Урок Стихи о весне. Ф. И. Тютчев « Зима недаром злится…», Я. Л. Аким « Апрель»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Вологжина Надежда Новомировна

Урок литературного чтения по программе "Гармония" в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стихи о весне. Ф. И. Тютчев « Зима недаром злится…»,

           Я. Л. Аким « Апрель»

Задачи урока

Личностные УУД:

высказывать и прояснять свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

ориентироваться в отдельном произведении;

Познавательные УУД:

осуществлять различные формы при работе с текстом (словесное рисование, выразительное чтении, драматизация);

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь одноклассников, учителя, соблюдать правила приличия;

Техническое

оснащение

мультимедийный проектор

Оборудование

учебник « Литературное чтение» 3 класс ( автор О. В. Кубасова ч., 3), рабочая тетрадь №2, компьютерная презентация, творческие работы учащихся о весне, трубочки – палочки для физминуток.

Этап

урока

                      Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

Организационный

момент. Эмоциональный

настрой.

               Слайд №1

              Начинается урок,

              Он пойдёт ребятам впрок,

              Постарайтесь всё понять,

              Учитесь тайны открывать.

          - Будем тайны открывать?

Да!

Личностные: проявляют положительный настрой на работу

 Проверка

домашнего

задания.

               Слайд № 2

- Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке?

- На какие две части можно разделить это произведение?

Поясни своё мнение.

3. Как вы думаете, первая часть произведения – это  рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение.

4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни.

         

                      Слайд № 3

5. Что привлекает весной детей?

Рассказ.

- 1 часть начинается со слов « С земли ещё не сошёл … - деревья голы, но живут, дышат»

 - 2 часть « В такое время года ….- вы любите природу»

- Описание природы:

_ Текст – рассуждение о том, чем приятно и хорошо заниматься весенней порой детям.

- Любят пускать по воде кораблики, которые делают сами и потом бегут за ними вдоль ручья. Палкой измеряют глубину и шлёпают по лужам. Бьют каблуками лёд.

Личностный УУД:

выражать свои эмоции;

регулятивные УУД:

высказывать собственное мнение;

познавательное УУД:

создавать небольшие словесные тексты на основе иллюстраций;

коммуникативный УУД:

слушать и слышать других;

 Подготовка к восприятию нового

                 

 1.     - Прочитайте стихи – загадки. Ответьте на вопрос « Какое время года?»

                   ( Приложение № 2 )

                       Слайд №4

- Проверим, правы ли вы ?

- Чем различаются эти картины?

2. -  Выполним задание для развития логического мышления.

                  Слайд № 5

- Найдите верные пары слов?

 - Какая пара соответствует наступившему времени года?

 ( Два ученика читают стихи – загадки)

 - Зима. Дома в снегу, дети бегут на коньках, природа вся белая.

 - Весна. Реки сбросили лёд, показался подснежник, проталинки, синий цвет.

 - Правы!

- На первой – все ёлки засыпаны снегом, большие сугробы. Вся природа спит.

- На второй – речка освободилась ото льда, мало снега, видна голая земля.

 - Зима - весна

Личностные УУД:

воспринимать красоту природы;

регулятивные УУД:

вести диалог;

познавательные УУД:

чувствовать красоту художественного слова;

коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи.

 - Сформулируем с вами тему нашего урока. Что читали дети и о чём?

 - А сейчас какое время года?

          Слайд № 6

- Поставим цели.

 - Что будем развивать при чтении стихотворения?

 - Какую поставим личную задачу? Будем вести диалог?

 - Поставим регулятивную задачу.

Будем отвечать на вопросы?

 - Поставим познавательную задачу. Надо понять лучше произведение, значить надо проявлять различные формы работы с произведением. Как вы думаете, какие?

 - Поставим коммуникативную задачу, чтобы лучше понять друг друга . надо…

 - читали стихи о временах года.

 - Весна. Значит тема « Стихи о весне»

 - познакомимся со стихотворениями;

 - читать осознанно данное произведение; определять настроение и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события и героев произведения;

 - Да. Высказывать  и прояснять свою точку зрения;

 - Надо ориентироваться в произведении.

