Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа2100"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1_klass.doc343.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Автор программы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Год издания: 2011 – 2013      Издательство: «БАЛАС»

Курс обучения грамоте (Литературное чтение) составляет 100 часов (25 недели по 4 часов в неделю),

Из них: Добуквенный период – 15 ч.         Букварный период – 85 ч.

Литературное чтение («Капельки солнца») – 32 часа.

Количество учебных часов (всего): 132 часа.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),  примерной образовательной программы начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.ч.1. – 4–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 416с. – (Стандарты второго поколения), учебного плана и авторской программы по русскому языку  (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 413 с. (Образовательная система «Школа 2100»).Программа по литературному чтению,1 класс,с.103-133.

        Для реализации целей и задач обучения литературному чтению по данной программе используется УМК  издательства «Баласс»:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца»), -Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2011. – 208с., илл. (Образовательная система «школа 2100».Серия «Свободный ум»).

Бунеев Р.Н.

Тетрадь по литературному чтению. 1 кл./ Р.Н.Бунеев, Е.А.Бунеева. Изд. 3-е, испр. - М.: «Баласс», Издательство Школьный дом, 2013. -64с.(Образовательная система «Школа 2100».«Серия «Свободный ум»).

        Программа рассчитана на 40 ч. в год (4 часа в неделю). Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.

Программой предусмотрено проведение:проверочных работ – 4

Рабочая программа имеет целью формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

        1)формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

2)введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;  воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3)приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что де-лает литературу художественной, — через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4)развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в конце учебного года начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
  3. Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. Определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. Приобщение к литературе как искусству слова;
  3. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Данная программа реализует деятельностный подход через ряд деятельностно- ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В основе лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения). У детей развиваются умения самостоятельно осваивать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения. В учебниках система заданий к текстам, а также обучение ведению "диалога с автором" обеспечивают развитие читательских умений. В тетрадях по литературному чтению эта работа поддерживается специальными практикумами по работе с текстом.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной  деятельности к самостоятельной деятельности. Предусмотрена система работы учителя и класса по развитию читательских умений, а также самостоятельная читательская деятельность с использованием приемов работы с текстом, которые дети осваивают на уроках. Совместная деятельность учителя и детей организована через методический аппарат учебников и подробные методические рекомендации для педагога, в которых показана работа с каждым текстом в технологии продуктивного чтения. В тетрадях для учащихся система заданий предусматривает постепенный переход к самостоятельной работе с текстом. Проблемно-диалогическая технология  реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала. В диалогах сквозных персонажей учебников по литературному чтению ставятся проблемы нравственно-этического, содержательного, литературоведческого характера и др., которые решаются в ходе чтения и обсуждения текстов соответствующего раздела.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой.

Оценивание предметных умений происходит через систему проверочных работ, включенных в тетради по литературному чтению. В методических рекомендациях для учителя предлагается психологически комфортный подход к оцениванию техники чтения и понимания текста: предлагается проводить контроль техники чтения и читательских умений в той же технологии, в какой ведется обучение (например, техника чтения вслух и выразительность чтения проверяются после предварительного прочтения ребенком текста). Большое внимание уделяется развитию и  проверке умения читать про себя.

Контроль предметных знаний и умений обеспечивают проверочные работы, также включенные в тетради. Работы проводятся после завершения чтения произведений каждого раздела учебника.

Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает и организацию самостоятельного домашнего  чтения детей,  и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

  1. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологи-

ческой ) готовности учащихся к работе.

        II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комби-

нированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

        Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

  1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.)

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

  1. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих

Вопросов. Обращение ( в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

        III этап. Работа с текстом после чтение.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией. Выявление и формули-

рование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  1. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами

Учебника, дополнительными источниками.

  1. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к

готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

  1. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся

(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

        Проблемно-диалогическая технология в УМК реализована через авторские тексты, связывающие тексты художественных произведений в соответствии с проблемно-тематическим принципом организации материала.

           Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: конкурс,  игра-путешествие, КВН.

        Программа по литературному чтению является базовой для изучения литературы, риторики; находится во взаимосвязи с такими учебными предметами, как: русский язык,  окружающий мир.

