Конспект урока по чтению и развитию речи на тему "Басня И. Крылова "Стрекоза и Муравей" в 4 классе VIIIвида
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Плотникова Наталья Валентиновна

Цели.

1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;

     учить беглому, осознанному, выразительному чтению

2. Коррекция  слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти,

    абстрактного и логического мышления.

3. Нравственное воспитание учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока чтения в 4-ом классе

Тема:  “Басня И.Крылова “Стрекоза и муравей”.

Цели.

1.  Познакомить с новой басней. Учить видеть и понимать смысл басен;

     учить беглому, осознанному, выразительному чтению

2. коррекция  слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти,

    абстрактного и логического мышления.

3. Нравственное воспитание учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Деж, число, зарядка(у жирафа пятна)

  1. Логопедическая минутка.

          Ей, ей, ей – трудяга муравей.

Ют, ют, ют – все об этом знают.

Ки, ки, ки –он таскает ветки.

Ет, ет, ет – труд он уважает.

               Речевая разминка

Целый день она стрекочет

И молчать она не хочет:

Всё расскажет, всё обсудит,

Всех рассердит, всех разбудит.

(читаем глазами, шёпотом, голосом, ударение, меняем темп, меняем тон)

III. Проверка домашнего задания.

Вы рисовали рисунки по сказке Гаршина “Лягушка-путешественница”. Покажите свой рисунок и расскажите что на нём изображено.

IV. Объяснение нового материала.

1. Вступительная беседа   

-А сегодня к нам пришли герои разминки. И нам предстоит знакомство с новой басней И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

- Что такое басня?

(Ба́сня —литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.)

2. Словарная работа.

-“как зима катит в глаза”. Как вы это понимаете? (Скоро наступит зима, зима близко, на подходе).

- “помертвело чисто поле”. Как вы это понимаете? (Ничего в поле не растет, поле голое).

- “был готов и стол, и дом”. Как вы это понимаете? (Летом было тепло, пищи было много, и Стрекоза не задумывалась, что скоро наступит зима, и будет холодно и голодно).

3.  Чтение учителем  басни И.Крылова “Стрекоза и Муравей”. (инсценировка)

После прочтения задается вопрос: “О чем эта басня?”.

V. 1.Самостоятельное чтение

     2. Чтение басни по цепочке.

     3. Работа с иллюстрациями.

а) - Кто, ребята, изображен на рисунке?

       - Какое время года мы видим?

      - Чем занят муравей, а чем стрекоза?

б)- А на этом рисунке?

    - Какое время года изображено?

    - Расскажите о муравье и стрекозе, что изменилось в их жизни?

 VI. Вопросы по содержанию басни

-Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

-Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

 - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?
(
Дети: - Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор. )
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
(
Дети: - Для Стрекозы пришло тяжелое время. )
 - Настали ли нужда и голод для Муравья?
(Дети: - Нет, потому что он приготовился к холодам. )
- Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?
(Дети: - Потому что Муравей труженик. )
- Почему он отказал Стрекозе в помощи?

-Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело.  Так поди же, попляши!”

-Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.

-Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

-В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.

-Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней?

 (Нужно не только веселиться, но и работать.  Кто не работает, тот не ест.)

-На примере Стрекозы и Муравья, чьи же поступки изображены в басне?

 (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

- Вот такое краткое поучительное стихотворение и называется басней.

 (Слово “басня”на доске)

 (Ответы детей)
Учитель: - Что автор высмеивает в людях?
Дети: - В басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие своё время.

VII . Чтение басни по ролям.

 (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).

VIII. Закрепление нового материала.

-Как называется басня?

-Кто написал басню?

-Как жила Стрекоза летом?

-Как изменилась жизнь Стрекозы с наступлением зимы?

-К кому пошла Стрекоза за помощью?

-С какой просьбой она обратилась к Муравью?

-Что ей сказал Муравей?

-Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела…”

IX. Домашнее задание.

Выразительное чтение басни по ролям.

X. Итог.

-Итак, сегодня мы с вами читали басню И.Крылова “Стрекоза и Муравей”. Выяснили, что басня – это …. (краткое поучительное стихотворение.)

-Оцените свою работу на уроке?

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи 2 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи.2 класс специальной (коррекционной) школы. Тема: Звук и буква Шш.с приложением презентации....

Конспект урока по чтению и развитию речи "Мойдодыр" К.И. Чуковский" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи «Ласточки пропали», А. Фет" 3 класс

конспект по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид...

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко. " Яблоко" коррекционная школа

Конспект урока по чтению и развитию речи во 2 классе В. Хомченко "Яблоко" коррекционная школа...

Конспект урока по чтению и развитию речи 6 класс

Конспект урока по   чтению и развитию речи  6 класс для учащихся коррекционной школы №8.  Урок сообщения новых знаний. ТЕМА: В.Бианки «Декабрь» ...

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)

Конспект урока по чтению и развитию речи 4 класс Н. ГРИБАЧЁВ «РЫЖИЕ ЛИСТЬЯ» (для коррекционной школы 8 вида)...