Урок литературного чтения в 4-м классе тувинской школы
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Рассказ без названия по В. Бианки, учебник для 4 класса тувинской школы, авторы Бегзи Р.Р., Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дамба Алдын-Кыс Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Эрзин

Урок литературного чтения в 4-м классе тувинской школы

           Материал для чтения: Рассказ без названия по В. Бианки, учебник для 4 класса тувинской школы, авторы Бегзи Р.Р., Селиверстова Г.М., Манзанова Ф.Т.

Работа над произношением: звук  [ц] и слова со звуком [ц].

Слова для активного усвоения: старорусские названия весенних месяцев: капельник, снегогон, цветень- слова очень ярко характеризующие фенологические приметы каждого месяца.

Слова и выражения для пассивного понимания:пестринки подснежников,

Метапредметные результаты обучения на уроке: умение рассуждать, умение сотавить небольшой рассказ о весне с использованием усвоенных на уроке слов активного и пассивного словаря.

Технологии, использованные на уроке: использование подстановочных таблиц для составления предложений и рассказа;

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Саяна Алексеевна. Я работаю в школе № 2 с такими же детьми, как и вы, учу их математике, родному языку, русскому языку. Сегодня я у вас в гостях. Вы хозяева, а я ваша гостья. Наше знакомство состоится на уроке литературного чтения. Поскольку мы видимся первый раз, мы должны удивит друг друга, чтобы запомнить         друг друга. И тогда наше знакомство будет приятным для нас всех.

Для начала послушайте мою загадку и отгадайте её.

        Есть на дереве дворец.

         В том дворце живёт певец.

         Во дворце у певца

         Появилось три птенца.

        Отгадай же, кто певец.

         Кто построил тот дворец?

- Кто же назовёт отгадку? Докажите отгадку.

Почему называют певец? (Певцом скворца называют потому, что до появления птенцов весной скворец много поёт)

Что за дворец на дереве? (Дворец на дереве- это скворечник)

Кто построил дворец для птенца? (Скоречник построили ребята)

Слайд №1

-Вы хорошо сумели доказать отгадку.

В загадке есть слова

дворец, певец, птенец, скворец.

- Какой звук вы слышите на конце этих слов?

-Поучимся произносить звук [ц].

Приготовьте язычок к произношению звука[т], начинайте его произносить и, не останавливаясь, плавно, но быстро  следом произносите звук [с]. Давайте произносить вместе.

А теперь говорите громко и быстро. (Несколько человек индивидульно произносят)

-Какой это звук?

-Какой согласный? Докажите. (Он не поётся, колокольчик не звенит, моторчик не работает)

- Ещё он какой? (всегда твёрдый)

Произношение слов:

-А теперь следом за мной произносите слова:

скворец, птенец, месяц, цветок, цветень.(на доске)

-Какое здесь слово для вас новое?

-Какой в них корень?

(Цветок, цветень- корень цвет)

-Как вы думаете, что такое цветень?

- Со словом цветень мы познакомимся, когда будем читать новый рассказ.

2. Сообщение темы урока.

-По словам, по фонетической зарядке вы поняли, о каком времени года мы будем разговаривать и читать на сегодняшнем уроке?

-Что вы можете рассказать о весне?

Цель урока: Сегодня на уроке вы прочитаете рассказ В. Бианки о весне и научитесь рассказывать о весне по-новому.

  1. Новый материал.

-Откройте учебник на с.119. Смотрите упражнение241.

-Ребята, посмотрите, чего нет у этого рассказа. Значит, что нужно дальше сделать?

-Поэтому слушайте и думайте, как можно его назвать.

1)Чтение текста учителем. (пауза)

-Вам понравился рассказ?

2. Словарная работа.

- О том, что нам понравилось в рассказе, мы поговорим потом, а теперь поработаем о новых словах, которые  встретятся вам в этом тексте.

(колокольчик)

-Что это?

-Да. Это колокольчик, по- другому его можно называть бубенчик. Как его называют по- тувински?(конгажыгаш)

-Что делает бубенчик? (Бубенчик звенит)

-Как он звенит? (Весело и радостно)

-Ещё в тексте встретится слово вешние. Вешние –значит весенние. Слово вешний употребляется, когда мы говорим о погоде, о природе, о водах.

3. Чтение детей в полголоса.(1-1,5 мин)

4. Чтение вслух.

-Ребята, вы прочитали текст, на сколько частей его можно разделить? (на 3 части) (посмотрите на названия месяцев)

-О каком месяце говорится в первой части?

- О каком месяце говорится во второй части?

- О каком месяце говорится в третьей части?

5. Работа по постановочной таблице №1.

слайд №2

Март- первый

Апрель- второй                         весенний месяц. Его называют…

Май- третий

Для справок: капельник; весна воды; цветень.

6. Работа над первой частью рассказа.

- Сейчас вы будете читать по частям.

-Первую част рассказа прочитает…Оценка

После чтения слайд №3

- Ребята, посмотрите, на картине репродукция картины Ильи Левитана. Как вы думаете, как называется эта картина. (Эта картина называется «Март»)

-Как у русского народа называется первый месяц весны? (капельник)

-Почему он так называется?(начинает таять снег, везде бежит и капает)

-Почему Бианки сказал о марте «Весна земли»? Потому снег тает, появляются проталины(когда снег тает, проталивает до земли и виднеется чёрная земля).

