Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Цапина Анастасия Сергеевна

1 класс

Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

Список литературы:

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Учебник. — М.: Просвещение, 2011.

2. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012. — 301 с.

3.  Технологические карты по Обучению грамоте, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель: Багрова Анастасия Сергеевна

Должность: учитель начальных классов,  – СОШ № 8, г. Мценск

Класс:  1

Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел уже звонок,

 Начинается урок.

 А теперь все повернитесь,

 И друг другу улыбнитесь.

 Улыбнитесь мне, гостям

 И садитесь по местам.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. За работу!

Обучающиеся  приветствуют учителя и гостей.

ЛУУД: смыслообразование: мотивация учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 

-На уроке  мы будем много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат.

-Сделаем зарядку для губ и языка.

Чтобы разговаривать,

 Надо выговаривать

 Все правильно и внятно,

 Чтоб было все понятно

1.“Язык путешествует”. Оближи губы, потрогай зубы, достань до нёба, потянись язычком к носу, затем – к подбородку.

2.“Лягушка-квакушка”. Улыбнись. Тяни звук [и].

3. – змеиный слышен свист - С-С-С

– шуршит опавший лист - Ш-Ш-Ш

– шмели в лесу жужжат - Ж-Ж-Ж

– моторы тарахтят - Р-Р-Р

- Как в дудочку дудят? ду-ду-ду

-Вы подготовили свой речевой аппарат и мы можем работать дальше.

-Посмотрите на ленту букв. 

-А теперь посмотрите на улицу гласных и скажите, какие буквы обозначают твердость предшествующих  согласных звуков?

- А какие  буквы показатель мягкости согласных звуков?

- Назовите  хитрые буквы, которые  живут на улице гласных?

- А почему их называют хитрыми?

- Когда они обозначают 2 звука?

 Теперь посмотрите на улицу согласных букв.

Скажите, а какие буквы живут на первом этаже?

Почему их называют глухими?

А как называются буквы, которые живут на 2 этаже?

Назовите буквы, которые всегда  обозначают твердые согласные звуки?

Назовите буквы,которые обозначают,мягкие согласные звуки.

- А какая буква не оказалась, не на улице гласных не на улице согласных?

Почему?

- А все ли буквы мы заселили в домики?

- Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

 Пламя пышет жаром,

Льется пот с лица,

звонко бьет по стали молот ..кузнеца. (Слайд 1)

- Кого называют кузнецом?

-Как называется место где работает кузнец? (кузница)

Произнесите слово кузнец.

 - Выделите последний звук в слове кузнец? Послушайте его.

- Какой это звук?

-  Что бы вы хотели узнать про этот звук?

-Могли бы вы сразу дать ответ на эти вопросы?

Подумайте, чем будем заниматься на уроке?    

   

Выполняют упражнения дляподготовки речевого аппарата.

-

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, вспоминаю материал прошедших уроков.

Отгадывают загадку.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя о кузнице.

[ц]

 ЛУУД: смыслообразование: приобщение к здоровому образу жизни.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

ПУУД: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

информационные: поиск и выделение необходимой информации.

ЛУУД: нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению, высказыванию.

3. Построение проекта выхода из затруднения 

Мы познакомимся__________________.(Слайд 2)

Мы узнаем _______________________.

Мы научимся______________________.

Учащиеся ставят задачи, цели урока продолжив предложения.

Регулятивные УУД

Целеполагание: формировать и удерживать учебную задачу, ставить учебную задачу в соответствии с учителем.

4. Реализация построенного проекта 

- Произнесите слово кузнец по слогам.

Это слово очень сложное для звуко- слогового разбора,

Обратите внимание  на [з’].

Хоть и нет мягкого  знака и гласных, которые смягчают, но  [з’] в этом слове мягкий.

- Сколько слогов  в слове кузнец?

-На какой слог падает ударение?

-Назовите первый слог?

-Назовите второй слог.

-Произнесите его протяжно. Сколько звуков в этом слоге?

-Произнесите последний звук протяжно.

- Встречает ли воздух преграду?

-Сделайте вывод - это какой звук?

-Закройте ладонями уши и произнесите  [ц] и скажите какой это звук глухой или звонкий?

- Что мы еще не узнали о   [ц]?

-Скажите в слове кузнец  [ц] твердый или мягкий?..\

 -Попробуйте подобрать  слова, в которых [ц] произносился бы мягко.

- Смогли ли вы подобрать такие слова?.

 - Какой вывод можно сделать?

-С каким звуком мы познакомились и что о нём узнали?

Дети отвечают на вопросы и составляют схему слова кузнец.

Характеризуют звук

[ц] – согласный

[ц] – глухой

[ц] – твердый

Учащиеся делают вывод, что они узнали о [ц]

Познавательные УУД

Знаково -символические: моделирование слова.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Найди звук»

 Я называю слова, а вы внимательно слушаете. Если вы услышали в слове  [ц] то хлопаете в ладоши, если нет – топаете.

 -Всем понятно  условие игры? Огурец,  снег , железо, царь  ручка, кольцо, машина, цыпленок, тетрадь, цыган

- Какой звук мы искали в словах?

-Расскажите, что вы запомнили о [ц].

Буква Ц

- [ц] обозначается буквой Ц.

Скажите, а что похожа буква Ц? (ответы детей?)

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бочок.

(Слайд 3)- Посмотрите на изображение на экране и назовите слова в которых есть буква Ц.

- Скажите,а на ленте букв на какой улице будет жить буква Ц?

А в домике какого цвета будет жить буква ц? Почему?

А на каком этаже?(т.к. она обозначает глухой звук.)

