УМК «Перспективная начальная школа». Литературное чтение. 2 класс. Тема: Природа для поэта и художника – любимая и живая. Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Урок по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_soyki_model_uroka_kreativnoe_myshlenie.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска средняя общеобразовательная школа №26

УМК «Перспективная начальная школа».

 Литературное чтение. 2 класс.

Тема: Природа для поэта и художника – любимая и живая.
Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц»

Учитель: Власова Надежда Анатольевна

Иркутск 2014

 

Урок литературного чтения во 2 классе
Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки»
Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц»
УМК «Перспективная начальная школа»
Власова Н.А. - учитель начальных классов

Тема урока:
Природа для поэта и художника – любимая и живая.
Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц»
Цель : 
обнаружить вместе с детьми, что такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе , позволяют поэтам и художникам очень убедительно , точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях;
Задачи урока: 
на основе сравнения образов, их действий и признаков развивать речь обучающихся, желание и умение принимать активное участие в беседе; развивать умение осознавать и принимать учебную цель; проверять, правильно ли выполняется работа (её процесс и результат);
развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;
развивать умения анализировать, сравнивать, выбирать объект для исследования, планировать работу, применять способы фиксирования результатов;
формировать общеучебные навыки;
формировать практические навыки исследовательской деятельности, формировать умение формулировать гипотезу, делать вывод;
способствовать формированию интеллектуальных навыков;
формировать умение ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, работать с иллюстрациями
воспитывать чуткое отношение к литературе как к виду искусства, потребность в чтении;
учить вслушиваться в авторский голос.
Демонстрационные материалы: 
электронная презентация
портреты Ю.Коваля и А.Дюрера
Раздаточный материал:
словари
лупы
Ход урока:
 1. Организация учебной деятельности
У . - Прозвенел звонок – начинается урок. Выберите действие , которое вам хочется выполнить , чтобы проверить свою готовность к уроку (на слайде: посмотри, послушай, потрогай). Учитель перечисляет необходимые для урока материалы и инструменты.
- Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так.
- Посмотрите на соседа, улыбнитесь.
- Начинаем урок.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
Цели:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;
2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении нового задания;
Слайд №1.

 Игра: «Кто играет в прятки»? Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые. (Друг за другом появляются названия и изображения животных)

У. – В каком стихотворении встречались эти животные?
Д. - Эти насекомые, птицы и маленькие зверьки встречались в стихотворении Леонида Яхнина «Музыка леса»
У. – Прочитайте выразительно стихотворение.
Д. Дети читают стихотворение по частям
2) Работа над содержанием стихотворения
У. - С чем герой произведения сравнивает белку?
Д. - Белку герой сравнивает с рыжей метелкой.
У. - Как называет стрекоз? А паутину? А стрекот кузнечика?
Д. - Стрекоз герой называет цветными крестиками, паутину — сачком, а стрекот кузнечика - музыкой.
(Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, детям нужно очень внимательно и не один раз перечитать стихотворение, чтобы на них ответить.)
3) У. - Какое открытие сделал герой этого стихотворения? Где об этом говорится?
Д. - Об этом открытии говорится в последней части стихотворения:
Я думал, что средь бела дня
Один в лесу бродил.
Но целый мир вокруг меня
Летал,
трудился,
жил.
4) Выод: - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — целый мир.
Слайд №2. На экране появляется изображение леса.
Выявление места и причины затруднения
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение;
2) организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений, которых не хватает для решения задания;
У. - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — целый мир.
У. - Мог ли такое открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? Подтверди свое мнение.
Д. - Такое открытие мог сделать только очень наблюдательный, любящий природу человек. То, что герой стихотворения именно такой, подтверждает его чуткость к лесным звукам (он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей), его способность замечать то, что не сразу бросается в глаза (он заметил промелькнувшую мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз; он разглядел паучка на паутинке, мышку в норке).
IV. Построение проекта выхода из затруднения 
Цели:
1) организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения:
- постановка цели проекта;
- уточнение темы урока;
- определение средств ;
- построение плана достижения цели
У. - Название стихотворения выражает его ТЕМУ или его ос новную МЫСЛЬ?
Д. - Тема стихотворения — это прогулка героя по лесу. А основная мысль — это то, что внимательному, любящему взгляду открывается нечто чудесное. Человек, наделенный таким взглядом, способен услышать музыку леса. Поэтому название стихотворения выражает его основную мысль, а не тему.
У. – А теперь и мы прослушаем, какую же музыку услышал автор.

