Методическая разработка урока обучение грамоте, 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Методическая разработка содержит конспект урока обучение грамоте по теме "Звуки [ф], [Ф']. Буквы Ф,ф. Чтение слогов, слов. Написание слогов и соединений со строчной буквой ф", приложения к уроку и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 19-02-2014_12-47-54.zip458.33 КБ
Файл prezentatsiya_k_proektu_uroka.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Ломышкинская основная общеобразовательная школа

Сусанинского муниципального района Костромской области 

Технологическая карта урока


Ф.И.О. учителя:Беляева Валентина Михайловна

Предмет: Обучение грамоте

Класс: 1

Тема урока: Звуки [ ф], [ ф,], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф

Цель: формировать умения выделять изучаемый звук в речи, отрабатывать навык чтения и письма с новыми и изученными буквами.

Задачи:

Образовательные:

познакомить учащихся с буквой  Ф, и звуками, которая она  обозначает;

научить ребят различать   звуки [ ф],  [ ф'];

читать слоги и слова с данной буквой;

Развивающие:

развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику,  

обогащать словарный запас учащихся;  

Воспитательные:

прививать любовь к чтению, к книге;

формировать познавательный интерес;

воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;

учить работать в парах, группами, сообща;

воспитывать чувство гордости за Родину.

Дата:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Использование ЦИО

Формируемые УУД

Регуля

тив

ные

Познава

тельные

Коммуника

тивные

Орг. момент.

Приветствие учеников.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Какое настроение нам поможет в работе? пожелайте друг другу хорошего настроения.

Положительный настрой на работу

Приветствуют учителя.

Желают хорошего настроения

Улыбаются друг другу

Создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи

Я вам задаю загадку

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? …(карандаш)

Я принесла на урок несколько карандашей.

Чтобы вы могли разукрасить при помощи белого карандаша?

Чтобы вы могли разукрасить при помощи синего карандаша?

Чтобы вы могли разукрасить при помощи красного  карандаша?

Подумайте и ответьте.

Чтобы вы могли разукрасить сразу всеми тремя карандашами? ( На слайде появляется изображение флага)

Что такое флаг?

Что обозначает каждый цвет на флаге?

 (Если затрудняются с ответом, учитель даёт пояснение)

Какое знаменательное событие сейчас происходит в нашей стране?

Назовите, что является символом олимпиады. (На слайде появляется изображение факела)

Отгадайте ещё одну загадку

Вот спортсмены на коньках

Упражняются в прыжках.

И сверкает лед искристо.

Те спортсмены - ... (фигуристы)

(На слайде появляется изображение фигуристов)

Слушают, отгадывают  загадку, называют отгадку

Называют предполагаемые ответы (Снег, молоко, облака, сахар и т.д.)

Называют предполагаемые ответы

(Небо, ручей, река, глаза и т.д)

Называют предполагаемые ответы

(Яблоко, помидор, мак и т.д.)

Думают, называют ответ - флаг.

Слушают вопрос, отвечают.

Государственный символ нашей страны России.

Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Олимпиада.

Факел

Слушают, отгадывают  загадку, называют отгадку – фигуристы.

Слайд 2

Слайд 3

3

1

1

2,3

Актуализация знаний

Обратите ещё раз внимание на данный слайд. Произнесите слова, которые изображены на рисунках.

Что общего у этих слов?

Мы изучали эти звуки?

Кто из вас может сформулировать тему урока?

Зачем мы изучаем  звуки и буквы?

По какому плану мы изучаем буквы?

(На доске появляется картинный план) (Приложение 1)

Какие умения пригодятся нам на уроке?

Делают вывод, отвечают

Формулируют тему урока

Чтобы научиться читать, быть грамотными, умными и т.д.

выделяем звуки и определяем место в слове,
характеризуем по глухости – звонкости, твердости  – мягкости,
учимся читать в слогах и словах,
учимся писать буквы, соединения, слова и предложения,
учимся грамотно строить ответы на вопросы,  

 

Умения слушать и слышать, сравнивать, наблюдать, делать выводы  и т.д.

3

1

2,3

«Открытие» детьми нового знания

Перед вами два рисунка. (На слайд  добавляются рисунки: фонтан, филин)

 Подходят ли они к теме нашего урока?

Давайте произнесём первое слово.

Произнесём это слово по слогам.

произнесём только первый слог.

Произнесём только второй слог.

Какой звук слышим в начале этого слова?

Дайте характеристику этому звуку.

Произнесите  второе слово. Произнесём это слово по слогам.

Произнесём только первый слог.

Произнесём только второй слог.

Какой звук слышим в начале этого слова?

Дайте характеристику этому звуку.

Кто сможет одеть человечка на доске?

Проверим выполненное задание по слайду.

Дайте характеристику звуков  в словах: флаг, факел, фигуристы.

Оцените свою работу.

Работа в Букваре

Какой буквой обозначаются эти звуки?

На что похожа буква ф?

Посмотрите на наш план. С какими пунктами мы уже справились?

Рассматривают рисунки.

Формулируют ответ.

Произносят слова: целыми и по слогам.

Называют звуки        

Одевают схему – человечка.

Проверяют, сравнивают, делают вывод.

Оценивают свою работу

Алгоритм  

Задание?

Выполнил?

Правильно?

Сам?

Называют букву.

Рассматривают рисунки, объясняют.

Отмечают выполненные пункты плана.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

2

2,3,4

2

Первичное закрепление

Работа в прописи

Посмотрите на букву, из каких элементов состоит её написание.

Рассмотрите в рамочке, как пишется буква ф. С чего начнём её писать? (Показываю на доске написание буквы)

Рассмотрите написание буквы ф на рабочей строке. Как на строке расположена наклонная линия?

