Урок литературного чтения: " Д.Н. Мамин - Сибиряк Приёмыш".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Батурина Ольга Александровна

Урок по программе Школа России для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  литературного чтения по теме:

«Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш»

  для 4 класса
(Программа «Школа России»)

Урок - дискуссия

Цели:

1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина – Сибиряка;

2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения;

3) познакомить с произведением  классической музыки;

4) прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;

5) развивать память, речь, мышление, творческое воображение.

Задачи урока:

1) Учить доказывать свою точку зрения.

2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Оборудование:

листки – помощники, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", компьютер, выставка книг Д Н Мамина-Сибиряка, презентация.

Ход  урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!  На уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

II. Повторение.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

--Что вам известно об авторе? (портрет)

        Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году.Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова.  Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения,  он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов.

 ( карта) -Любовь к родному Уралу автор пронёс через всю жизнь. Эти слова – эпиграф к уроку. Писатель писал:

«Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зелёные горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше, дышу чудным горным воздухом, и без конца слушаю, что шепчет столетний лес…»

        

А Вы знаете, где находится этот Урал? (Урал – это регион, где располагаются Уральские горы.

- Как назвать одним словом то, чем восхищался писатель?)

- Правильно, Родина.

«…Родина – наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче…»
                               (Д.Н. Мамин-Сибиряк)
Родина писателя – Урал, а наша – город
 Москва – столица нашей Родины и город образования. И многие молодые люди стремятся учиться в Московских учебных заведениях.

III. Сообщение темы урока.

     Урок наш необычный – дискуссия.

Дискуссия -  это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения.

IV. Постановка цели и задач урока.

Задачи:

1) Учиться доказывать свою точку зрения.

2) Учиться опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира.

Основные правила дискуссии

1. В дискуссии участвуют не менее двух команд.

2. Все открыто выражают свои мысли.

3. Все точки зрения должны уважаться.

4. Слушайте других, не перебивая.

5. На вопрос отвечает лишь один человек из команды.

- Мы должны с вами доказать, что это произведение «Приёмыш»

воспитывает  нравственные качества человека.

V. Задания для дискуссии.

Класс разделён на 2 команды. У детей карточки – помощницы.

Одна команда должна доказать точку зрения, а другая опровергнуть их доказательство.

Первое задание

Доброта – это богатство, щедрость души человека.

  Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

Творческое задание для учеников.

Одному из учеников каждой команды предлагается сочинить продолжение этого рассказа.

- Кто хочет сочинить продолжение произведения? Продолжение, чем могла закончиться эта история.

Второе задание

Выберите из данных слов качества, характеризующие для первой команды: лебедя, а для второй – приёмыша.

Клип о лебеде.

-Лебедь – царская птица. К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Послушайте музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Послушайте музыкальную пьесу и обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой «благородной, царской птицы»

Физминутка

 Встаньте, изобразите гордую, величественную птицу.

 Лебеди летят, крыльями машут.

 Прогнулись над водой, качнули головой.

 Прямо и гордо умеют держаться,

 Очень бесшумно на воду садятся.

Третье задание

- Можно ли приносить домой диких животных?

Четвёртое задание

- Верите ли Вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?

( Лебедь верная птица, если он находит себе пару, может забыть про Тараса. А если не найдёт, то вернётся).

- Как может дальше сложиться судьба Приёмыша?

  Зачитывание работ учеников и подведение итогов дискуссии.

VI. Вывод.

- Какими мыслями хотел поделиться автор с читателями?

- Чему же учит это произведение?

- А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает?

- Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья?

Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным друзьям!

VII.  Релаксация.

На парте лежат  бумажные лебеди: белые и чёрные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной вначале – «пустите плавать на озеро» белого лебедя.

(Дети крепят лебедя на плакат «озеро»)

VIII. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Д. Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш". 4 класс.

Конспект урока литературного чтения по теме: "Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс, презентация к уроку....

Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»"

Цель урока: продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;формировать личностное отношение к окру...

Конспект урока по литературному чтению «Д.Н.Мамин Сибиряк. Приёмыш».

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе,УМК "Школа России", Д.Н.Мамин -Сибиряк "Приёмыш". Первый урок раздела "Природа и мы". Урок призван формировать коммуникативные качества учащихся, оцен...

Урок - диспут по литературному чтению "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения...

Кроссворд по литературному чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Кроссворд по  литературному чтению Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш». 3 класс  УМК Школа 21 века...

Урок литературного чтения "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш", 4 класс

Урок  литературного чтения (закрепление)...

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом

Конспект (презентация) открытого урока по литературному чтению Д.Н. Мамин - Сибиряк "Приёмыш" 4 класс, с использованием зелёных аксиом...