных ценностей человека;
  • систематизация изученного материала (закрепление знания определений  фразеологизма, синквейна)

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • определять тему и задачи урока;
  • планировать свою учебную деятельность;
  • осуществлять поиск информации;
  • прогнозировать результаты деятельности;
  • регулировать своё поведение  в соответствии с морально-этическими нормами и требованиями.

Познавательные УУД:

  • строить высказывания;
  • устанавливать закономерности;
  • ориентироваться в тексте, извлекать необходимую информацию и преобразовывать её в сообщение;
  • слушать и понимать окружающих;
  • обогащать свой словарный запас.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной речи;
  • формулировать своё мнение:
  • владеть диалоговой формой речи;
  • читать, слушать и понимать прочитанное;
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • договариваться с другими людьми и приходить к общему мнению, решению;
  • уметь задавать вопросы для уточнения непонятного материала;
  • соблюдать правила речевого этикета;
  • участвовать в работе группы.

Оборудование:

  • мультимедиа (аппаратура, презентация);
  • выставка вещей, дорогих сердцу как подарок, оберег и др.

Дидактическое обеспечение:

  • толковые словари;
  • раздаточный материал – лист  со словами народной мудрости в качестве «путеводителя» в    жизни;

Литература и Интернет-ресурсы:

  • Э.Э. Кац «Литературное чтение. Учебник. 4 класс. Часть3.» Астрель, Москва, 2013.
  • www.edu.ru. Планета знаний «Литературное чтение»
  • www.prosv.ru


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приёмы

Деятельность учащихся с указанием форм организации

Формирование

УУД

1.Оргмомент. Приветствие, эмоциональный настрой.

Слайды 1-3

Учитель:

       - Здравствуйте, ребята! «Правда то, что существуют ангелы, но иногда у них отсутствуют крылья, и мы называем их друзьями». Мы нашим дружным классом начинаем урок литературного чтения. С друзьями любая работа спорится. Поприветствуем друг друга, как это делают друзья. Пожелаем друг другу успехов. Помните, что «успешный человек тот, кто сполна использует представившийся ему шанс». Я предоставляю вам сегодня шанс (и не один) на удачу.

(игровая технология, ритуал приветствия, наглядность)

Учащиеся слушают, приветствуют друг друга, высказывают пожелания (в паре)

Личностные результаты: уважительное отношение к учителю и  одноклассникам.

Коммуникативные УУД:

соблюдение речевого этикета.

2. Проверка домашнего задания.

Слайды  4-5

Учитель:

        -На прошлом уроке мы познакомились  ещё с одним произведением раздела «Мир детства»:

 1.Напомните автора и название произведения.

2. О чём писал В.А.Солоухин?

(наглядный метод)

3. О чём рассказ В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой»? Какое детское воспоминание легло в основу рассказа?

4. От чьего имени ведётся рассказ?

Учитель:

          -Рассказ автобиографичен. Писатель рассказывает о своих детских воспоминаниях, о людях, окружавших его, передает свое восприятие событий. Рассказ написан от первого лица, авторское «я» – это Вова Солоухин, он и автор, и повествователь.

Учащиеся называют автора и название произведения и сверяют ответы с информацией на слайде:

1.Владимир Алексеевич Солоухин

 « Ножичек с костяной ручкой».

2. В.А.Солоухин  писал о путешествиях по владимирской земле, о русском искусстве, о жизни взрослых и детей

3. Рассказ В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой» о перочинном ножичке, который подарили мальчику;  его пропаже, о его обнаружении.

4. Воспоминания о детстве передаются от имени маленького 8-летнего мальчика и взрослого рассказчика – самого автора.

(анализ статьи о Солоухине в учебнике, самоконтроль)

Познавательные УУД:

построение высказывания, установление закономерностей, высказывание своей точки зрения.

Регулятивные УУД: осуществление контроля.

Коммуникативные УУД: оформление  своих мыслей в устной речи.

3.Мотивация к учебной деятельности. Постановка проблемного

вопроса.

Слайд 6.

1.Учитель даёт индивидуальное задание – работа со словарём: найти значение фразеологизма «без сучка и задоринки»,  и продолжает работу с классом.

(информационно-коммуникативная технология, практический метод)

2.Учитель:

        - Сегодня мы проведём урок- размышление. Подумайте, о чём можно поразмышлять над рассказом В.А.Солоухина «Ножичек с костяной ручкой».

