Работа над устным народным творчеством по программе Начальная школа XXI века
методическая разработка по чтению на тему

Ванина Галина Владимировна

В первом классе на уроках слушания учащиеся работают с отдельными произведениями фольклора (загадки, сказки, песенки и т. д.), во втором классе жанровый состав этих произведений расширяется, в третьем классе изучаемый круг образцов фольклора позволяет детям различать жанры фольклорных произведений, их особенности. А выпускник четырехлетней начальной школы должен не только знать основные жанры фольклора, их признаки, но и уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. Следует отметить, что в наш курс включены произведения устного творчества народов мира, что также позволяет постепенно и непрерывно накапливать читательский опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vanina_ustnoe_nar._tv.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над устным народным творчеством по программе Начальная школа XXI века

Учитель: Ванина Г.В.

В первом классе на уроках слушания учащиеся работают с отдельными произведениями фольклора (загадки, сказки, песенки и т. д.), во втором классе жанровый состав этих произведений расширяется, в третьем классе изучаемый круг образцов фольклора позволяет детям различать жанры фольклорных произведений, их особенности. А выпускник четырехлетней начальной школы должен не только знать основные жанры фольклора, их признаки, но и уметь работать с текстами произведений каждого жанра, а также использовать их в своей устной и письменной речи. Следует отметить, что в наш курс включены произведения устного творчества народов мира, что также позволяет постепенно и непрерывно накапливать читательский опыт. Например, первоклассники знакомятся с русскими народными сказками «Привередница», «Кот, петух и лиса», «Терешечка», второклассники работают со сказками народов России и мира (о животных, бытовыми, волшебными). Разножанровые произведения фольклора включены и в учебные хрестоматии.

Большое внимание   уделяется работе со сказками, считая,  сказку одним из важнейших слагаемых детского чтения.

Изучение народных сказок в третьем классе — необходимый этап перехода к литературным сказкам и другим авторским произведениям.

В курсе третьего класса сказка представлена всеми видами (о животных, бытовые, волшебные;, народными и литературными. Покажем это на схеме.

Третьеклассники знакомятся с особенностями русских народных сказок, сравнивая их со сказками народов России и мира.

Например, в разделе «Устное народное творчество» изучаются былины, их признаки и варианты обработки. В учебнике дана былина «Добрыня и Змея», которую учащиеся изучают под руководством учителя: наблюдают за развитием действия, от имени матери и сына, описанием подвигов Добрыни. После общего слушания былины и выявления ее первичного восприятия учитель дифференцирует задания по группам для углубленного усвоения смысла и художественных особенностей этого произведения фольклора. Покажем все этапы работы на уроке в таблице.

Проверяя  выполнение этого задания, просите детей объяснить, почему они подчеркнули именно эти слова.

Рассмотрим задание 1: «Прочитай и подчеркни слова, которые говорят, как князь Владимир относился к Добрыне».

В тетради дан абзац: «Вышел князь Владимир на высокое крыльцо, встретил Добрыню с поклоном, с великой благодарностью;

— Спасибо тебе, Добрынюшка, один ты из всех богатырей сослужил такую службу важную.

И наградил он Добрыню золотой казной, платьем праздничным».

Учащиеся перечитывают этот отрывок, находят «уважительные» слова: «вышел на крыльцо, встретил с поклоном, с великой благодарностью, назвал Добрынюшкой, наградил золотой казной и платьем праздничным». Подобная работа с мини-текстами позволяет третьеклассникам понять значение деталей, развивает внимание к слову, детали как художественным средствам отражения замысла автора.

Проверяя выполнение этого задания, просите детей объяснить, почему они подчеркнули именно эти слова.

Рассмотрим задание 2: «Какими показаны в былине Добрыня и Змея»? Чтобы выполнить это задание, учащиеся перечитывают текст былины и находят эпитеты. Понятие «эпитет» будет введено в четвертом классе, а в третьем классе учащиеся находят определения и записывают их в тетради в два столбика.

добрыня (какой?)        Змея (какая?)

стройный        огромная

ловкий        жадная

застенчивый        лютая

Подобная работа помогает не только глубже понять былину, но и увидеть героев положительных и отрицательных, конкретизировать литературоведческие понятия «герой произведения», «положительный герой», «отрицательный герой», «главный герой», «персонаж произведения».

