Рабочая программа по литературному чтению,1 класс,УМК "Планета знаний"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Чеботарёва Наталья Васильевна

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная разработка содержит пояснительную записку, содержание программы, планируемые предметные результаты освоения программы по литературному чтению первого класса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №51 г. Липецка

Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

от25.08.2015г.протокол№1

Руководитель МО

________/М.Н.Ларькина/

Согласовано

на заседании методического совета

от26.08.2015 протокол №1

Руководитель МС

________/Н. Д. Покачалова/

Утверждено

Приказ от __________ №

Директор МАОУ СШ №51

________/С. В. Бедрова/

Рабочая программа

по литературному чтению

(наименование учебного предмета)

1 Б класс

(класс)

2015-2016 учебный год

(срок реализации программы)

Программу составил(а)

Чеботарева Наталья  Васильевна, стаж работы  20 лет,

высшая квалификационная категория.                                       

             (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная категория)

Липецк

2015г.

Пояснительная записка

     Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувство, мировоззрение дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.

Курс литературного чтения в 1 классе направлен на достижение следующих задач:

— формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

— формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

— развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

— формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

— формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

— развитие воображения, творческих способностей;

— формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

— обогащение представлений об окружающем мире.

Предмет «Литературное чтение» входит в предметную область «Филология».

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС начального общего образования.

    Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы курса «Литературное чтение» 1 класс, Э.Э.Кац. (Учебно-методический комплект «Планета знаний» - М.: АСТ, Астрель, 2009);

 В авторскую программу внесены изменения по теме: «Природа и мы» (увеличено на 3 часа).

                                 

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Литературное чтение» предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников, право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

    Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения.  Обучающиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Содержание и построение предмета «Литературное чтение» определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Список произведений, включенных в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.  

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа предназначена для изучения литературного чтения, составлена на 132 часа (из расчета 4 часа в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ № 51 г. Липецка на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Программа «Литературное чтение» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 1-ом классе.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихсябудет сформировано:

  • положительное отношение к урокам литературного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  • внимательного отношения к нравственному содержанию поступков;
  • внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей;

У учащихся может быть сформировано:

  • внимание к красоте окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

        Учащиеся научатся:

  • воспринимать на слух художественное произведение;
  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;
  • объяснять смысл названия произведения;
  • читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свое отношение к героям произведения с помощью учителя, опираясь на личный опыт.

Творческая деятельность

        Учащиеся научатся:

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • сочинять рассказы по рисункам;
  • сочинять короткие истории на заданную тему по вопросам педагога.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся получат возможность научиться:

  • выделять рифмы в тексте стихотворения;
  • чувствовать ритм стихотворения (прохлопывать ритм);
  • различать сказки, стихотворения, рассказы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
  • находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике (под руководством учителя);
  • участвовать в диалоге;
  • сравнивать героев разных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
  • знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
  • внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
  • сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Содержание учебного предмета

(132 часа)

Наша речь (17 ч)

Здравствуй, школа! Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Мы живем в России. Наш общий язык русский. Как мы общаемся. Как зарождалась речь. Устная и письменная речь. Предложение. Знаки препинания. Предмет и слово. Слоги. Звуки речи. Ударение. Звуки и буквы.

Алфавит (22 ч)

Звук  а. буквы А, а. Звук у . Буквы У, у. закрепление изученного. Обычные буквы – специальные знаки. Звуки м, м. Буквы М, м. Звуки н, н. Буквы Н, н. Большая буква в именах людей и кличках животных.   Закрепление изученного. Звук о. Буквы О, о.Звук э. Буквы Э, э. Использование слов он, она, оно. Закрепление изученного. Звуки р, р. Буквы Р, р. Звуки л, л. Буквы Л, л.Закрепление изученного. Звук ы. Буква ы. Звук и, буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и. Слова с противоположным значением. Звук й. Буквы Й, й. Закрепление изученного.

Алфавит (36 ч).