Учитель:

         - Предлагаю вам, ребята, разобраться в сложном жизненном вопросе «Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»?

(метод моральных дилемм, наглядный метод)

Учитель:

      - Как обойти эти «сучки и задоринки»?

     - Как быть честным, если оступился?

Давайте разбираться.

Учащийся выбирает нужный словарь из предложенных(толковый, орфографический, словарь фразеологизмов, орфоэпический) и находит значение фразеологизма.

 - без сучка и задоринки  - без помех и осложнений, легко и гладко, имеется в виду, что какое-либо дело или событие совершается без каких-либо  затруднений, препятствий (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. «Фразеологизмы в русской речи»);

 - без сучка,  без задоринки как по маслу, гладко, без затруднений, как по писаному (Большой толково-фразеологический словарь Михельсона )

(поиск информации)

Учащиеся высказывают свои предположения:

  • о мальчике, его поступке;
  • о  ребятах-одноклассниках;
  • и др.

Учащийся информирует класс о значении фразеологизма «без сучка и задоринки» (см. выше)

Дети размышляют, предполагают:

а) если человек всегда проживает жизнь «без сучка и задоринки», то у него нет никаких проблем, затруднений в жизни;

б) если человек проживает жизнь, преодолевая

« сучки  и задоринки», то в его жизни встречаются затруднения, осложнения;

в) дети подмечают, что в жизни не бывает всегда  гладко, не бывает «без сучка и задоринки».

(выдвижение гипотез)

Информационный поиск.

Коммуникативные УУД: оформление  своих мыслей в устной речи.

Познавательные УУД:

анализируют, сравнивают, обобщают

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, определяют цель урока.

Коммуникативные УУД:

оформление  своих мыслей в устной речи.

Познавательные УУД:

построение высказывания, высказывание своей точки зрения.

Коммуникативные УУД:

оформление  своих мыслей в устной речи.

Познавательные УУД:

ориентация в тексте, извлечение информации

Регулятивные УУД: осуществление контроля.

Коммуникативные УУД:

оформление  своих мыслей в устной речи

Познавательные УУД:

построение высказывания, высказывание своей точки зрения.

Личностные результаты: соотнесение поступка с нормами поведения

Познавательные УУД:

ориентация в тексте, извлечение информации

Познавательные УУД:

анализируют, обобщают

Регулятивные УУД:

осуществление контроля

Познавательные УУД:

ориентация в тексте, извлечение информации

Познавательные УУД:

ориентация в тексте, извлечение информации

Коммуникативные УУД:

оформление  своих мыслей в устной речи

Информационный поиск

Личностные результаты: соотнесение поступков  с моральными нормами

Познавательные УУД:

анализируют, сравнивают, обобщают

Личностные результаты: соотнесение поступков  с моральными нормами

Познавательные УУД:

анализируют, обобщают

Предметные УУД:

освоение понятий «совесть», «стыд», «вина», раскаяние», «извинение», «прощение».

Познавательные УУД:

установление закономерностей, анализ, обобщение, извлечение информации, представленной в схеме

Регулятивные УУД:

осуществление контроля

Познавательные УУД:

ориентация в тексте, извлечение информации.

Личностные результаты:

понимать  чувства других людей, выражать свои чувства

Коммуникативные УУД:

слушают, понимают,

 аргументируют  свою точку зрения.

.

Познавательные УУД:

перерабативать информацию, представлять её в виде сообщений, обогащение словарного запаса.

Познавательные УУД:

анализируют, обобщают

Личностные результаты: соотнесение поступков  с моральными нормами

Коммуникативные УУД:

слушают, понимают других, принимают чужое мнение

4. Актуализация знаний.

Слайд 7.

5.Выявление места и причины затруднения. Открытие новых знаний.

Слайды 8,9

Слайд 10

6. Открытие новых знаний. Расширение проблемной ситуации. Сопутствующее повторение.

Слайды  11,12

Слайд 13

7. Решение проблемы. Первичное закрепление.

Слайды 14,15

Слайд 16

Слайд 17

Учитель:

1.Найдите описание ножичка.

2.Какое подробное описание ножичка! Зачем автор использовал такой приём?    

3.Что особенно ценил Вова в своём ножичке?

4.Что можно было делать ножичком? В чём преимущества перочинного ножичка?

5.Благодаря чему такая получалась работа? Почему из-под ножичка выходили «чистенькие, аккуратные свистки»?

6.Давайте сделаем вывод по всему сказанному (по слайду 7).

