Открытый урок по литературному чтению. Х.К.Андерсен сказка "Соловей" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению. Сказка "Соловей"

Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».

Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,

            - формировать навык анализа текста,

            - воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,

            - умение видеть и оценивать истинное и ложное.

Оборудование:

  1. Портрет Х.К.Андерсена
  2. Выставка произведений сказочника.
  3. Листочки с вопросами для рефлексии (индивид. раздаточн. материал)

1. Орг.момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодняшний урок литературного чтения посвящен замечательной сказке Х.К.Андерсена «Соловей».

- Что вы знаете об Х.К.Андерсене? (слайд портрет Андерсена, дом, памятник).

- Какие сказки вы читали? А они вам понравились? Я с вами соглашусь, сказки Андерсена любят и читают во всем мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.

 

2. Проверка дом./задания. Чтение произведений Андерсена. (РАСПЕЧАТАТЬ)

     - Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена. Итак, слушаем…

 

1.Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..(слайд 1)

 

2. Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим.(слайд 2)

 

 3. Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительна белая женщина – Снежная Королева; и шуба и шапка на ней были из снега. (слайд 3).

 

 4. Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она  к старой колдунье и говорит:

- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..(слайд 4)

 

5.У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. (слайд 5).

 

 6. Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков.(слайд 6).

 

- Молодцы, все сказки угадали.

 

  1. Постановка цели урока.

 

На прошлом уроке мы познакомились  со сказкой Андерсена «Соловей» и составили план.

- Надеюсь, что вы все еще раз прочитали сказку .  Давайте же с вами перенесемся в мир сказки.

- Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудном дворце императора)

- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях. (Соловей).

- Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет).

- А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка).

 

- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал. Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких – то разных мирах? Давайте обсудим по группам. Перед вами лежат таблицы, пожалуйста, заполняйте.

 

4. Анализ литературного произведения.

1 группа расскажет об императоре и его придворных, а 2 группа нам расскажет о том, где живет соловей. А остальные две группы тоже думаем, дополните. (на доске)

 

 

Император и его придворные

 

Соловей

Где живут?

 

 

 

 

Что видят?

 

 

 

 

Что слышат?

 

 

 

 

 

- Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? Сделайте вывод.

 

Вывод

 

 

 

 

 

 

- Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке еще появляется один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их. На листочках есть  записи, которые  помогут вам дать характеристику героев, вы должны подобрать подходящие записи.

 

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил на свободе

Жил на шелковой подушке.

 

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах.

Хвостик его отливал золотом и серебром.

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи.

 

Маленькая серая птичка.

 

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы.

 

Пел по-своему.

 

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь.

 

 

Прогнал пением Смерть.

На шейке у него была ленточка с надписью.

 

 

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

 

Пел, как заведенная шарманка.

 

34 раза пропел одно и тоже и не устал.

 

Можно дать себе полный отчет в его искусстве – все же известно наперед.

 

 

Молчал в трудную минуту.

 

 

- Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

 

Настоящий соловей внешне не красив, а красив внутренне.

Искусственный соловей красив только внешне.

Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

- Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?

(Механический соловей сломался, и император заболел, а живой соловей своей песней спас его от смерти.) А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

- Как изменился император? ( Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).

- Теперь, послушаем, дом задание каждой группы. Пожалуйста, 1 группа…

- Вот и закончилась сказка. Какой момент сказки вам понравился? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Я подобрала пословицу «Друзья познаются в беде». Как вы думаете, подходит ли к нашему произведению?

 

5.  Домашнее задание. Придумать продолжение сказки.

 

6. Итог.

7. Рефлексия.

- Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать свое мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:

 

Проверим какие вы внимательные читатели. Истинные и ложные утверждения по тексту, отвечаем «Да» или «Нет».(РАСПЕЧАТАТЬ)
  

 1. Когда императору доставили пакет с надписью «Соловей», он решил, что это еще одна книга о соловье.     + (что это было?)

2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом.     + (Что такое дуэт?)

3. Лучшая – то птица у нас осталась, - сказали придворные, когда соловей улетел в лес.  +    ( Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нем капельмейстер?)

4. Пение искусственного соловья не понравилось рыбакам?      + (Что они сказали?)

5. Только раз в месяц можно было заводить искусственного соловья.      – ( А сколько раз?)

6. Император был при смерти. +

7. На груди у императора сидела кошка? –

8. Императора спасло от смерти пение живого соловья.     + (Как?)                                 

9. Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела –

- Я рада, что вы внимательные читатели.                

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_liter_chteniyu.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Ханс Кристиан Андерсен «Соловей».

Цели: - развивать навык чтения, речь и внимание учащихся,

            - формировать навык анализа текста,

            - воспитывать чуткость и отзывчивость на художественное слово,

            - умение видеть и оценивать истинное и ложное.

Оборудование:

  1. Портрет Х.К.Андерсена
  2. Выставка произведений сказочника.
  3. Листочки с вопросами для рефлексии (индивид. раздаточн. материал)

1. Орг.момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодняшний урок литературного чтения посвящен замечательной сказке Х.К.Андерсена «Соловей».

- Что вы знаете об Х.К.Андерсене? (слайд портрет Андерсена, дом, памятник).

- Какие сказки вы читали? А они вам понравились? Я с вами соглашусь, сказки Андерсена любят и читают во всем мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.

2. Проверка дом./задания. Чтение произведений Андерсена. (РАСПЕЧАТАТЬ)

     - Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки Андерсена. Итак, слушаем…

1.Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!..(слайд 1)

2. Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые – одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим.(слайд 2)

 3. Снежные хлопья все росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительна белая женщина – Снежная Королева; и шуба и шапка на ней были из снега. (слайд 3).