Звуки б, б. Буквы Б, б. Звуки п, п. Буквы П, п.Закрепление изученного. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Звуки в, в. Буквы В, в. Звуки Ф, Ф. Буквы Ф, ф. Закрепление изученного.Звуки г, г. Буквы Г, г. Звуки к, к. Буквы К, к. Закрепление изученного. Звуки д, д. Буквы Д, д. Звуки т, т. Буквы Т, т. Закрепление изученного. Большая буква в географических названиях. Звук ж. Буквы Ж, ж.  Звук ш. Буквы Ш, ш. Сочетания « жи» и « ши». Закрепление изученного.  Звуки з, з. Буквы З, з. Звуки с, с. Буквы С, с. Слова в, на, за, над, под. Буквы Е, е, У, у. Буквы е, е – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Диалог. Речевой этикет. Закрепление изученного. Буквы Ю, ю. Буквы Я, я. Устное народное творчество. Песня. Буква ь. Разделительный ь. Две роли мягкого знака в русском языке. Разделительный ъ. Звук х, х. Буквы Х, х. Звук ц. Буквы Ц, ц. Веселые путаницы. Звук ч. Буквы Ч, ч. Звук щ. Буквы Щ, щ. Буквы и звуки. Алфавит. Необычные азбуки. Из истории букварей. Читальный зал. Сказки – диалоги о животных. В. Бианки « Лис и мышонок». Н. Сладков « Кто как спит». Н. Сладков « Волк и сова». Е. Чарушин « Заяц и черепаха». Е. Чарушин «Лисята». И. Соколов – Микитов «Заяц – беляк»». Е. Чарушин «Еж». Г. Снегирев «медвежонок». Сказки в сказке. Загадки. Итоговый урок.

Страна Вообразилия (23 ч)

С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К. Чуковский «Храбрецы», «Тараканище» (отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»;О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

Сказки о животных (18 ч)

Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».

Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».

Природа и мы (16 ч)

Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е. Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение.К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов, изменению силы голоса, выдерживанию пауз.

Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике.

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Первоклассники учатся под руководством учителя выразительно читать стихотворения, учить их наизусть, участвовать в «живых» картинах, коротких инсценировках.

Литературоведческая пропедевтика

Первоклассники знакомятся: со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами; а также со стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и«герой произведения», учатся включать их в свою речь.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий:

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. – М.: АСТ, Астрель, 2011.

Э. Э. Кац. Литературное чтение. 1 класс. Рабочие тетради № 1. – М.: АСТ, Астрель, 2011.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие. – М.: АСТ, Астрель, 2010.

Богоуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург,2002.

Детская энциклопедия. – М., 1971.

Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н.Морохин. – М., 1986.

Словарь русского языка / авт. – сост. С.И.Ожегов. – М., 1968.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). – М., 1982.

Слов драгоценных клады / сост. Е.Галеева. – М., 1997.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках литературного чтения, относятся:

компьютер;

интерактивная доска;

Оборудование класса:

         настенная магнитная доска  с набором магнитов для крепления таблиц;

         ученические двухместные столы с комплектов стульев;

        стол учительский с тумбой;

        шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.


Тематическое планирование.

Обучение грамоте.

(90 часов )

№ урока

Тема урока

Виды учебной деятельности обучающихся

Дата прохождения темы

по плану

фактически

1

Здравствуй, школа!

Ориентироваться в букваре и рабочей тетради.

Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге.

2.09

2

Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!

Сравнивать (с помощью иллюстраций) дошкольную и школьную учебную деятельность.

Обсуждать свою новую социальную роль школьника

3.09

3

Мы живем в России. Наш общий язык – русский.

Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике.

Вступать в диалог в процессе совместной игры.

4.09

4

Как мы общаемся. Язык мимики и жестов.

Определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты). Комментировать иллюстрации в учебнике.

Вступать в диалог в процессе совместной игры.

7.09

5

Как зарождалась речь.

Комментировать последовательность иллюстраций в букваре.

Разыгрывать ситуации передачи информации без использования речи. Осваивать правила выполнения работы в паре.

9.09

6

Устная и письменная речь.

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок

10.09

7

Предложение.

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок

11.09

8

Знаки препинания.

Наблюдать за особенностями устной и письменной речи. Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок

14.09

9

Предмет и слово.

Различать предмет и слово, обозначающее этот предмет. Соотносить название изображенного предмета со схемой слова, обозначающего этот предмет. Моделировать звуковой состав слова (количество звуков)

16.09

10

Слоги.

Скандировать по слогам слова-предложения. Определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова

17.09

11

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой

18.09

12

Звуки речи. Твердые и мягкие согласные звуки.

Классифицировать звуки в ходе специального прослушивания. Соотносить название предмета с его звуковой схемой

21.09

13

Ударение. Ударный слог.

Объяснять смыслоразличительную роль ударения при сравнении слов (замок—замок). Выделять ударные слоги при произнесении различных слов. Определять на схеме место ударения в слове

23.09

14

Звуки и буквы.

Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

24.09

15

Звук [а]. буквы А. а.

Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

25.09

16

Звук [у]. Буквы У. у.

Находить буквы современного русского алфавита среди других групп букв. Объяснять смысл определения: буквы — знаки звуков

28.09

17

Обычные буквы – специальные знаки.

Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте. Заменять буквы в словах и наблюдать за изменением значения слов с опорой на иллюстрации в букваре (при решении ребусов)

30.09

18

Звуки м. м. Буквы М. м.

Читать двухсложные слова. Определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] и мягкого [м']. Различать слоги и слова, слова и предложения. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями

1.10

19

Звуки н, н. Буквы Н,н.

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Наблюдать за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове. Наблюдать за многозначностью слов с опорой на иллюстрации

2.10

20

Большая буква в именах людей и кличках животных.

Выделять среди слов имена людей. Сопоставлять похожие по написанию, но разные по значению слова. Определять количество предложений в тексте

5.10

21

Закрепление изученного.

Дополнять слоги до слов. Расшифровывать буквенную символику («М», «ТУ», «АН»). Экспериментировать со своей фамилией, используя ее часть для придумывания названия марки самолета

12.10

22

Звук о. буквы О, о.

Читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки. Соотносить названия предметов со  звуковой и неполной буквенной схемами. Выделять из цепочки слогов слова и читать их

14.10

23

Звук э. Буквы Э,э.

Наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения. Устанавливать связь слов в предложении (в процессе совместного обсуждения) и наблюдать за изменением слов. Распределять роли и очередность действий при работе в парах (под руководством учителя)

15.10

24

Использование слов он, она, оно.

Соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно. Дополнять слоги до слов с опорой на рисунки. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов

16.10

25

Закрепление изученного.

Восстанавливать и читать слова с пропущенной буквой. Читать слова, записанные нестандартным способом. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове

19.10

26

Звуки р, р. Буквы Р, р.

Выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки. Читать предложения, перемещая логическое ударение (в процессе коллективной работы). Сочинять чистоговорку, используя слоги ра-ру (работа в парах)

21.10

27

Звуки л, л. Буквы Л, л.

Читать слова, заменяя буквы «р» на «л» и наоборот. Выбирать из текста предложение, соответствующее данной схеме. Составлять рассказ по заданной теме ( из 3-4 предложений)

22.10

28

Закрепление изученного.

Анализировать звуковой и буквенный составы слов. Подбирать пару к полным и уменьшительным (кратким) именам (при работе в парах и самостоятельно)

23.10

29

Закрепление изученного.

Восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами и слова-палиндромы. Наблюдать за изменением смысла слова при  замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов)

26.10

30-31

Звук ы. Буква ы.Звук и. Буква И, и . Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой « и».

Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы ). Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте

28.10

29.10

32

Закрепление изученного. Слова с противоположным значением.

Выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы ). Различать слова в форме единственного и множественного числа на основе игры «Один — много». Отвечать на вопросы в тексте

30.10

33

Звук й, буквы Й, й.

Определять на слух наличие в словах звука [й']. Правильно произносить и читать слова со звуком [й'] и буквой й. Разыгрывать ситуации (с опорой на иллюстрации в букваре)

2.11

34

Закрепление изученного.

Образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина). Придумывать свои варианты данной скороговорки, используя перестановку слов.

5.11

35

Звуки б, б . Буквы Б, б.

Выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи. Восстанавливать слова и придумывать с ними предложения (с опорой на иллюстрации в букваре). Составлять слово из первых букв названий предметов

6.11

36

Звуки п, п. Буквы П, п.

Овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения. Находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме

9.11

37

Закрепление изученного.

Находить среди слогов слова, значение которых можно объяснить. Подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре)

11.11

38

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Наблюдать за сильной и слабой позициями звука [б] в предложенных словах. Сопоставлять парные звуки по твердости–мягкости [б] — [б'] и [п] — [п'] и парные звуки по звонкости–глухости [б] — [п], [б'] — [п']

12.11

39

Звуки в, в. Буквы В, в.

Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов. Читать слова с переносом на другую строку. Находить «слово в слове», не меняя буквы местами

13.11

40

Звуки ф, ф. Буквы Ф, ф.

Образовывать мужские и женские фамилии от данных имен (работа в паре). Узнавать необходимую информацию, задавая  вопросы взрослым

16.11

41

Закрепление изученного.