(проблемно-поисковый метод, ценностные ориентиры духовно-нравственного  воспитания детей))

7.Напомните, что же произошло с ножичком?

8. Какие чувства испытывал мальчик, когда не нашёл ножичка? Выберите верные ответы  из предложенных:

  • обида
  • жалость
  • радость
  • огорчение
  • ужас
  • растерянность
  • беспокойство
  • зависть
  • недоумение

(приём контроля)

9.Найдите в тексте предложения, которые поясняют нам, что потеря ножичка вывела Вову из равновесия.

10. Найдите предложение, из которого мы узнаём, что делал мальчик, когда учитель попросил его встать и объяснить своё поведение.

(проблемно-поисковый метод)

11. «Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок». О чём говорят слова «наверно»?

(проблемно-поисковый метод)

 Учитель дополняет ответы детей:

 - Приём повтора слова помогает нам понять, что воспоминания  детства идут одно за другим.

12.Как объяснил мальчик самому себе, почему он решил, что ножичек пропал?

13.Что последовало за сообщением Вовы о пропаже ножа?

(Учитель вместе с учащимися определяет с помощью вычислений год, когда описываются автором события,  поясняет, что в 1932 году система образования была другая, отношения между учителем и учениками отличались от современных, поэтому действия учителя надо просто принять)

14. Зачем учитель это делал?

15.Что испытывали дети при обыске?

16. Что испытывал сам мальчик?

17.У кого нашёлся ножичек?

18.Что испытывал мальчик, когда пропажа нашлась?

19.Сравните чувства, которые испытывал мальчик, когда ножик пропал и когда он нашёлся.

(работа в паре, ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания учащихся)

Совет взрослого человека

Ребята, очень важно находить в любой ситуации позитивные моменты (моменты, которые помогут посмотреть на ситуацию по-другому, с положительной стороны). Тогда будет легче на душе. Вот и сейчас я предлагаю это сделать. Ответьте на вопрос:

-А от чего предостерегла пропажа ножичка друзей – Вову и Юру?

(проблемно-поисковый метод)

Нельзя портить вещи, в данном случае школьное имущество, в них вложен труд людей.

(воспитывающий момент, ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

20. Посмотрите на слайд 10.Прочитайте, что написано. Поясните эти слова, чьи это мысли? Сделайте вывод.

Учитель:

Будучи взрослым В.А.Солоухин вновь возвращается к пережитому в детстве, размышляет над поступком маленького Вовы. Этим помогает нам понять мальчика, учит разбираться в своих поступках.

Физкультурная пауза

(здоровьесберегающая технология)

21.Что помогло мальчику остаться честным человеком? Почему так думаете?

(нам поможет понятие «совесть»). Вспомним, как «действует совесть». Необходимо действовать по совести.

(межпредметные связи)

(работа со схемой)

22. Какое чувство связано с совестью?

Что делает человек, когда чувствует угрызения совести?

(Человек испытывает стыд, признаёт свою вину, раскаивается, извиняется перед тем, кого обидел, получает прощение)

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся, работа со схемой)

23.Все ли шаги очищения совести мальчика описал В.А.Солоухин? Почему?

Прочитайте окончание рассказа. Почему в конце стоит многоточие?

Учитель:

 -  Автор даёт нам возможность подумать самим, чем может закончиться эта история.

24.Послушайте 2 рассказа-продолжения.  Догадайтесь, кто написал их – мальчик или девочка.

Почему вам было нелегко (легко) определить автора?

Учитель:

Независимо от того, кто ты (мальчик или девочка), приходит осознание поступка и выход из создавшейся ситуации, в которую попал мальчик. Отрадно, что оба автора (и Полина, и Сеня) правильно оценили ситуацию и помогли Вове снять  с души тяжёлый груз и протянуть руку помощи:

- у Сени – мальчик сам себе помог;

- у Полины – друг, настоящий, верный, который не бросает мальчика  в трудную минуту. Прошу встать авторов продолжений. Поаплодируем им.

(взаимодействие с героем-сверстником)

25. Что вы можете сказать об авторе, который написал рассказ о своём детстве, о своём невольном поступке?

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

26.Этот рассказ не только для детей, но и для взрослых.

 Ещё будучи неопытной учительницей я познакомилась с творчеством В.А. Солоухина, в том числе и с рассказом «Ножичек с костяной ручкой». Невольно Владимир Алексеевич Солоухин уберёг меня от поступков, за  которые мне было бы неловко, стыдно.