 - это выразительное чтение. словесное рисование, драматизация

 - слушать и понимать речь одноклассников, учителя;

Регулятивное УУД:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию;

коммуникативную УУД:

принимать иную точку зрения;

 Освоение нового материала

 - Что вы знаете о весне?

 - Какие изменения происходят в неживой природе?

 - Объясни ребятам это природное явление.

 - Кто знает, как называется это природное явление?

 - Какие изменения происходят в живой природе?

  - Весна – время года, длится по календарю три месяца.

- Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи.

 - С крыш свисают сосульки и нельзя ходить под крышей. Опасно для жизни.

 - Ледоход на реке.

 - Лёд на реке ломается и льдины несёт по течению.

 - Видела по телевизору, как затопляет жилые дома.

 - Половодье. Когда много снега и он быстро тает – вода разливается по низким местам, выходит река из своих берегов.

 - Прилетают птицы – вестники весны ( скворцы, грачи).

 - Скворцы селятся в скворечниках, грачи – в гнёздах.

- Видела насекомых.

- В лесу проснулся медведь.

 -  Таблица из трёх частей. На первую часть ответили.

 - Да!

 -Узнать о весне тайны

 - Не знаем. Это тайна?

 - Фёдор Иванович Тютчев

 Читают хором

Да!

 - Нет заголовка. Берём первую строчку. Называется « Зима недаром злится».

Словарная работа

Слушают.

- Про зиму и весну.

Работают с текстом и рабочей тетрадью №2.

 - Ведьма злая – это зима, прекрасное дитя – это весна.

- Весна – молодая девочка – дитя.

 - Зима постарела, жить ей осталось мало, надо уходить.

Смотрят.

Работа в парах. 1 пара – о Зиме, 2 пара – о Весне.

 Во время ответа на слайде появляется запись

Зачитывают

 - Олицетворение

Жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Работа в парах

Задают вопросы и отвечают

 - радуются деревья

Работа в паре, по кругу, стоя.

«Апрель» - это о весне.

 - Автор Я. Л. Яким.

Читают

 - С чувством радости, счастья, любви к родной природе.

 - Повторяет слово скоро, так как скоро станет тепло, прилетят скворцы.

 - Зачитывают – олицетворение.

 - Голубая вода, зелёный бархат.

- Это травка. Она молодая, мягкая.

- Шлёпает по лужам, гонит  ручьи – булькает вода, птицы поют, грачи кричат, по стеклу барабанит верба.

 - чтение стихов

Зачитывают сочинения

 - Снег стаял и виден мусор.                 – Надо навести порядок.

- Она бывает разной, непохожей, О ней пишут поэты, рисуют картины художники.

 - Её можно сфотографировать.

 - Почитать стихи, узнать поэтов, быть самим художником.

регулятивные УУД:

расширять свой кругозор;

познавательный УУД:

создавать собственные тексты на основе личного опыта;

коммуникативное УУД:

слушать и слышать других и высказывать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

расширять свой читательский кругозор;

Личные УУД:

проявлять интерес к чтению4

познавательные УУД:

извлекать информацию , представленную в разных формах;

регулятивные УУД:

передавать содержание прочитанного;

познавательные УУД:

осуществлять различные формы работы с текстом;

коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других:

Регулятивный УУД:

работать с произведением,

передавать содержание прочитанного

коммуникативное УУД:

договариваться и соблюдать правила приличия;

познавательное УУД:

высказывать своё собственное мнение и приводить факты их произведения;

Регулятивные УУД:

высказывать своё мнение;

Познавательное УУД:

создавать собственные небольшие тексты на основе наблюдений;

Работа с таблицей

Знакомство с автором строк

Подготовка к чтению стихотворения

 Первичное чтение произведения

 Работа с текстом

Физминутка

 Закрепление знаний.

Демонстрация репродукций картин.

 Творческие работы детей.

 Рефлексия.

Оцени себя.

Д/З

                            Слайд № 7

 - Прочитайте таблицу.

 - Вам хочется ответить на вторую часть таблицы.

 - Будем исследовать тайны о весне?

                       Слайд № 8

 - Один замечательный русский поэт так писал о весне:

          В ней есть душа, в ней есть свобода.

          В ней есть любовь,

          В ней есть язык…

 - Чьи это слова?