Наблюдать за изменением слов в столбиках и объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Расшифровывать анаграммы с опорой на заданный порядок букв

23.11

42-43

Закрепление изученного.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [в] в предложенных словах. Осваивать новые способы решения ребусов с использованием воображаемого предлога «в». Определять прямое и переносное значение слов

25.11

26.11

44

Звуки г, г. Буквы Г, г.

Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками

27.11

45

Звуки к, к. Буквы К, к.

Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать ее. Объяснять происхождение слов (названий грибов). Читать стихотворение по ролям. Воспроизводить стихотворные строки с различными смысловыми оттенками

30.11

46

Закрепление изученного.

Объяснять специфику словообразования с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена). Подбирать слова-признаки к изображенным предметам и антонимы к данным словам. Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно)

2.12

47

Закрепление изученного.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Различать сказки, написанные в поэтической и прозаической форме. Придумывать и восстанавливать вопросительные предложения

3.12

48

Звуки д, д. буквы Д, д.

Анализировать текст скороговорок на наличие в них слов со звуками [д], [д']. Различать слова — названия предметов и слова — признаки предметов. Находить в словах общую часть. Определять в тексте функции небуквенных графических средств

4.12

49

Звуки т, т. Буквы Т, т.

Обобщать слова по тематическому признаку. Находить в тексте слово, используемое в разных значениях. Находить информацию по заданию в букваре

7.12

50

Закрепление изученного.

Выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт

9.12

51

Большая буква в географических названиях.

Узнавать географические названия среди других слов. Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [г] в предложенных словах. Находить закономерность в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность

10.12

52

Звук ж. Буквы Ж, ж.

Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана с добрые дела»

11.12

53

Звук ш. Буквы Ш, ш.

Группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана с добрые дела»

14.12

54

Сочетания «жи» и «ши»

Сравнивать произношение слов (содержащих жи–ши) с их написанием. Воспроизводить строки текста с различными смысловыми оттенками

16.12

55

Закрепление изученного.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж], в предложенных словах. Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки: народная – авторская, русская – зарубежная

17.12

56

Звуки з,з. Буквы З, з.

Подбирать синонимы к названиям предметов. Классифицировать слова-названия предметов, слова – признаки и слова-действия. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему. Пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

18.12

57

Звуки с, с. Буквы С, с.

Подбирать слова-антонимы к разным частям речи (без использования терминов). Самостоятельно озаглавливать текст. Объяснять использование букв в спортивной символике

21.12

58

Закрепление изученного.

Активизировать и расширять словарный запас, используя знания о многозначности слова, о синонимах и антонимах (без использования терминов). Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями

23.12

59

Слова в, на, за, над, под.

Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [з]. Устанавливать зависимость между  смыслом предложения и средствами связи слов (предлогами). Выражать свое отношение к поступкам героя рассказа

24.12

60

Буквы Е, е, Е, е

Сравнивать слова, содержащие буквы е и ё в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы. Выявлять общий признак у изображенных предметов. Объяснять значения слов и причину переноса названия одного предмета на другой

25.12

62

Буквы е, е – показатели мягкости предшествующих согласных звуков.

Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов. Заучивать наизусть стихотворение или его часть (по желанию). Вспоминать ранее изученные стихи по данной тематике

28.12

63

Диалог. Речевой этикет.

Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками (в ситуациях учебного и бытового общения). Придумывать и разыгрывать диалоги с использованием «вежливых» слов. Заменять фразеологические обороты (без использования термина) соответствующим словом

30.12

64

Закрепление изученного.

Определять на слух наличие в словах звука [й']. Различать две функции букв е, ё в словах. Осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст. Подбирать к названиям изображенных предметов синонимы

31.12

65

Буквы Ю, ю.

Выделять первую букву и первый звук в предложенных словах. Сопоставлять содержание стихотворения с иллюстрациями к нему. Приводить примеры многозначных слов и объяснять их значение

11.01

66

Буквы Я, я.

Использовать ранее полученные знания для проведения звуко-буквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие. Выразительно читать рассказ по ролям

13.01

67

Устное народное творчество . Песня.

Рассказывать о своем восприятии и о своем отношении к русским народным песням и сказкам. Выявлять в текстах  песен и сказок звуковой ряд, влияющий на образование слов с оттенками нежности и ласковости. Экспериментировать с названиями сказок по предлагаемому образцу

14.01

68

Закрепление изученного.

Определять в словах наличие звука [й'], его место в слове и обозначение на письме. Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами

15.01

69

Буква ь.

Сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком»

18.01

70

Закрепление изученного.

Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. Группировать слова по тематическому принципу. Фантазировать на тему, как может выглядеть лень. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения

20.01

71

Разделительный мягкий знак.

Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук  [й'], но нет буквы й (разные случаи).  Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Сочинять веселую путаницу методом перестановки слов (работа в парах)

21.01

72

Две роли мягкого знака в русском языке.

Читать и устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и словах с мягким знаком — показателем мягкости. Заучивать стихи (по желанию), узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым

22.01

73

Разделительный твердый знак.

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным твердым знаком. Правильно называть изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?»

25.01

74

Закрепление изученного.

Дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твердым знаком с опорой на иллюстрации в букваре. Вспоминать и называть слова, в которых слышится звук  [й'], но нет буквы й (все случаи).  Объяснять переносное значение слов, обозначающих способы подъема в гору

27.01

75

Звук х,х . Буквы Х, х.

Находить сходство и различие в представленных парах слов. Выразительно читать текст по ролям. Подбирать рифмующиеся слова к названиям изображенных предметов. Сочинять двустишия с заданными рифмующимися словами

28.01

76

Звук ц. Буквы Ц, ц.

Определять место звука [ц] в различных словах и сравнивать его звучание. Дифференцировать похожие звуки [ц], [с], [з] в процессе коллективной работы. Вспоминать сказку «Царевну-лягушка» и продолжать отрывок, приведенный в букваре

29.01

77

Закрепление изученного.

Находить в тексте ответы на поставленные вопросы. Рассуждать на тему бережного отношения к природе. Различать понятия «цветы» и «цвета»

1.02

78

Веселые путаницы.

Сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц. Обобщать знания о непарных твердых согласных звуках ж, ш, ц. Придумывать различные варианты путаницы. Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки

3.02

79

Звук. Ч. Буквы Ч, ч.

Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой ч.

Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок. Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении, опираясь на иллюстрации в букваре

4.02

80

Звук щ. Буквы Щ, щ.

Наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ. Различать произведения малых фольклорных форм (загадки, путаницы, скороговорки, считалки). Вспоминать знакомые считалки, объяснять их назначение

5.02

81

Буквы и звуки.

Определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой…»

8.02

82

Закрепление изученного.

Определять, к каким строчкам стихотворения выполнена иллюстрация. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой…»

10.02

83

Алфавит.

Объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука». Правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке. Сравнивать алфавит с буквами, которые описываются в стихотворении.

11.02

84

Необычные азбуки.

Наблюдать  за сходством различных стихотворных азбук. Включаться в работу по поиску детских книг, в которых можно прочитать эти азбуки целиком

12.02

85

Из истории букварей.

Сравнивать страницы старых букварей со страницами данного букваря. Выражать удовлетворение по поводу полученных знаний и своих достижений в обучении грамоте

15.02

86

Читальный зал. Сказки  диалоги о животных. В. Бианки « Лис и мышонок», Н. Сладков « Кто как спит». « Волк и сова», Е. Чарушин «Заяц и черепаха».

Читать и инсценировать сказки. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)

17.02

87

Е. Чарушин « Лисята», И Соколов – Микитов «Заяц – беляк» Е. Чарушин «Еж», Г. Снегирев « Медвежонок»

Читать и инсценировать сказки. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)

18.02

88-89

Сказки в сказке.

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

19.02

90

Загадки.

Читать и инсценировать сказки. Участвовать в обсуждении организационных и учебных проблем (высказывать пожелания при выборе текста и распределении ролей)

24.02

Тематическое планирование.

Литературное чтение

(42 часа)

урока

Тема урока

Вид учебной деятельности обучающихся

Дата прохождения темы

по плану

по факту

1

Знакомство с учебником

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного. Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

25.02

2

Игра с буквами

Воспринимать на слух художественное произведение. 

26.02

3

С. Михалков «Азбука»

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

29.02

4

Фантастические существа

Находить в тексте доказательства отдельных мыслей и чувств автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

2.03

5

К. Чуковский «Храбрецы»

Привлекать читательский и жизненный опыт для сопоставления с прочитанным.

Рисовать героев произведений.

3.03

6

В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде»

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

4.03

7

Дж. Родари «Лежебока»,В. Лифшиц «Тимоша»

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

5.03

8

Стихотворный ритм (ямб)«Купите лук»

В. Левин «Обыкновенная история»

Объяснять смысл названия произведения.

Выбирать слова из списка для характеристики персонажа.

Находить рифмующиеся слова, прохлопывать ритм стихотворения.