(открытие буквы на ленте )

-Посмотрим, правильно ли мы ответили.

- Найдем букву ц в алфавите?

Посмотрите внимательно на букву ц и запомните ее.

- Мы познакомились со  [ц]?        

Мы узнали какой буквой он обозначается?

Какая задача теперь стоит перед нами?

- Откройте азбуку на стр.51.

-Прочитайте тему урока.

-С помощью схем дайте характеристику новому звуку.

- Прочитайте вслух столбик  слогов.

-Прочитаем столбик слогов по цепочке.

- А  теперь поработаем в парах. Распределите, кто будет читать первым, кто вторым и прочитайте друг другу. Кто выполнит работу, подайте сигнал.

(Слайд 4)Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте слоги.

- Что вы заметили?

-Почему?

Гимнастика для глаз.

-Мы читали, наши глазки устали. Им нужно отдохнуть.

Все встали. Соберите капельки для радуги.

Поморгали глазками и сели

-Научимся читать слова с новой буквой.

-Прочитайте вслух столбики слов.

Читаем первую пару слов?

-Чем эти слова различаются?

-Читаем вторую пару слов.

Чем эти слова различаются.

-Прочитайте  слова, которые имеют значение один?

-Прочитайте слова, которые имеют значение много.

- Прочитайте слова, в которых 3 слога?

Прочитайте слова, в  которых один слог?

 Физкультминутка

Рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите на иллюстрации?

-Посмотрите внимательно  и скажите, почему конь  поднял одну ногу?

-А чем кузнец может помощь коню?(сделать новую подкову и подковать коня).

Чтение текста.

Прочитайте вслух стихотворение.

-Читаем стихотворение по цепочке. 

- О ком говориться в стихотворении?

Почему жеребец захромал?

Кто помог жеребцу?

А как автор называет кузнеца?

Найдите в тексте.

Почему он его так называет?

Физминутка

.

- Ребята, лошадка вам предлагает прокатиться. А куда? Узнаете, если правильно совершите путешествие глазами по полю букв.(Слайд 5)

 -Найдите букву Ц. А теперь два шага вправо (и), два шага вниз (р), один шаг влево (к).

- Какое слово получилось? (Цирк.)

- Кто из вас был в цирке?

- Прочитайте пословицу на стр. 50

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Прочитайте задание к иллюстрации .

Рассмотрите рисунок.

- Что на  нем изображено?

- Составьте свой рассказ о цирке.
- Как прыгают тигры?

На чем катаются медведи?

Что делают собачки в цирке? 

Дети слушают слова и  определяют наличие [ц].

Характеризуют звук (согласный,глухой,твердый)

Ученики  рассматривают букву Ц и отвечают на что похожа буква Ц.

Учащиеся отвечают, что они узнали о букве ц.

Ученик находит и  показывает букву Ц в алфавите.

-

Читают слоги- слияния. Определяют,что [ц] не может быть мягким

Чтение  слов с буквой Ц.

Характеристика звука учащимся.

Учащиеся работают в парах.

Обучающиеся читают текст и отвечают на вопросы.

Рассказывают, что изображено на иллюстрации.

Отвечают на вопросы учителя

Цирк

Обучающиеся составляют рассказ о цирке

ПУУД: информационные: поиск нужной информации из различных источников.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

РУУД: осуществление учебных действий: выполнять учебные действия в громкоречевой форме.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

КУУД: работа в паре, предлагать помощь и сотрудничество.

ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация.

 ПУУД: информационные: анализ информации, передача устным способом;

логические: анализ, синтез сравнение, сериация, подведение под понятие.

ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа.

ЛУУД: уважительное отношение к чужому высказыванию.

РУУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.

ПУУД: общеучебные: осуществлять смысловое чтение.

ЛУУД: приобщение к здоровому образу жизни.

ПУУД: общеучебные: осуществлять смысловое чтение.

 ПУУД: поиск нужной информации из иллюстрации, составление рассказа.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

Возьмите карандаш.. Подчеркните букву Ц в тех словах, где она есть.

Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

Находят и подчеркивают букву Ц.

ПУУД: общеучебные: нахождение нового звука  в словах.

7. Включение в систему знаний и повторение 

- Что вы узнали про букву ц сегодня на уроке?

Формулируют вывод о звуке [ц], букве Ц

РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

Достигли мы их? Слайд 6

Мы познакомились….

Мы узнали ….

Мы научились….

Оцените свою работу на уроке. Если тебе все удалось уроке и ты работал хорошо, то повесь на яблоню красное яблоко, а если не все, то зеленое.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

РУУД: формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определить качество и уровень усвоения.

Список литературы:

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Учебник. — М.: Просвещение, 2011.

2. Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2012. — 301 с.

3.  Технологические карты по Обучению грамоте, 1 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"

Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....

Открытый урок обучения грамоте «Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Цель. Познакомить с особенностями звука  ц   твёрдого согласного звука и соответствующей буквой.Задачи:Сформировать у учащихся представление о твердом согласном звуке [ц], познаком...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о звуке [щ’] и букве Щ, щ; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный звук [ж], буквы Ж, ж» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство со звуком [ж], печатными и письменными буквами Ж, ж; совершенствование чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактичес...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо «Согласный мягкий и твердый звук [х’], [х], буквы Х, х» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [х’], [х] с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов и предложений по слогам и орфоэпи...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Твёрдый согласный звук [ц], буквы Цц" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся со звуком [ц], с печатными буквами Цц; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически. Задачи урока...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Повторение изученных звуков и букв» (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: совершенствование у обучающихся умения характеризовать звуки и первоначального навыка письма изученных букв.Задачи урокаПланируемые результаты...