- что сказане о солнце в марте. Найдите и прочитайте.

Солнце начинает побеждать зиму.

-Как вы это понимаете? (снег тает, появляются льдинки- зима сдаётся)

- Кто радуется весне? (птички, которые зимовали – воробьи, синички)

-Найдите и прочитайте, как они радуются.

-В обычном разговоре мы говорим: Весна придёт. А как красиво о приходе весны сказал В. Бианки?

Весна прилетит к нам на крыльях птиц.

-Как вы  понимаете это? (птицы прилетают и приносят весну)

7.Работа по постановочной таблице №2.

Слайд №4

                                         начинает таять снег.

В марте

                                         Тает снег.

8. Работа над второй частью рассказа.

-Вторую часть рассказа прочитает…оценка

Во время чтения слайд №5 картина «Апрель –большая вода)

- Апрель в старину русский народ назвал снегогон. Какие корни спрятались в слове снегогон.(снег гонит, прогоняет снег)

-А как Бианки назвал месяц апрель?(весна воды)

-Что сказал Бианки о вешних водах? Что они сделали? (заревели)

-Посмотрите этот отрывок об апреле, какя загадка спряталась в этой части рассказа?(Летит- молчит, сядет- молчит, а умрёт- заревёт)

- Снег падает тихо, лежит тихо, а когда тает и собирается в ручейки, шумит, ревёт.

Физминутка

Слайд №6

-Давайте отдохнём, сделаем зарядочку. Послушайте под какие стишки мы сделаем зарядку.

Солнце в золоте лучей

нам подмигивает.

Через улицу ручей

перепрыгивает.

- Ах, ручей, чей ты, чей?

-Я из снега и лучей.

Я бегу, я смеюсь,

Я сейчас с другим сольюсь.

9.Работа по постановочной таблице №3.

Слайд №7

                                                         с юга                              грачи.

В апреле возвращаются                                                        ласточки.

                                                         из тёплых стран            жаворонки.

10. Работа над третьей частью рассказа.

--Вторую часть рассказа прочитает…оценка

Во время чтения слайд №8

-Как у русского народа называется третий месяц весны.(Май-цветень0

-Я вам обещала, что о слове цветень мы с вами поговорим.

Скажите ещё раз, какой корень в этом слове? Назовите однокоренные слова.

-Почему май  называется цветень?(всё цветёт)

-Обратите внимание на картину. Картина называется «Первое цветенье». Её написал художник Михаил Ромадин.

-Как ещё назвал Бианки месяц май? Найдите и прочитайте.

Месяц песен и плясок.

-Когда мы читали о марте, мы прочитали «Солнце начинает побеждать зиму», а что в мае произошло? (Победа солнца над холодом)

- Скажите, почему Бианки сказал, «Одевается лес»? Что это значит?

-Зимой деревья какие стоят?(голые)

-Что весной происходит?(лес одевается)

-А что надевает земля? Как об этом писал Бианки. (Посмотрите в части апрель)

Земля надевает яркое платье с пестринками нежных подснежников.

11.Работа по постановочной таблице №4.

слайд 9

                                                 месяц песен и плясок.

Май- это

                                                 победа солнца над холодом.

12. Работа над олицетворением.

- Посмотрите, на земле появилась зелёная травка, на деревьях появились зелёные листья, а писатель В. Бианки о земле, о лесе написал как о живом существе.(Лес одевается, земля надевает платье)

-А ещё о чём Бианки написал о живом существе? Посмотрите про вешние воды.

Они заревели.

13.

-Мы прочитали весь рассказ, поговорили о нём. А теперь подумайте и скажите, как его можно назвать.(Весна, три весны, три весенние месяца)

-Очень хорошее навание, давайте его назовём …

-Что каждому из вас понравилось в этом рассказе? Поделитесь со мной. Какие слова. Какие выражения вам понравились?

-Мне, например, понравилось как автор написал о пение птиц.

В садах звенит весёлый бубенчик синиц.(ответы детей)

14. Составление рассказа по подстановочным таблицам.

- А теперь давайте  составим рассказ по нашим подстановочным таблицам.

Из первой таблицы берите все три предложения, А из остальных предложений берите по одному предложению.  

                                           Оценки!

  1. Итог урока.

–Что нового вы узнали в описании весны?

-Какие новые слова и выражения вы можете употребить в рассказе о весне, прочитав рассказ Бианки.

-Если на земле появляется зелёная трава, как вы можете сказать? (земля надевает платье с нежными пестринками).

- Если на деревьях появились зелёные листочки, как вы можете назвать это по-новому?(Лес одевается)

-В садах звонко поют птицы, как по Бианки об этом красиво можно сказать?( В садах звенит весёлый бубенчик синиц.)

-как по русски назывались весенние месяцы?

-Спасибо, ребята, вы хорошо работали, разговаривали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

Конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы

Папка содержит конспект урока литературного чтения во 2-3 классе малокомплектной школы, где 2 класс идет по программе "Школа России" ФГОС, а 3 класс по той же , но обычной программе.  Урок чтения...

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Урок литературного чтения "Два Мороза" 2 класс "УМК Школа России"

«Два Мороза» русская народная сказка 2 класс...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Презентация + конспект урока литературного чтения " Мышонок Пик" (3 класс УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: познакомить с произведением; формировать умение анализировать художественный текст; учить соотносить текст и иллюстрацию; формировать навык осознанного и выразительного чтен...