Задания в тетради позволяют осознать признаки сходства и различия жанров произведений. Например: «Найди в тексте былины слова, которые встречаются в народных сказках». Дети, находя устойчивые выражения и слова (давным-давно, добрый молодец и т. д.), практически познают особенности произведений фольклора и обогащают свой активный словарь.

Работа с произведением (углубленное прочтение, выделение законченных смысловых частей и составление плана) предлагается третьеклассникам в разных вариантах. Например, задание «Дополни план» направлено на осознание структуры (смысловых частей) былины «Добрыня и Змея»:

Первые две части озаглавлены, и детям легко выделить их в тексте. Затем они определяют границы третьей и четвертой частей и озаглавливают их. Эта работа повышенной сложности, т.е. ориентирована на учащихся первой группы. Однако подобные задания можно предлагать всем детям выполнять желанию: выбирая такие задания, они и перечитывают произведение, и совершенствуют не только навык чтения, но и умения работать с текстом.

С жанром былина учащиеся знакомятся во втором, в третьем классе им предлагаются обобщенное понятие о жанре былины и целевая установка к чтению во вступительной статье о былинах:

Былина — это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

Герои былин — богатыри — наделены необыкновенной силой, добротой, умом, бесстрашием, волшебным оружием. Но у каждого богатыря особый характер, поступки, поведение.

Ты прочитаешь былины и узнаешь, какие были на Руси богатыри, какие подвиги они совершали, как к своим героям относился народ.

Рубрика «Это ты уже знаешь» помогает вспомнить и повторить материал, изученный раньше. Задания по выбору отмечены звездочкой (*). Эта рубрика позволяет вводить новые знания, постоянно опираясь на читательский опыт ученика, актуализируя и обобщая пройденный учебный материал. Рассмотрим несколько примеров данной рубрики.

Пример 1. Начиная с первого класса учащиеся работают с произведениями фольклора. В первом классе дети знакомились с малыми жанрами фольклора, во втором получили представление о фольклоре и его основных жанрах. В учебнике третьего класса раздел «Устное народное творчество» начинается рубрикой «Это ты уже знаешь», не только повторяющей и обобщающей знания учеников о фольклоре, но и дающей ориентиры к дальнейшему изучению фольклора.

Это ты уже знаешь

Что такое фольклор? Как по-другому называется фольклор? Рассмотри живой цветок русского фольклора. Какие ты знаешь загадки, потешки, сказки или другие произведения устного народного творчества? Произведения устного народного творчества (фольклор) есть каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Ты познакомишься с новыми произведениями русского фольклора, и услышишь, как звучит русское слово в былинах и сказках, загадках и пословицах.

Ты научишься их читать, различать, понимать их мудрость, передавать давать чувства, отношение к героям и событиям.

Статью дети читают самостоятельно, затем вспоминают изученные произведения фольклора, приводят примеры.

Пример 2. Со скороговорками дети познакомились и работали в первом и во втором классах, в третьем классе они обобщают свои знания об этом малом жанре фольклора в рубрике «Это ты уже знаешь».

Это ты уже знаешь

Какие бывают скороговорки

1. Скороговорки, в которых повторяются слова с одним и тем же

Боронила борона по боронованному полю.

2.        Скороговорки, в которых переставляются одни и те же слова,

В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу в доме». Прибрала Домна в доме, а у Домны дом вверх дном.

3.        Скороговорки, в которых переставляются или меняются звуки

в словах.

Макар да кошка, комар да мошка.

Материал устного народного творчества используется на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по математике. 1 класс. Образовательная программа "Начальная школа XXI века"

Проверочные и контрольные работы по математике для текущего и итогового контроля.  1 класс. ...

Урок по литературному чтению "Устное народное творчество" 3 класс УМК "Школа России"

Урок по литературному чтению "Устное народное творчество" для 3 класса проводится в форме фольклорного праздника. Дети читают короткие стишки, показывают сценки, поют песни, исполняют танцы....

Исследовательская работа "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание школьников"

Работа по нравственному воспитанию младших школьников. Выполнил обучающийся 4 класса Данилов Артур...

Памятка по работе над ошибками 1-4 кл. Программа "Начальная школа XXI века"

Систематическое выполнение работы над ошибками будет способствовать развитию орфографической зоркости у учащихся....

Входная контрольная работа по математике 3 класс по программе "Начальная школа 21 века".

Входящая контрольная работа по математике в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Проверочная работа №1 «Устное народное творчество» по литературе 2 класс

Проверочная работа  «Устное народное творчество» по литературе по "Школе России"...