9.03

9

И.Токмакова«Пряничные человечки»

Фиксировать в письменной форме результаты творческой деятельности.

✶✶✶

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

10.03

10

Освоение рифмы

К. Чуковский «Тараканище»М. Карем «На меня ползет козявка» (В. Хотомская «Аист»)

Читать вслух с интонационным выделением знаков препинания.

Читать про себя, выделять в тексте нужные фрагменты.

11.03

11

К. Чуковский«Скрюченная песенка»

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

Участвовать в диалоге.

14.03

12

Считалки

Аргументировать собственную позицию.

Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку, участвовать в коллективной подготовке стенда-выставки, принимать участие в конкурсе (викторине)

16.03

13

Чудесные приключения

Ю. Тувим «Чудеса»(Д. Самойлов «Сказка»)

Б. Заходер «На Горизонтских островах»

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

17.03

14

Неживое становится живым

О. Мандельштам «Телефон»

(О. Дриз «Юла») Ю. Тувим «Пляска»

Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, оценивать высказывания по поводу художественного произведения.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Конструировать монологическое высказывание.

18.03

15

Загадки

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки,

21.03

16

Звучащий мир в поэзии

В. Лунин «Жук»

Н. Матвеева «Груши» , «Было тихо»

Выразительно читать литературное произведение.

23.03

17-18

Народные сказки

 «Лиса и Рак» (русская народная сказка)

Читать по ролям художественный текст.

Читать про себя, выделять в тексте основные смысловые части, озаглавливать их. Выразительно читать литературное произведение.

24.03

25.03

19

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

Отвечать на вопросы, используя текст.

Пересказывать текст кратко, развернуто.

28.03

20-22

«Лисичка-сестричка и волк» (русская народная сказка)

Сравнивать персонажей произведения, определять авторское и свое отношение к ним.

30.03

6.04

7.04

23

«Конь и лиса» (немецкая народная сказка)

 «Как кролик взял койота на испуг» (сказкаамериканских индейцев), «Гиена и черепаха» (африканская народная сказка)

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

8.04

24

Авторские сказки

К. Ушинский«Лиса и козел»

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

11.04

25

Дж. Харрис

Главы из книги

«Сказки дядюшки Римуса»

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

Подбирать подписи к иллюстрациям в учебнике, опираясь на текст произведения.

13.04

26

Н. Заболоцкий «Как мыши

с котом воевали»

Инсценировать художественное произведение.

Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию.

14.04

27

28

Д. Биссет

«Лягушка в зеркале»

Инсценировать художественное произведение.

Оценивать высказывание, чтение товарища аргументировать свою позицию.

Включать в речь новые слова.

15.04

18.04

29

А. Усачев

«Пятно»

деятельности по теме «Сказки»: подбирать сказки авторские, русские народные, сказки других народов; участвовать в коллективной подготовке инсценировки сказок

20.04

30

Б. Сергуненков

«Сладкая трава»

Определять причины совершаемых героями поступков, давать им нравственную оценку.

Рассказывать по предложенному плану.

21.04

31-32

Г. Балл

«Кружавинка»

Придумывать возможное развитие сюжета.

Раскрывать смысл слова в контексте художественного произведения.

22.04

4.05

33-34

М. Пришвин

«Осеннее утро».              « Черемуха»

Выразительно читать художественное произведение по тексту и наизусть.

Объяснять смысл названия произведения.

5.05

6.05

34-35

А. Блок

«Зайчик». В. Жуковский « Жаворонок

Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

11.05

12.05

35-36

Н. Рубцов

«Воробей». А. БАРТО    « ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ».

Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

13.05

16.05

37-42

Л. Толстой

«Орел».  « Какая бывает роса на траве». Е. Чарушин « Как Томка научился плавать»

Сопоставлять описания природы в произведениях разных авторов.

Создавать письменный текст.

18.05

19.05

20.05

23.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 4 класс

Рабочая программа  по  литературному  чтению  содержит  в  себе  тип  урока, виды контроля, используемые технологии.   Программа  создана  на  основе  авторской   Э.Э. Кац...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Планета знаний" для 3 класса. Учебник Э.Э. Кац. Данная РП составлена с учётом всех требований ФГОС НОО на 2013-2014 уч.год. В РП имеются приложения(Крите...

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по литературному чтению(УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний" 3 класс

Рабочая программа: пояснительная записка, содержание программы, система оценивания, планируемые результаты....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Планета знаний", 3 класс

Типовая базовая рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго покол...