 - Ты можешь её разгадать. Собери фамилию, имя, отчество автора этих строк.

                 Слайд № 9

 - Понятны значение слов?

 - Послушаем другое стихотворение Ф. И. Тютчева, в котором он удивительно ярко нарисовал картину прихода весны.

 - Открыли учебник на странице 146. Нашли автора.

Как называется стихотворение?

- Посмотрите на сноски.

 - Послушайте, я прочитаю стихотворение.

- О каких временах года говорит поэт?

 - Откройте учебную тетрадь на странице 41 и ответьте на вопрос, но ещё раз перечитайте произведение.

- Ответьте на первый вопрос.

 - Как ты думаешь, почему Ф. И. Тютчев называет Весну – прекрасное дитя, а Зиму – ведьма злая?

                      Слайд №10              

 -  Правы ли вы оказались? Посмотрите, как они выглядят.

 - Перечитай стихотворение и отметь слова, которые передают действия Весны и Зимы.

               Слайд № 11

 - Какие слова и выражения помогают увидеть Зиму и Весну так, словно они живые?

- Как называется этот приём?

 - Весну не только видно, но и слышно. Как поэт описывает звуки Весны?

               Слайд № 12

 

 - Задайте вопросы друг другу и ответьте на них.

             Слайд № 13

 - Посмотрите на картинку и скажите, что больше радуется солнцу, весне?

            ( приложение № 2)

 - Познакомимся с новым поэтом. Откройте уч. на с. 179.

_ Найдите название стихотворения.

 - Это авторское произведение?

Прочитайте самостоятельно стихотворение.

 - С каким чувством поэт встречает весну?

 - Какое слово он повторяет несколько раз? Почему?

 - Что описывается в стихотворение как живое существо? Прочитай. Какой это приём?

 - Какими красками нарисован апрель?

 - Что названо зелёным бархатом?

 - Какими звуками наполнено стихотворение?

Слайды № 14, № 15, № 16

  - Дети приготовили небольшие стихи собственного сочинения.

                             Слайд № 17

 - На фоне этой замечательной картины про сосулек дети прочитают свои сочинения .

                    Приложение № 3

 - А вот чем – то весна не понравилась Наташе?

 - Как нужно поднять настроение?

 - Что  ты узнал о весне?

Что бы ты ещё хотел узнать о весне?

- Изобрази шкалу успеха:

 --* Были успешны – встали, руки вверх – отлично!

   * Просто стоят – хорошо;

   * Сидим  - часто требовалась помощь.

 -  - Любое - наизусть, другое - выразительно

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организационный момент Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать.

Слайд 2

Проверка домашнего задания 1. Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке? 2.На какие две части можно разделить это произведение по смыслу? 3. Как вы думаете 1 часть – это текст – рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 5. Определи главную мысль каждой части. 6. Что привлекает весной мальчишек?

Слайд 3

Проверка домашнего задания 1. Какой жанр произведения изучили на прошлом уроке? 2.На какие две части можно разделить это произведение по смыслу? 3. Как вы думаете 1 часть – это текст – рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 4. Как ты думаешь, вторая часть текста – это рассуждение, описание или повествование? Поясни своё мнение. 5. Определи главную мысль каждой части. 6. Что привлекает весной мальчишек?

Слайд 5

3.Подготовка к восприятию 1.Всё вокруг свежо и снежно, 2. Синее небо, И узор на стёклах нежный. Синие тени, На коньках бегут, на лыжах. Синие реки И дома в снегу по крыши, Сбросили лёд. Вся белым – бела природа. Синий подснежник, Это что за время года? Житель весенний На синей проталинке Смело растёт. Это что за время года?

Слайд 6

Найдите верные пары слов лето – весна лето – зима зима – весна весна – осень - Какая пара соответствует наступившему времени года?