А от чего уберёг (или убережёт)  автор вас?

(значимый взрослый, образец поведения взрослого, ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся)

27. Выставка вещей, которые дороги ребятам. Сочинения о дорогих сердцу вещах.

Ребята, у нас получилась замечательная выставка дорогих для вас вещей. Представьте, что они

пропали. Как бы вы поступили?

Давайте дадим всем нам совет, как надо поступать в подобных случаях.

(ценностные ориентиры  духовно-нравственного воспитания учащихся, выставка вещей, сочинения о дорогих сердцу вещах)

28. Я тоже хочу вас  уберечь от недостойных поступков в жизни. У вас у каждого  на парте листочек с народной мудростью, прочитаем её:

Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Пожнёшь характер – пожнёшь судьбу.

Объясните эти слова.

 Пусть эта народная мудрость будет вашим путеводителем в жизни. Будет сложная ситуация, прочтите эти мудрые слова, проследите цепочку действий, верю, что вы достойно выйдете из любой сомнительной истории.

(технология «золотое слово»)

Учащиеся находят в рассказе описание ножичка (стр. 65 -  1 абзац):

«Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие – попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже еще и щелкает на зависть всем мальчишкам»

(выборочное чтение)

Учащиеся размышляют:

 - чтобы показать, как дорог ножичек мальчику, маленькому Володе;

 - чтобы показать, с какой любовью относится Вова к ножичку;

 - чтобы объяснить, почему так настойчиво искал Вова ножичек, забыв обо всём.

(анализ)

Учащиеся находят в тексте:

«Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище»

(выборочное чтение)

Учащиеся кратко отвечают (или находят ответы в тексте):

  • срезать ореховую палку;
  • вырезать свисток;
  • зачинить карандаш.

(выборочное чтение, сравнение ответа с образцом на слайде)

Учащиеся размышляют:

  • ножичек был острый;
  • умение Вовы работать ножом;
  • сноровка мальчика;
  • терпение Вовы;
  •  и др.

Учащиеся делают вывод:

Ножичек сам не умеет ничего делать. Важно, в какие руки он попадёт. Какие руки – такая и работа. Значит, у Вовы умелые руки.

(анализ, оценка ситуации, результатов труда))

Учащиеся отвечают, что ножичек пропал.

(выборочное чтение)

Учащиеся находят верные понятия:

  • обида;
  • жалость;
  • радость;
  • огорчение;
  • ужас;
  • растерянность;
  • беспокойство;
  • зависть 
  • недоумение

(сверяют с ответом на слайде)

Учащиеся читают:

«Рука, не встретив ножичка в привычном месте, судорожно мыкнулась по дну сумки, заметалась там среди книжек и тетрадей, а под ложечкой неприятно засосало, и ощущение непоправимости свершившегося холодком скользнуло вдоль спины. Забыв про урок и про учителя, я начал выворачивать карманы, шарить в глубине парты, полез в Юркино отделение»

(выборочное чтение)

Учащиеся читают:

«Наверно, я встал и растерялся, и, наверно, вид мой был достаточно жалок, потому что учитель смягчился»

(выборочное чтение)

Учащиеся размышляют:

-Мальчик не помнил, что делал, т.к. пропажа ножичка всё затмила, он ни о чём другом думать не мог.

Учащиеся читают:

«Но для меня-то сомнений не было: конечно, кто-нибудь украл – все ведь завидовали моему ножу»

(выборочное чтение)

Учащиеся отвечают:

  • опрос каждого ученика;
  • обыск сумок, парт;
  • обыск учеников.

1924 (год рождения автора) +8 (столько лет мальчику)= 1932

(работа с данными)

-«хотел уличить в воровстве», хотел помочь мальчику

-Растерянные, пристыженные испытывали унижение, оскорбление

-Вова испытывал отверженность, стыд, свою вину

Учащиеся читают:

«Я стал укладывать в сумку тетради и книжки, как вдруг мне на колени из тетрадки выскользнул злополучный ножичек»

  • «разнообразие чувств, нахлынувших на меня в одно мгновение»;
  • это не была радость от того, что пропажа нашлась;
  • самому мне в то мгновение хотелось провалиться сквозь землю.

Учащиеся размышляют:

-Эти чувства похожи. Горечь, боль от пропажи любимого ножичка; горечь и боль от того, что ножичек  нашёлся, т.к. нашёлся ножичек у него самого, а он обвинял кого-то в воровстве, тем самым подверг одноклассников унижению.

