конспект урока С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_narodnaya_mudrost_skazki_aksakova_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 СОШ с УИОП пгт Афанасьево

Некрасова Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

  С.Т. АКСАКОВ "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК".

 

 




Тема: " С.Т. Аксаков"Аленький цветочек".

 

Задачи:

- учить сравнивать народную и литературную сказки;

- учить находить в тексте литературной сказки слова и выражения народной сказки;

- учить делать сравнительный анализ художественных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать особенности литературной и народной сказок;

- находить в тексте литературной сказки выражения, свойственные народной сказке;

-сопоставлять события и героев народной и литературной сказок.

Метапредметные:

- анализировать текст на основе выборочного чтения;

- сравнивать тексты народного и литературного произведения, находить сходство и различие;

- рассказывать о произведении на основе проведённой исследовательской работы.

Личностные:

- проявлять интерес к творчеству С.Т. Аксакова;

- осознавать чему сказка учит, какие ценности являются главными в сказке.

 

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

 -Для чего мы изучаем пкольный предмет литературное чтение?

II. Постановка темы и цели урока

    На доске разбросаны названия сказок. «Гуси-лебеди», «Серебряное копытце», «Петушок и бобовое зернышко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конек-горбунок», «Лиса и журавль», «Лягушка-путешественница», «Аленький цветочек».

-Что записано на доске?

-На какие группы можно разделить? (авторские и литературные)

-Назовите отличие?

Назовите общие признаки?

-У авторских сказок назовите автора.

-«Аленький цветочек», автора не знаем.

-Как узнать автора?

Сформулируйте тему урока, цели урока.

III. Работа над новым материалом.

-Посмотрите на портрет писателя. Что можете сказать о нем.

Серьезный, умный, задумчивый взгляд.

Работа в группах.

Дается биография и группа должна ответить на вопросы.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)

. (1 группа)Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

(2 группа) В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Он обладал даром натуралиста. Радуется приходу весны, замечает приметы, пытливо наблюдает. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать

(3 группа) Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре. А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселится в деревне, чтобы заняться сельским хозяйством.

(4 группа) Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Белинским, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству. Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Он сильно болел, несмотря на это, на стареющего писателя на двигалась слепота, но он продолжал писать. Повесть «Копытьев» осталась незавершенной. Умер писатель на 68-м году жизни, в ночь на 30 апреля 1859 года в Москве.

-Я хочу добавить, что в их доме жила крепостная крестьянка Пелагея. Она знала очень много сказок и рассказывала маленькому Сереже. В последствии они легли в основу сюжетов сказок.

Сказка «Аленький цветочек» была посвящена внучке Оленьке.

Физкультминутка. Зарядка для глаз.

Чтение сказки.

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

VI. Лексическая работа  (Шкатулка) (работа в группах)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение – значение смотрят в толковом словаре\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение типа сказки

 - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их.( "Заклятый царевич", "Перышко Финиста - ясна сокола")

-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

- А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему.(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 - Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

V. Анализ сказки

-Итак, мы отправляемся в путь по сказке. (зачитывается начало сказки на фоне музыки)

-Какие гостинцы попросили дочери?

-Каким же образом очутился купец в темном дремучем лесу, во дворце? (краткий пересказ)

-Какие чудеса он увидел в том дворце? (прочитать выборочно)

-Каким оказался цветочек? Прочтите.

-Что случилось, когда купец сорвал его? (зачитать)

-Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило?

-Итак, в зачарованном дремучем лесу купец нашел и сорвал для младшей дочери аленький цветочек, но тот час явился зверь лесной, чудо морское. Смерть ждет купца, если одна из дочерей не пойдет жить к чудовищу.

Физкультминутка

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VI. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим   характеристику сестрам.

Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам)

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

- В каком поступке это проявилось?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

-Характеристику других героев на следующем уроке

 

VII . Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

VIII. Домашнее задание.

-   с. 196-200, объяснить все непонятные слова

IX. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока труда на тему: Аленький цветочек

изготовление цветка из полосок бумаги...

Конспект урока. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек». Литературное чтение. 4 класс.

Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»Цель:1. Продолжить работу над сказкой  С.Т. Аксакова  «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; учить работать с книгой; умениям ха...

Конспект урока по технологии «Бисероплетение. Плетение браслета «Цветочки» 3 класс , УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Бисероплетение. Плетение браслета «Цветочки»Цель урока: научить различать виды бисера, работать с леской и бисером, подбирать необходимые материалы и ...

Конспект урока по технологии "Аппликации. Цветочек для мамы" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся в совместной учебно-познавательной деятельности по способу знакомства с видами техники склеивания выпуклой апп...

Конспект урока по технологии 3 класс на тему "Бисероплетение. Плетение браслета «Цветочки" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о видах бисера, работе с леской и бисером, материалах и инструментов для выполнения изделий из би­сера.Планируемые результатыПредметные:-знать...