Слайд 7

Тема урока « Стихи о весне» _?_____________________ «Зима недаром злится» ___Я.Аким___________________ «Апрель» Цели: ( предметные) познакомиться со стихотворениями; развивать умение передавать настроение и чувства при чтении; развивать логическое мышление, наблюдательность; оценивать события и героев произведения; участвовать в диалоге;

Слайд 8

Работа с таблицей Что я знаю о весне. Что я узнаю о весне Что я хочу узнать о весне Явление природы; Время года – 3 месяца; ? Живая природа: Прилёт птиц ( гнездование) Первоцветы, Насекомые. Неживая природа: 1.Таяние снега ( сосульки, ручьи, проталинки) 2.ледоход 3. половодье

Слайд 9

Знакомство с автором строк В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Фё вич дор Тют Ива чев но

Слайд 10

Подготовка к чтению стихотворения Дар – даром – недаром. Зло – злая – злила = злится. Стук – стучи – стучит- стучится. Суета – суетись – суетилась – засуетилась. Бесит – бесился- бесилась – взбесился. Краса – красна- прекрасна – прекрасное. Мыл – мыла – умыла – умылся Учебник, стр. 146

Слайд 11

Портреты Зимы и Весны

Слайд 12

Работа в паре Зима Весна злится хохочет хлопочет гонит ворчит шумит ведьма дитя злая прекрасная взбесилась горя мало

Слайд 13

Работа в паре Задайте по одному вопросу . 1 пара – 1 – 2 столбики; 2 пара – 3 – 4 столбики;

Слайд 14

Физминутка. Игра «Деревья в лесу»

Слайд 15

Художественная галерея картин

Слайд 19

Что я узнал о весне Поэты – стихи, Художники – картины Портреты времён года



Предварительный просмотр:

                         Приложение № 2                                                                                                                                                                 Физминутка    

Сейчас мы проведём игру «Деревья в лесу».

- Встаньте друг за другом – «паровозиком». Представьте, что вы – деревья в лесу.

Наступила весна. Светит солнышко, деревья тянут к нему свои веточки, чтобы каждый листочек согревается под солнечными лучами.

(Дети встают на цыпочки и поднимают руки над головой, покачивают руками, радуясь солнышку)

- Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья. (Учащиеся показывают качающиеся на ветру деревья).

 - Ветер принёс дождевые тучки и деревья почувствовали первые капли дождя. (Дети легко дотрагиваются пальчиками до спины впереди стоящего, будто ласково стучит дождик и дождевые капли совсем маленькие…)

- Дождик застучал сильнее, потом ещё сильнее…

Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя.

( гладят по спине, плечам, затем над головой из ладоней строят зонтик)

Но вот снова появилось солнышко. Деревья стряхнули с себя капли дождя, почувствовали бодрость, хорошее, весеннее настроение.

Спасибо. Вы действительно почувствовали себя деревьями в лесу и испытали на себе капризы весенней погоды. Вы готовы работать дальше?



Предварительный просмотр:

                          Приложение № 3                                                                                                                                                                                                                                               Формалёва Наталья 3 класс

                                             Весна в посёлке.

               Я живу в посёлке Березняки. Наш посёлок самый лучший и очень красивый.

              Наступила весна. Стал таять снег и побежали шумные и весёлые ручьи.

Ребята очень рады. Они бросают палочки в ручьи и бегут за ними.

              По утрам я слышу пение птиц. Они поют мелодично и звонко.

            Встаёт яркое солнце и согревает землю. Я выхожу на улицу и чувствую свежий запах весны. Всё живое радуется приходу весны.

                Апаликова Наталья      3 класс

                   Весна в моём посёлке.

     Весна у нас очень красивая, красочная, солнечная.

На улице в апреле тепло. Птички поют свои песенки.

Распускаются первоцветы и местами зеленеет травка.

     Только вот мусор, который оттаял из – под снега портит всю картину. Просыпаешься утром, если солнышко светит в окно, поднимается настроение. Можно услышать, как звенят сосульки и капельки разбиваются об дорогу.

     Я очень люблю весну, потому что всё в природе заново оживает: птицы, насекомые, растения.

Всё живёт и радуется тому, что скоро придёт лето и будет ещё теплее и веселее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Тема: Весна! Весна! И все ей рады! Ф.Тютчев «Зима недаром злится" 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению Фёдор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения анализировать текст; формирование навыка осознанного и выразител...

Конспект урока литературного чтения "Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формировани...

Урок литературного чтения во 2 классе по разделу "Весна, весна! И всё ей радо!" Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Перспектива" . Тема: Весна, весна! И всё ей радо! Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится.."Работа над лирическим стихотворением....