Слайд №3. Появляется портрет Ю.Коваля. Звучит фонограмма «Звуки леса».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 «Дождик». (Дети, сидящие за первой партой начинают ритмично похлопывать по коленям. К ним постепенно, по цепочке, присоединяются остальные – «дождь усиливается». Так же, постепенно, дети прекращают похлопывание – «дождь прекращается».)
V. Реализация построенного проекта 
Цели:
1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
2)организовать фиксацию преодоления затруднения;
3) организовать уточнение общего характера нового знания
У. - Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением, с рассказом Юрия Коваля «Три сойки».
У. – Объясните, пожалуйста, значения нескольких слов. Предлагаю вам поработать со словарями для определения значения слов:
заблуждение
палевая
хохолок
Д. Дети ищут значение слов в словарях
Первичное чтение текста
У. – Вам приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют»?
( После первого прочтения текста благодаря ярким описания и сравнениям дети смогут себе это представить. Если дети видели соек, пусть расскажут о своих впечатлениях.)
Слайд №4. Изображение сойки. Фонограмма «Крики соек».
4) Работа над текстом
У. - Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем не соответствует?
(Школьники должны обратить внимание на следующий отрывок:«Одна кричит: «Дозреет! Дозреет!» Другая: «Догреет! Догреет!» А третья кричит: «Тринтрябрь!» В словах, которые слышатся автору, можно отметить повторяющиеся сочетания резких звуков: «зр», «гр», «тр», «бр».)
У. - Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко?
Д. - Слова-названия действий, которые школьники могут выписать, такие: кричать, орать, трещать, драть горло.
У. - Найдите в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек.
Д. Устно дети могут отметить такие выражения из текста:
«Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору».
«...А уж голос, как у граблей — скрип да хрип».
У. - Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие звуки в них повторяются.
Д. - Эти слова передают как раз такие резкие сочетания звуков: шишка трется о кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки: «скр», «хр».
Постановка проблемы:
У. - Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных?
(Кот  говорит: «Любовью к природе». Миша говорит: «Воображением».)
У. - А вы как думаете? Вам понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек?
Вывод.

Чтобы понимать речь животных, человек должен любить при роду и обладать воображением. Заинтересованное, внимательное отношение к природе позволяет услышать голоса зверей и птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем говорят животные. Юрий Коваль наделен и внимательным, любовным взглядом на окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения очень точны и интересны.
VI. Первичное закрепление.
Цели:
1) организовать усвоение учащимися усвоения нового способа действий;
Чтение текста по цепочке
VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону 
Цели:
1) организовать поход в «Музейный Дом»;
У. - Сходите в «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ». Найдите зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Вы помните название другой его работы?
(Можете посмотреть в первой части учебника.)
Слайд № 5. Портрет А.Дюрера
Д. Школьники вспоминают работу Альбрехта Дюрера «Травы»
.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цели:
1) организовать выявление заданий, где используется новый способ действия
2) рассмотреть «Зайца», нарисованного художником Альбрехтом Дюрером
1) Работа над картиной. Рассмотрение картины с помощью луп.
У. - В какое время года художник писал зайца? (Обратите внимание на окраску шубки зайца.)
Д. - У зайца «летняя» — серо-коричневая, пестренькая окраска.
У. - Где он писал зайца: на улице или в комнате? (Всмотритесь: в зрачке у зайца отражается оконная рама.)
Д. - Художник изображает зайца на нейтральном фоне, но, судя по отраженному в зрачке зайца переплету окна, заяц находится в комнате.
У. - Заяц спокоен или напуган?
(Посмотрите внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.)
Д. - По тому, как сложены передние лапки, как раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону, можно сказать, что заяц находится в состоянии напряжения, что ему неуютно.
У. - Разная ли шерстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пестрая?
Д. - Самая короткая и бархатистая на ощупь шерстка — на ушках; на лапках шерсть пожестче; самая пушистая шерсть у этого зайца на боках, а самая длинная, похожая по окраске на птичье оперение, — на его спинке. Разницу по цвету дети и сами без труда определят и озвучат.
Постановка проблемы:
У. - Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир при роды?
Д. - Только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние.
Слайд №6. Картина А.Дюрера «Заяц».
IX. Рефлексия учебной деятельности
Цели:
1) организовать оценивание собственной деятельности;
2) организовать обсуждение и запись домашнего задания
У. – Что особенно заинтересовало вас на уроке?
- Что вас взволновало? О чем задумались?
- Достигли ли мы цели?
- Оцените свою деятельность.
Домашнее задание:
Выберите задание, которое считаете наиболее подходящим для вас.

  • Подготовить пересказ «Три сойки». Выполнить задание  в рабочей тетради  с. 26-27
  • Прочитать рассказ еще раз и нарисовать соек или выполнить объемную поделку из любого материала.
  • Написать короткий рассказ о чем еще могут говорить сойки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...

Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Литературное чтение

Рабочая программа для 2 класса. УМК: Перспективная начальная школа. Литературное чтение...