Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК "Школа России. По учебнику Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Проведен в январе 2014 года.
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме" Павел Петрович Бажов-уральский сказитель. Сказ "Серебряное копытце". УМК  "Школа России". Проведён в январе 2014 года. Урок сопровождается презентацией, отвывком из мультфильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока38 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема: Павел Петрович Бажов-уральский сказитель.

(на примере сказа «Серебряное копытце»)

Цели:

  1. Обучающие:
  • познакомить детей с жизнью и творчеством П.П. Бажова;
  • обучать умению характеризовать поступки героев;
  1. Развивающие:
  • развитие  умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст,

продолжать формировать навык анализа художественного произведения;

  •  развитие грамотной устной речи;
  • совершенствовать технику чтения, формировать  навык  выразительного чтения;
  1. Воспитательные:
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование. Учебник «Литературное чтение» 4 класс (авт. Л. Ф. Климанова),  портрет П. П. Бажова, выставка книг «Уральский сказитель», презентация к уроку, фрагмент мультфильма, экран, проектор, детские иллюстрации к сказу «Серебряное копытце».

1.Орг. момент.

-Мы держим с тобою, приятель, в руках

 «Уральские сказы» о дивных горах.

 Здесь много случалось историй.

 Тут были и радость, и горе.

 Здесь горы до неба почти достают,

 Красива природа – покой и уют.

 И добрые люди здесь сказки хранят,

 Которые о волшебстве говорят.

 -Вы догадались с творчеством какого уральского писателя мы продолжаем знакомиться?

(Павел Бажов)

2. Актуализация знаний.

Слайд 1 П. П. Бажов-уральский сказитель.

Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью горнозаводского Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”.

-Объясните значение слова?.. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Каких только камней не находили в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней.

Давайте посмотрим на портрет писателя.

Слайд 2-портрет

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои  его жили в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума.   Свои произведения Бажов называл сказами.

- А чем по вашему отличается сказ от сказки?( ответы детей)

Слайд 3 (Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик. Такое определение давал Бажов своим сказам.)

-В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами. Назовите реальных героев из прочитанных вами произведений?

( старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, Танюшка, Катерина, Илья...

-Рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки, Голубые змейки, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка.

-А какие сказы Бажова вы читали на каникулах? (назовите)

  Малахитовая шкатулка.

  Медной горы хозяйка.

  Горный мастер

  Каменный цветок.

  Синюшкин колодец.

  Голубая змейка.

  Огневушка-поскакушка.

  Хрупкая веточка и т. д.

  • Молодцы. Вы прочитали много произведений. А сейчас:

-Викторина.

-Отгадайте по иллюстрации название произведения.

Слайд 4 (иллюстрации)

-Самым известным и любимым для детей является «Серебряное копытце». (открываю   иллюстрации детей)

3.Объявление темы.

- Почему «Серебряное копытце»-это сказ?

(Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности.)

- На  уроке мы должны понять, какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами, и что нравится в людях Бажову, рассмотреть характеры героев и их взаимоотношения.

4. Работа по теме урока

-Для этого давайте  выполним задания.

- В начале проверим насколько хорошо вы знаете содержание текста.

 ТЕСТ (дети читают по-очереди вопросы с карточки)

1. Как звали отца Дарёнки?

 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила

 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?

 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой

 3.Кошка Мурёнка была…

 А) серой Б) белой В) бурой

 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?

 А) 1 Б) 2 В) 3

 5. Там где стояла избушка Коковани, люди давно находили камни. Какого цвета было большинство камней ?

 А) голубого Б) розового В) зелёного.

 6. Какое настоящее имя Даренки:

А)Дуня Б)Дарья В)Дуся

-А почему ее звали Даренка? (подарок деду)

Работа над портретной характеристикой.

-Давайте вспомним первую встречу Коковани и Даренки.

-Прочитаем диалог по ролям, опуская слова автора.(с.184)

-Почему же Даренка пошла жить к деду?( увидела в нем хорошего человека).

-Мы познакомились с главными реальными героями произведения. Дома вы составляли характеристику по плану.(прверка д. з.)

-Приготовьте характеристики.

Даренка

Кокованя

1. Семейное положение.

Сирота

1. Семейное положение.

Одинокий

2. Внешность

По шестому году, маленькая, носишка пуговкой.

2. Внешность

Старик большой да бородатый.

3. Характер

Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту.

3. Характер

Веселый, ласковый,  добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту.

4. Чем занимается

В избе прибирала, похлебку да кашу  варила, кукле платье шила, любила сказки слушать.

4. Чем занимается

Охотник. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. Мастер сказки сказывать.

Слайд 4 Даренка

- Охарактеризуйте Даренку .

 (дети читают и дополняют характеристики)

-Прочитайте характеристику Коковани.

Слайд 5 Кокованя

-Что общего между героями? (одинокие, добрые, жалеют кошку и козла, милосердные, у каждого была мечта: увидеть чудо)

-Ребята, почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть серебряное копытце?

Я никак не могу определиться.

Слайд 6 (два варианта)

 -Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?

( не было корыстных побуждений)

-О каких героях сказа мы еще не говорили?...(о кошке, о козлике)

Слайд 7 Кошка Муренка

-Опишите (бурая, ласковая, ободранная вначале и толстая, лоснящаяся у Коковани и Даренки, звонкая, на охоту ходила-мышей ловила).

-Как вы думаете Муренка реальная или волшебная?( Реальный персонаж и немного волшебный, через нее мы связываемся с Серебряным копытцем).

-Судя по вашим иллюстрацииям самым любимым персонажем сказа для вас стал самый таинственный герой -козлик Серебряное копытце.

Слайд 8 Серебряное копытце

-Прочитаем его описание в тексте. (дети читают с.186-187учебника)

-Устно опишите своими словами.(особенный, ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки по пять веточек и зимой, шерстка зимой серенькая, летом буренькая, пахнет лесом)

-А знаете ли вы кто такой Серебряное копытце? Нам об этом расскажет...(рассказ ученика)

... Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.

-Итак, наши герои увидели чудо, встретились с серебряным копытцем. Почему все-таки произошло чудо именно с Кокованей и Даренкой, а не с кем-то другим? За что они были награждены? (за добро, ласку, любовь к природе, бескорыстие)

-Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются, не жадничают. Понимают, что богатство еще не есть счастье. В сказах Бажова чудо происходит только к достойным, простым бесхитростным труженикам.

5 Рефлексия.

-Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок.

- Какой урок мы можем вынести из сказа? Какими хочет нас видеть П. Бажов? (добрыми, милосердными, отзывчимыми, бескорыстными,внимательными друг к другу. чтобы нам захотелось беречь природу, несущими добро ближнему)

-Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем. Чтобы мы жили по правилу:

Слайд 9 Прочитайте на слайде пословицу:

Желаешь себе добра-делай добро другому. Так гласит народная мудрость.

-Давайте немного насладимся произведением, посмотрим фрагмент мультфильма.

(последние 2 минуты м.ф.)

-Итак, козлик одаривает наших героев за добрые помыслы, дела и поступки. И вас козлик одарит хорошими результатами, отметками, если вы проявите усердие в учебе, будете много читать.

Урок хочется закончить напутствием для всех присутствующих учеников: настоящих и будущих.

 Добрый волшебник с Урала,

 Павел Петрович Бажов,

 Чтоб нам грустно не стало,

 Сказочный отпер засов.

 Чтоб Огневушка смешная

 К кладам открыла нам путь,

 Или змея голубая, -

 Книги прочесть не забудь!

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...