Памятки-алгоритмы по чтению
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Памятки по  литературному чтению:

  •  Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение.
  • Как научиться читать правильно.
  • Как составить простой линейный план.
  • Как нарисовать словесную картину
  • Как подготовиться к выразительному чтению
  • Как выучить стихотворение, которое нужно отвечать через 2-3 дня
  • Как запомнить большое по объему стихотворение.
  • Как подготовиться к чтению по ролям
  • Как подготовиться к краткому пересказу прочитанного текста.
  • Как подготовиться к творческому пересказу прочитанного текста Как составить характеристику главного героя (выборочный рассказ).

Рекомендация:

  • Программа комплексного анализа текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki-algoritmy_po_chteniyu.rar14.03 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка 1.

Как научиться читать правильно.

  1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.

  1. Если ошибся, то перечитай только это место, а не все слово или предложение.

  1. Маленькие слова не отрывай при чтении от больших (с горы – сгоры).

  1. Внимательно читай концы слов (зима, зиме, зиму).

  1. Лучше читать понемногу, но часто.

  1. Ежедневно читай вслух и «про себя».

  1. Старайся понять, о чем читаешь.

Памятка 2.

Как составить простой линейный план.

  1. Внимательно прочитать текст с установкой на составление плана.

  1. Выделить смысловые части.

  1. Обсудить свой вариант деления текста на смысловые части с товарищем.

  1. Составить наглядно-пространственную модель текста.

5.Обозначить словами пункты плана.

6.Прочитать текст повторно и решить, точно ли  отражает план основное содержание текста и его структуру.

Памятка 3.

Как составить простой линейный план.

  1. Подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту.

2.Определить, на сколько частей можно разделить текст.

3.Сказать, о чем будет говориться в каждой части.

4.Предложить озаглавить каждую часть.

5.Обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать оптимальный.

Памятка 4.

Как нарисовать словесную картину.

  1. Перечитай отрывок.

  1.    Определи, сколько можно нарисовать    картинок.

  1. Представь, о чем каждая из них.

  1. Назови, что и кто будет изображен на каждой картинке?

  1. Подчеркни слова в тексте, которые  помогут выполнить задание?

  1. Представь свою картинку.

  1. Расскажи о каждой картинке.

Памятка 5.

Как подготовиться к выразительному чтению.

  1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.

  1. Определи свое отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).

  1. Мысленно представь себе их.

  1. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова твоя задача чтения).

  1. Подумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения, пометь логические паузы, логические ударения.

  1. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, со всем ли согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься в ними.

  1. Прочитай текст выразительно.

Памятка 6.

Как выучить стихотворение к завтрашнему дню.

1.Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2.Тихо прочитай стихотворение вслух. Выясни все непонятные слова и обороты.

3.Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить мелодию, ритм.

4.Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.

5.Через 2 минуты повтори стихотворение вслух по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.

6.Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза,    не заглядывая в текст.

7.Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8.Утром следующего дня сначала прочитай,

а потом расскажи стихотворение по памяти.

Памятка 7.

Как выучить стихотворение, которое нужно отвечать через 2-3 дня.

  1. Прочитай стихотворение про себя.

    Выясни все непонятные слова и обороты.

  1. Второй раз прочитай стихотворение про себя.

3. Договорись позаниматься с другом.

    Пусть он несколько раз прочитает тебе стихотворение.

 4.Постарайся запомнить это стихотворение со слуха.

 5.Обрати внимание на интонацию, настроение стихотворения.

6.Читай и проговаривай шепотом.

7.Читай выразительно и громко.

8. Расскажи его по памяти.

9.Перед сном вспомни стихотворение.

Расскажи его вслух.

Памятка 8.

Как запомнить большое по объему

стихотворение.

  1. Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить по четверостишьям, по смысловым отрывкам (части отметь карандашом).

  1. Выучи первый отрывок  (четверостишье).

  1. Выучи второй отрывок  (четверостишье).

  1. Повтори первый и второй отрывок.

  1. Выучи третий отрывок.

  1. Расскажи по памяти все стихотворение

   (первый, второй и третий отрывок вместе).

Памятка 9.

Как подготовиться к чтению по ролям.

