Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова
план-конспект по чтению на тему

Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_nosovu.docx40.8 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра – викторина по произведениям Н.Носова                                                  


Цель:
 привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Задачи:

  • В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.
  • Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде.
  • Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
  • Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование:

  • Презентация «Н. Н. Носов»
  • Выставка книг писателя
  •  Выставка детских рисунков
  • Предметы для конкурса «Бюро находок»
  • Набор букв для составления названий рассказов
  • Карточки «Герои произведений»

Ход мероприятия:

И.А. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он — автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

З.Ф.(Слайд )      Николай Носов – один из самых известных детских писателей, рассказы его читали в детстве наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родился Николай Николаевич Носов  в   Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. (23.11.1908-26.07.1976)

И.А.(Слайд )      Коля Носов был таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресла, окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами. Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очередным хорошим человеком. В детстве Н. Носов увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.

З.Ф.(Слайд )

В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками.

(Слайд)  В 19 лет Носов поступил в Киевский художественный институт, а через два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии.

И.А.Если вы читали книжки о Незнайке, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает Носов о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал. Сначала он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, а позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого. Впоследствии ему довелось поработать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода; он увлекался радиолюбительством и фотографией, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы. Больше двадцати лет Н. Н. Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.

З.Ф.(Слайд)       О том, чтобы стать писателем он не думал. Подрастал его сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы.

 (Слайд)      Писал он в то же время, когда писали К.Чуковский, А. Барто, С. Маршак и С. Михалков. Первый его рассказ «Затейники» был опубликован в журнале «Мурзилка» в 1938 году, еще до Великой Отечественной войны. В 1954 году вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки  и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. В 1952году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.

И.Д.Ребята, а вы когда - нибудь океан пробовали переплывать? А акула, случайно, голову вам не откусывала? Ну, хоть на Луне – то вы, надеюсь, были? Нет? Так вы просто не фантазёры! Обратите внимание на выставку. Это книги Николая Николаевича Носова.

И.А. Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вы тоже, ребята, попытались оживить страницы из рассказов Носова. Здесь ваши иллюстрации к наиболее понравившимся рассказам.

Герои рассказов писателя обязательно заняты каким-нибудь интересным делом: строят инкубатор, разводят пчел, работают на огороде, ездят в лес за елкой или варят кашу. Пример героев побуждает читателей взяться за такое же увлекательное дело.

Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.

З.Ф.Сегодня мы проведём викторину по самым известным произведениям Н.Н.Носова.  В ней принимают участие учащиеся 2 а и 2 б классов. Команды покажут нам свои знания и умения, веселье и находчивость. Оценивать работу будут члены жюри:

Работаем мы командой, обсуждаем вопросы, ищем ответы, поэтому помните

(Слайд) ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:

- Работать сообща;

- Уметь выслушать друг друга;

-  Слушать других не перебивая, внимательно.

- Уметь распределять обязанности между членами команды;

- Уметь договориться и помочь друг другу.

- За нарушение дисциплины жюри снимает балл.

1.Разминка.

Загадки:Круглая, блестящая,
Очень подходящая,
Шляпа для снеговика,
Только нет его пока.
Поэтому мама в ней варит компот,
А я жду, когда же зима к нам придёт. (кастрюля)

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это — ... (кот)

Если выскочит с катушки,
С одноухою подружкой,
То по шёлку и по ситцу
Любят вместе закружиться! (иголка с ниткой)

По бокам коробки
Кругленькие кнопки. 
Тут же рядом, в уголке 
Ручка с трубкой на шнурке. 
Без языка говорит, 
Прекрасно слышит без ушей. (телефон)

У него четыре ножки,
На коня похож немножко,
Но не скачет никуда.
И тарелки, чашки, ложки,
И прекрасная еда
На его спине широкой
Разместились без труда. (стол)

Чудо-птица, алый хвост
Прилетела в стаю звезд.(ракета)

Он построен под землёй,
Поит свежей всех водой.
Всё в деревне его знают,
Воду ведрами черпают.(колодец)

Есть, ребятя, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих,
Что за кони у меня? (коньки)

Что это за дорога:
Кто по ней идёт,
Тот хромает? (лестница)

Когда зелёный –
Хорош в окрошке.
Когда солёный –
Вкусен с картошкой.
Станет золотиться –
В пищу не годится. (огурец)

2. Мозаика

Составить название произведения из рассыпанных слогов

3.Блиц-опрос:

  1. Чем занимались мальчики Вовка и Вадик, когда с комода упала шляпа? (раскрашивали картинки)
  2. Какого цветы были штаны Бобки? (зелёного, защитного)
  3. Какую игру придумали Валя и Петя в рассказе Затейники? (Три поросёнка)
  4. Мишутка и Стасик – фантазёры. А кем можно считать Игоря? (вруном)
  5. Чем утешили Иру мальчишки-фантазёры? (мороженое)
  6. Поели ли кашу мальчишки? (нет)
  7. Что помогло Котьке взобраться на горку? (песок)
  8. До скольки научился считать Петя? (до десяти)
  9. Кто оказался под шляпой? И как его звали? (кот Васька)
  10. Что мальчишки изготовили потом из телефона? (электрический звонок для двери)
  11. На что была похожа заплатка на штанах Бобки? (на огурец)
  12. Что ещё, кроме каши, пытались приготовить мальчики? (пожарить пескарей)
  13. Чем оборонялись мальчики от живой шляпы? (клюшка, лыжная палка, картошка)
  14. Какое число забыл Петя при счёте ступенек? (шесть)
  15. Сколько огурцов успел съесть Котька? (один)
  16. Что мешало Феде решать задачу? (телевизор)
  17.  Назовите предметы, которыми герои рассказа доставали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)

4. Бюро находок

Угадай, из каких рассказов эти предметы: шляпа, огурец, кастрюля, лопаточка, иголка с ниткой, одеяло, картошка, учебник математики.

5. Узнай героев

Соединить стрелками главных героев с рассказом:

Вовка и Вадик – Живая шляпа

Бобка – Заплатка

Валя и Петя – Затейники

Мишутка и Стасик, Игорь и Ира – Фантазёры

Мишка и Коля (автор) – Мишкина каша

Котька – На горке

Петя и Валя – Ступеньки

Котька и Павлик – Огурцы

Мишка и Коля (автор) – Телефон

Федя – Федина задача

6. Узнай по строчке:

Живая шляпа:

-Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

 Ступеньки:                                                                                                                                              - Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.                                                                                                                                        - Не хочу я сначала! - говорит Валя. - Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

Мишкина каша:                                                                                                                          Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!

Заплатка:

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Огурцы:                                                                                                                                                                                          Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Телефон:                                                                                                                                             - Да я не знаю, о чём разговаривать, - говорит Мишка. - Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

На горке:                                                                                                                                                             Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там - ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

Затейники:                                                                                                                                                  - Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Федина задача:                                                                                                                                            - Тьфу! - плюнул Федя. - Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дому беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...

Фантазёры:                                                                                                                                        - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...

А сейчас вашему вниманию представляется инсценировка одного из рассказов Носова «Огурцы»

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

Люблю я Носова давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня - 
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь

- Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.

«Все  герои Николая Носова « как живые », а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру», так сказал  С. В. Михалков. Надеюсь, что любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались.

               

Подведение итогов. Рефлексия.

- Попросим жюри огласить результаты конкурса.

- Благодарим всех, кто принимал участие  в конкурсной программе.

               Конкурс наш  прошёл удачно,

             Мы довольны им, друзья.

             Все вы поняли: сегодня

             Жить без книг никак нельзя.

Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

Люблю я Носова давно.

За что? Читать его смешно!

Его герои озорные,

Весёлые и очень уж смешные.

Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня - 
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь

Вовка и Вадик

Бобка

Валя и Петя

Мишутка и Стасик

Мишка и Коля (автор)

Котька

Петя и Валя

Котька и Павлик  

Федя

Вовка и Вадик

Бобка

Валя и Петя

Мишутка и Стасик

Мишка и Коля (автор)

Котька

Петя и Валя

Котька и Павлик  

Федя

Мишкина каша

Затейники

На горке

Телефон

Огурцы

Живая шляпа

Федина задача

Ступеньки

Фантазёры

Заплатка

Мишкина каша

Затейники

На горке

Телефон

Огурцы

Живая шляпа

Федина задача

Ступеньки

Фантазёры

Заплатка

МИШ   КИ  НА   КА  ША    ЗА  ТЕЙ   НИ КИ     НА ГОР    КЕ

ТЕ    ЛЕ   О ФОН    ГУР    ЦЫ   ЖИ  Я     ВА     ШЛЯ  ПА  ФЕ  ДИ   НА  ЗА   ДА    СТУ    ЧА   КИ   ТА   ЗЁ

ФАН      РЫ    ЗАП   ЛАТ    КА   ПЕНЬ

Соединить стрелками главных героев с рассказом:

Вовка и Вадик – Живая шляпа

Бобка – Заплатка

Валя и Петя – Затейники

Мишутка и Стасик– Фантазёры

Мишка и Коля (автор) – Мишкина каша

Котька – На горке

Петя и Валя – Ступеньки

Котька и Павлик – Огурцы

Мишка и Коля (автор)  – Телефон

Федя – Федина задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова для учащихся 3-4 класса

Данная литературная викторина способствует развитию знаний учащихся о творчестве писателя Носова. Носит соревновательный характер  и направлено на развитие компетентности читателя....

Викторина по произведениям Н. Н. Носова

Викторина по произведениям Н. Н. Носова...

Литературная викторина по произведениям Н. Носова

Данное мероприятие проводится во внеурочное время во 2 классе после прочтения книг, рекомендованных учителем для дополнительного чтения....

Литературная викторина по произведениям Н. Носова.

Литературная викторина по произведениям Н. Носова....