Напишите букву ф синим цветом, наклонную линию красным цветом.

Какие буквы видите на следующей строчке? Почему они написаны на строке вместе?

Напишите букву ф синим цветом букву о – зелёным.

Оцените свою работу.

Работа в Букваре

Продолжаем нашу работу. Работаем в парах.

Игра «Перевёртыши»

Игра «Найди слово»

Называю слог, ученик должен найти и прочитать слово на странице Букваря.

Работа в прописи

Прочитайте слоги в прописи, запишите по образцу, обозначьте звуки точками. (Обращаю внимание на способ соединения букв)

Физкультминутка (Приложение 2)

Сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд, Все слова в кроссворде располагаются по горизонтали.

  1. Бывает школьная и спортивная. Вам приобретали её к первому сентября.
  2. Яблоко, апельсин, банан -это…
  3. Здание, в котором работают доярки.
  4. Об этом государственном символе мы говорили на уроке.
  5. Одежда для конфетки.
  6. Его одевают при работе на кухне, опасаясь испачкать одежду.

Мы с вами правильно разгадали кроссворд и получили ключевое слово – ФРЕГАТ

Кто сможет объяснить значение этого слова?

Хотелось бы вам прокатиться на этом корабле?

А ну, друзья, попробуйте.

Здесь нужен острый взгляд.

По лестнице верёвочной

Забраться на фрегат.

Разместите слова на верёвочной лестнице, определив твёрдый и мягкий согласный звук.

Какие слова вы могли бы ещё поместить за ступеньки верёвочной лестницы?

 Оцените свою работу

Я поздравляю вас, теперь вы стали пассажирами корабля.

Мы плывём с вами на корабле, а навстречу нам ….(показываю слайд с животными) Кто это? Назовите одним словом. Где обитают все эти животные?

Кто из вас знает как называют животный мир Земли?

Каких обитателей Земли, кроме животных, вы ещё можете назвать?

Как называют растительный мир Земли?

Мы заплыли с вами далеко и проплываем мимо очень интересной части света. Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено?

Найдите это слово в Букваре. Как оно написано? Почему?

        Физкультминутка для глаз

Молодцы! Обогнув Африку, мы возвращаемся с вами в наш родной класс, где вас ждёт очередное задание.

«Дополни предложение, используя слова со странички Букваря»

На подоконнике растут красивые …

Мама сварила вкусный  …..

У меня зазвонил …..

Мы ели мороженое в …….

Работа в прописи

Запишите в тетрадь одно из предложений

 

Посмотрите на наш план урока. Всё ли мы смогли выполнить?

Оцените свою работу на уроке

Игра « Верю. Не верю»

1.Буква «Ф» обозначает гласный звук

2. Звук  [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове  финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове  фуфайка только одна буква «ф».

Смотрят на букву, объясняют.

Обводят буквы по образцу,  пишут элементы.

Рассматривают, объясняют.

(Выходит за нижнюю линию рабочей строки.)

Пишут букву.

Подчёркивают буквы знаками

хорошо написал букву  

допустил ошибку              _____

нужно постараться

Читают слоги. Один читает слог, другой читает слог наоборот.

Находят, читают слова

Читают слоги, пишут по письменному образцу, обозначают, звуки точками.

Слушают задание, отгадывают слова

Высказывают своё мнение.

Слушают объяснение учителя.

Отвечают.

Выходят по одному к доске,  выполняют задание.

Подбирают и называют слова с твёрдым и мягким согласным  ф.

 Алгоритм

Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы.

Читают слова в учебнике.

Рассматривают рисунок.

Читают слово Африка, объясняют его написание.

Читают предложения, вставляют подходящие по смыслу  слова

Записывают предложение

Анализируют по картинному плану.

Делают вывод

На уроке я работал…..

Слушают задание, закрашивают кружочки

Да – зелёным

Нет – красным

Проверяют по эталону

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

2

5

2

2

1

4

2

2,3

Итог урока. Рефлексия

Какая тема урока у нас была?

Чему мы хотели научиться?
Что для этого делали?
У нас все получилось? (если нет, то почему?)

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

2



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ломышкинская основная общеобразовательная школа Обучение грамоте Звуки [ ф ], [ ф , ], буква ф. Чтение слогов, слов. Написание слов и соединений со строчной буквой ф. Выполнила: Беляева В.М. учитель начальных классов

Слайд 4

Ф

Слайд 5

Алгоритм Задание? Выполнил? Правильно? Сам?

Слайд 6

фа фо фу фи фы фе аф оф уф иф ыф еф

Слайд 7

ф о р м а ф р у к т ы ф е р м а ф л а г ф а н т и к ф а р т у к ф р е г а т Фрегат - трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением и одной орудийной палубой.

Слайд 8

фара Федя фокус финик

Слайд 9

ФАУНА Животный мир Земли.

Слайд 10

ФЛОРА Растительный мир Земли

Слайд 11

АФРИКА

Слайд 14

Интернет ресурсы: http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82&fr=web&rch=l http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3 http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%BB http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B http://go.mail.ru/search_images?q=%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BD+%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

Разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Большая буква в именах.Число имен собственных"( разв.обучение Занкова)...

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме « Звук [г] и буква Г,г» (УМК «Школа России» 1 класс)

Данная разработка урока поможет учителю интересно провести урок обучения грамоте в 1 классе по ФГОС....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе

Закрепление и уточнение знаний об изученных гласных и согласных звуках и буквах на уроке обучения грамоте в  первом классе....

Методическая разработка урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук [э], буквы Э,э"

Урок составлен в соответствии с современными требованиями с использованием краеведческого материала....