  1. 1.Выбери эпизод, который может быть прочитан по ролям.

  1. 2.Определи, сколько нужно чтецов, что бы прочитать сцену по ролям.

3. Назови действующие лица, участвующие в выбранном эпизоде.

4. Найди слова каждого персонажа.

5.Обсуди интонацию их реплик.

6.Подготовься к чтению.

7. Прочитай свои реплики.

Памятка 10.

Как подготовиться к краткому пересказу

 прочитанного текста.

  1.  Перечитай текст, выделяя в нем основное содержание.

2. Запомни его последовательность.

3. Выдели основные смысловые части текста.

4. Отметь в каждой части главное.

5. Составь план (каждое предложение – заголовок должно отображать основное содержание части).

6.Запиши его.

7.Перескажи текст с закрытой книгой по плану своими словами так, чтобы на каждый пункт плана был ответ в 1-3 предложения.

Памятка 11.

Как подготовиться к творческому

пересказу прочитанного текста.

1.Добавь то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении.

2.Придумай, как могли разворачиваться события дальше.

3.Измени  рассказчика:

а) повествование ведется от третьего лица – построй пересказ от первого лица;

б) повествование ведется с точки зрения рассказчика, а пересказ построй с точки зрения главного героя;

в) повествование ведется с точки зрения рассказчика, а пересказ построй с точки зрения другого персонажа.

4.Изменить грамматическое время глаголов.

5.Обратить внимание на то, как меняется изображение события:

употребление вместо глаголов прошедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия.

                

Памятка 12.

Как составить характеристику главного героя

(выборочный рассказ).

  1. Перечитай текст, отметь в нем те отрывки, которые относятся к герою.

  1. Определи, о чем говориться в каждом отрывке.

  1. Расположи отрывки по порядку, сгруппировав их.

  1. Подбери к ним заглавия.

  1. Посмотри еще раз отмеченный текст, проверив,  соответствуют ли заголовки.

6.  Расскажи о герое:

  1. внешний вид;

  1. поступки;

  1. прямая речь героя;

  1. высказывания других персонажей о герое;

  1. его собственные мысли.

Рекомендация

Программа комплексного анализа текста.

1.Подготовься к выразительному чтению текста (отрывка):

а) определи, где нужно поставить логические ударения;

б) паузы – короткие и более продолжительные;

в) выбери нужный тон  и темп чтения;

г) принимай во внимание содержание текста, языковые особенности.

2.Определи жанр произведения:

а) сказка – о животных, волшебная, социально-бытовая;

б) рассказ - небольшое произведение, в центре которого один эпизод;

   в) басня – наличие морали и аллегории;

г) пьеса - литературное произведение, предназначенное для сцены.

3.Определи тему текста.

4.Определи основную мысль текста.

5.Найди опорные слова в тексте.

      6.Озаглавь текст.

7. Докажи, что это текст.        

8.Определи стиль текста. Докажи свое мнение.

9.Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является этот текст? Докажи.

10.Объясни, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

11.Подбери к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов выбрали это слово?

12.Найди в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблении? Докажите, что эти слова многозначны.

13.Составь план текста.

14.Подготовься к его пересказу (устному или письменному; подробному, сжатому или выборочному


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Алгоритм работы.

Памятка содержит алгоритм решения текстовых задач и уравнений. Предназначена учащимся начальной школы....

Памятка "Алгоритм списывания слова и предложения"

Эта работа  по развитию регулятивных УУД.Работа по алгоритму позволяет ребенку научиться осмысленно списывать текст,помогает избежать "бездумного срисовывания" букв....

Материал для учащихся (памятки, алгоритмы)

Памятка для работы с текстом учебника ·       прочитайте параграф и выделите основную идею текста;·       подберите примеры, подтвержда...

Памятка: "Алгоритм определения спряжения глагола".

Материал содержитт алгоритм определения спряжения по ударному и безударному личному окончанию глагола....

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....

Карточка-памятка: алгоритм выполнения деления с остатком и его проверка.

Карточка-памятка используется, как раздаточный материал в помощь детям при изучении темы "Деление с остатком" в 3 классе....

Карточка-памятка: "Алгоритм работы над задачей".

Карточка-памятка используется как раздаточный материал в помощь детям при решениии задач....