(анализ, оценка чувств героя, сопереживание)

Учащиеся отвечают, опираясь на текст:

«Мы с Юркой решили вырезать на парте что-нибудь вроде буквы «В» или буквы «Ю». Пропажа предостерегла друзей от порчи школьного имущества

(выборочное чтение)

Учащиеся читают и размышляют.

1. «Одна из самых трудных человеческих психологических задач»
2. «Горькое столкновение неопытного мальчишеского сердца с жизнью только ещё начинающейся»

Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что мальчику помогла совесть.

(использование знаний, полученных на уроках ОРКСЭ)

Учащиеся отвечают:

стыд

(использование знаний, полученных на уроках ОРКСЭ, планирование действий при угрызении совести)

Учащиеся читают и размышляют:

«Не знаю почему, я не бежал домой, в дальний угол сада, где можно было бы в высокой траве отлежаться, отплакаться вдалеке от людей, где утихла бы боль горького столкновения неопытного мальчишечьего сердца с жизнью, только еще начинающейся.

Я упрямо стоял около дверей, пока мимо меня не прошел весь класс. Последним выходил Федор Петрович.

– Растяпа! – произнес он снова злым шепотом. – Ножичек у него украли… Эх, ты!..

Учащиеся размышляют:

1-трудно определить автора рассказа потому, что оба рассказа ведутся от имени мальчика; что оценка нравственного поступка не зависит от пола: неважно, мальчик или девочка

2- легко, потому что в одном рассказе герой сам решает проблему, а это по-мужски, значит, этот рассказ мог написать мальчик; во втором рассказе есть «мягкие»  (женские)  нотки – милосердие, можно предположить, что писала девочка.

(творческий подход к решению ситуации)

Учащиеся  на слайде 15 читают:

-Истинный друг всегда рад твоим успехам,

и  дополняют фразу

(всегда поможет и в беде)

Учащиеся размышляют:

Справедливый, честный, живущий по совести. Он сам пережил эту ситуацию с ножичком, она на всю жизнь ему запомнилась, т.к. очень тяжело далась, и до нас её донёс, чтобы научить нас поступать правильно, по совести.

(анализ, обобщение)

Высказывания детей.

Совет:

Не спеши обвинять кого-либо, разберись в ситуации и достойно выйди из неё.

(анализ поступка героя и обобщение на собственном примере)

Раз оговоришь человека, два оговоришь человека,

привыкнешь так поступать и будешь сварливым, мнительным, будешь жить одиноко.

 8. Домашнее задание

Слайд 18

9. Закрепление.

Слайд 19

10. Рефлексия.

Слайды  20,21,22

11. Повторение. Закрепление. Итог. Слайд 23

Домашнее задание на слайде

  1. Стр. 70 вопросы 6-7

2. На выбор:

а) написать синквейн (темы: «Вова», «Ножичек», «Ребята», своя тема);

  б) записать фразеологизмы (или пословицы) со словом «совесть»

(дифференцированный подход, инструктаж по домашнему заданию)

Учитель:

 - Проверь себя!

  • Всегда ли человек проживает «без сучка и задоринки»?
  • Как быть честным, если оступился»?

Я узнал(а)…
Я всё знал(а)…
Мне было интересно
Расскажу дома маме и папе…
Буду всегда…

(учебное сотрудничество)

Учитель:

Не  делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
                                                          Марк Аврелий

(технология «золотое слово»)

Совет учителя:

 - Если не знаешь, что тебе делать, делай шаг навстречу обиженному тобой, шаг навстречу нуждающемуся в твоей помощи, шаг навстречу знанию.

(ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания учащихся, учебное сотрудничество).

Учитель:

Я создала своё «произведение». В какой форме?

Ученики.

Собранные, организованные.

Думали, размышляли, помогали.

Дети высказывали свои мысли.

Молодцы!

   Этот синквейн я посвящаю вам в знак благодарности за вашу плодотворную работу. Спасибо!

(технология «синквейн», учебное сотруднисество)

 

Учащиеся, анализируя материал  урока, информацию, полученную на уроке, делают вывод, что жить надо по совести.

Учащиеся высказывают свои мысли, опираясь на знание структуры синквейна.

Коммуникативные УУД:

задают вопросы, уточняя непонятное

Регулятивные УУД:

осуществление контроля.