 4. Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она  к старой колдунье и говорит:

- Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!..(слайд 4)

5.У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса. (слайд 5).

 6. Много лет назад жил-был король, который страсть как любил наряды и обновки и все свои деньги на них тратил. Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков.(слайд 6).

- Молодцы, все сказки угадали.

  1. Постановка цели урока.

-  На прошлом уроке мы познакомились  со сказкой Андерсена «Соловей» и составили план.

- Надеюсь, что вы все еще раз прочитали сказку .  Давайте же с вами перенесемся в мир сказки.

- Где происходит действие сказки? (В Древнем Китае, в чудном дворце императора)

- А что же было самым чудесным, чудом из чудес в его владениях. (Соловей).

- Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (Нет).

- А кто во дворце знал об этом? (Бедная девочка-кухарка).

- Ребята, как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал. Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких – то разных мирах? Давайте обсудим по группам. Перед вами лежат таблицы, пожалуйста, заполняйте.

4. Анализ литературного произведения.

1 группа расскажет об императоре и его придворных, а 2 группа нам расскажет о том, где живет соловей. А остальные две группы тоже думаем, дополните. (на доске)

Император и его придворные

Соловей

Где живут?

Что видят?

Что слышат?

- Давайте подведем итог. Чем отличается окружающий мир соловья от мира императора? Сделайте вывод.

Вывод

- Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей». Так в сказке еще появляется один соловей. Что же это была за птица? Давайте каждому образу дадим характеристику, а потом сравним их. На листочках есть  записи, которые  помогут вам дать характеристику героев, вы должны подобрать подходящие записи.

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил на свободе

Жил на шелковой подушке.

Его заслушивался рыбак, забывая о своих заботах.

Хвостик его отливал золотом и серебром.

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи.

 

Маленькая серая птичка.

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слезы.

Пел по-своему.

Никогда нельзя знать заранее, что именно он будет петь.

Прогнал пением Смерть.

На шейке у него была ленточка с надписью.

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Пел, как заведенная шарманка.

34 раза пропел одно и тоже и не устал.

Можно дать себе полный отчет в его искусстве – все же известно наперед.

Молчал в трудную минуту.

- Ребята, теперь давайте сравним, кто красивее? Кто лучше поет? Какие чувства вызывает у людей своим пением? Так чем же отличается живой соловей от искусственного?

 

Настоящий соловей внешне не красив, а красив внутренне.

Искусственный соловей красив только внешне.

Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

- Мы выяснили, что же такое настоящее искусство? А сейчас давайте подумаем, в чем заключается его сила? На что способно истинное искусство?

(Механический соловей сломался, и император заболел, а живой соловей своей песней спас его от смерти.) А мог ли искусственный соловей сделать это? (Нет, потому что только настоящее пение живого соловья способно победить смерть и даже те злые силы, которые живут в душе человека. Настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

- Как изменился император? ( Он позволил соловью жить в лесу, позволил прилетать и петь песни, только тогда, когда сам соловей этого пожелает).

- Теперь, послушаем, дом задание каждой группы. Пожалуйста, 1 группа…

- Вот и закончилась сказка. Какой момент сказки вам понравился? Можно ли назвать эту сказку волшебной? Я подобрала пословицу «Друзья познаются в беде». Как вы думаете, подходит ли к нашему произведению?

5.  Домашнее задание. Придумать продолжение сказки.

6. Итог.

7. Рефлексия. 

- Спасибо за урок. Оцените свою работу. Прошу вас высказать свое мнение о сказке. Свой ответ можно начинать с этих слов:

Проверим какие вы внимательные читатели. Истинные и ложные утверждения по тексту, отвечаем «Да» или «Нет».(РАСПЕЧАТАТЬ)
 

 1. Когда императору доставили пакет с надписью «Соловей», он решил, что это еще одна книга о соловье.     + (что это было?)

2. Император захотел, чтобы соловьи спели дуэтом.     + (Что такое дуэт?)

3. Лучшая – то птица у нас осталась, - сказали придворные, когда соловей улетел в лес.  +    ( Почему они считали, что искусственный соловей лучше настоящего? Что говорил о нем капельмейстер?)

4. Пение искусственного соловья не понравилось рыбакам?      + (Что они сказали?)

5. Только раз в месяц можно было заводить искусственного соловья.      – ( А сколько раз?)

6. Император был при смерти. +

7. На груди у императора сидела кошка? –

8. Императора спасло от смерти пение живого соловья.     + (Как?)                                  

9. Музыку сюда, музыку! – кричал император. Пой хоть ты, милая, славная золотая птичка! И драгоценная птичка запела –

- Я рада, что вы внимательные читатели.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению УМК "Планета Знаний" 2 класс А.С. Пушкин "Золотая рыбка"

В разработанном мною уроке содержится обобщение материала по теме сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка". Урок состоит из конспекта с презентацией, кроссворда, эектронной физкультминутки....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН " ОЛИМП" 4 класс

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Н.КУН "ОЛИМП" 4 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению "А.Куприн "Слон" 3 класс "Школа России"

Конспект составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использовалась физминутка "Слон". Видеоролик на тему"Семья"....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Стихи о маме" 2 класс

Стихи о маме. Е.А.Благинина «Посидим в тишине», Э.Э.Мошковская «Я маму мою обидел»Цели урока: ·        познакомить учащихся с произведениями о маме;·...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

Открытый урок по литературному чтению "Книги - мои друзья", 1 класс

Книги всегда рядом с нами. О чем бы мы ни захотели узнать, книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги — это верные, надежные друзья....

Открытый урок по литературному чтению М.Зощенко "Елка" 4 класс

В уроке представлены видеозапись рассказа, презеентация и конспект...