Познавательные УУД:

анализируют, обобщают, подводят итог

Коммуникативные УУД:

слушают, понимают,

 аргументируют  свою точку зрения.

.

Предметные УУД:

освоение синквейна, частей речи, предложения

Приложение.

Доронин Арсений

4-б класс

Все ушли. Школа затихла. Надвигались осенние сумерки. Снаружи не было слышно ни шороха, а в моей душе бушевал ураган. Я поплёлся домой, не замечая ничего вокруг. Скинул рюкзак и пошёл в дальний угол сада, лёг в мокрую увядающую траву и долго думал.

Я пришёл домой, весь промокший и озябший от вечерней росы. Отец как раз вернулся домой с работы. Я отдал ему ножик, потому что понял, что дружба намного важнее, чем какая-то вещь, пусть даже она была бы с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

УМК «Планета знаний» 4 класс Урок литературного чтения Раздел «Мир детства» В.А.Солоухин «Ножичек с костяной ручкой» Выполнила: Беленко Лидия Владимировна, учитель высшей категории МБОУ гимназии № 53 г. Нижнего Новгорода

Слайд 3

Владимир Алексеевич Солоухин (1924 -1997) о путешествиях по владимирской земле; о русском искусстве; о жизни взрослых и детей

Слайд 4

Урок-размышление Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»? Как быть честным, если ты оступился? ________________________________________ Без сучка и задоринки – без помех и осложнений, легко и гладко, имеется в виду, что какое-либо дело или событие совершается без затруднений, препятствий ( Мелерович А.М., Мокиенко В.М. «Фразеологизмы в русской речи»)

Слайд 5

Бесценное сокровище срезать ореховую палку вырезать свисток зачинить карандаш острый ножичек умение Вовы работать ножом сноровка Вовы терпение мальчика Ножичек сам не умеет ничего делать. Важно, в какие руки он попадает. Какие руки – такая и работа.

Слайд 6

Ножичек пропал! о бида ж алость р адость о горчение у жас р астерянность б еспокойство зависть недоумение Пропажа нашлась

Слайд 7

Ножичек пропал! о бида; ж алость; р адость; о горчение; у жас; р астерянность; б еспокойство; зависть недоумение Пропажа нашлась р азнообразие чувств, нахлынувших в одно мгновение; не радость; желание провалиться сквозь землю

Слайд 8

1. «Одна из самых трудных человеческих психологических задач» 2. «Горькое столкновение неопытного мальчишеского сердца с жизнью только ещё начинающейся» Будучи взрослым В.А.Солоухин вновь возвращается к пережитому в детстве, размышляет над поступком маленького Вовы. Этим помогает нам понять мальчика, учит разбираться в своих поступках.

Слайд 9

Что помогло мальчику остаться честным? СОВЕСТЬ

Слайд 10

СОВЕСТЬ заставляет говорить правду заставляет размышлять о поступках критически оценивать поступки игнорирует хитрые оправдания напоминает об ответственности

Слайд 11

стыд вина раскаяние извинение прощение

Слайд 13

Не спеши обвинять, осуждать кого--либо , разберись в создавшейся ситуации и достойно выйди из неё. Дружеский совет

Слайд 14

Посеешь поступок –пожнёшь привычку, Посеешь привычку – пожнёшь характер, Посеешь характер – пожнёшь судьбу .

Слайд 15

Домашнее задание Стр. 70 вопросы 6-7 2 а) написать синквейн (темы: «Ребята», «Совесть», своя тема, связанная с рассказом); б) записать фразеологизмы (или пословицы) со словом «совесть»

Слайд 16

Проверь себя Всегда ли человек проживает жизнь «без сучка и задоринки»? Как быть честным, если ты оступился?

Слайд 17

Я узнал(а)… Я всё знал(а)… Мне было интересно… Расскажу дома маме и папе… Буду всегда…

Слайд 18

Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное, и ты выполнишь всю задачу своей жизни. Марк Аврелий

Слайд 20

Спасибо! Ученики. Собранные, организованные. Думали, размышляли, помогали. Дети высказывали свои мысли. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс

Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Урок литературного чтения «Чемодан с четырьмя ручками» (Отрывок из фантастической повести Е. С. Велтистова «Приключения Электроника») 4 класс

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы до чтения про себя, осуществляемое как умственное действие, пр...

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения "И.С. Никитин "Русь" (УМК "Школа России",4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для ознакомления со стихотворениями о Родине;·        развитие н...