        

Виды контрольно – оценочной деятельности:

- текущий контроль

- тематический

Формы контрольно – оценочной деятельности на уроке:

- УО – устный опрос

- ПР – проверочная работа

- ТР – творческая работа (сообщение, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация.)

- Ч – чтение.

        Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме проверочных работ.

        

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отно-

шении к другим людям и к природе.

        Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

        Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

        Ценность природы основывается  на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

        Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

        Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

        Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

        Ценность труда и творчества – осознание рои труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

        Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, ее жизни и ее народу.

        Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов изучения  предмета «Литературное чтение»

        

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

        - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов -  тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающий 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности ( первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

Средством формирования коммуникативных  УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

•        осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию почитанного;

•        подробно пересказывать текст;

•        составлять устный рассказ по картинке;

•        заучивать наизусть небольшие стихотворения;

•        высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;

•        соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

•        различать рассказы и стихотворения;

•        воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся

Содержание тем учебного предмета

(4 ч в неделю, всего – 40 часов)

Тематики чтения.

Раздел 1 «Попрыгать, поиграть…» Стихи и маленькие рассказы А.Барто, Я.Акима, С. Маршака, И, Демьянова, В.Берестова, Ю,Мориц, И.Токмаковой, В.Драгунского, Э.Успенского, Е.Чарушина, Н.Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

        Раздел  2 «Наш дом». Стихи и маленькие рассказы А.Барто, Я.Акима, Г.Граубина, Б.Заходера, О.Григорьева, В.Бирюкова, М.Зощенко, В.Драгунского, М.Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимоотношении, о младших сестренках и братишках и отношении к ним.

        Раздел 3. «Ребятам о зверятах» Стихи и маленькие рассказы Б.Заходера, С.Михалкова, Г.Граубина, Ю.Мориц, М.Пришвина, Е.Чарушина, М.Коршунова, Ю.Коваль о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы.                Раздел 4. «Маленькие открытия» Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э.Успенского, Г.Граубина, В.Бирюкова, Т.Золотухиной, И.Токмаковой, В.Лапина, В.Пескова, Н.Сладкова.

Раздел 4 «Маленькие открытия». Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э.Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В.Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

Техника чтения.

        Сознательное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Темп чтения вслух в конце учебного года от 30 до 40 слов в минуту и выше.

Формирование приемов понимания прочитанного.

        Развитие умения разъяснять заглавие текста.

        Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

        Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.

        Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

        Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составление простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Знакомство с литературоведческими понятиями.

        Стихотворение, рифма, ритм, и настроение в стихотворении.

        Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах.

Развитие устной и письменной речи.

        Развитие устной речи:

- обучение ответам на вопросы по содержанию текста;

- обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам, составление устных рассказов по картинкам;

- работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

- показ способов заучивания наизусть стихотворения, обучение выразительному чтению с соблюдением  соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи

                                                                                                             Чтение – 132 часа.

№ урока

Кол – во часов

Раздел, тема урока

Дата урока

Основные учебные действия (умения)

Вид деятельности

Примечание

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

15 ч.

I. «Говорим, рассказываем …»

1

Вводный урок. Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Знакомство с «Букварем». Календарь и календарные праздники.

Уметь: находить нужную страницу, иллюстрацию; ориентироваться на развороте «Букваря»;

- воспринимать звучащую речь;

- понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; - различать времена года по признакам, объяснять и рассказывать; - сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются;

- обозначать слово схемой; сопоставлять схемы и слова, сравнивать и различать;

составлять схемы предложений;

- выбирать нужный знак конца предложения; определять признаки текста, смысловое единство предложений в тексте; выбирать заглавие текста; устанавливать   последовательность предложений в тексте, последовательность частей текста; читать схему текста;

- составлять схему текста;

- определять основную мысль текста,  передавать его содержание по вопросам. Различать    речевые    и    неречевые звуки.

Характеризовать гласные звуки русского языка (ударные, безударные).  Делить  слово  на  слоги,   обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать за многозначными словами.

Личностные: В предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные: Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать свое предположение (версию).

Учиться работать по предложенному плану.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Рассматривание иллюстраций;

Беседа;

 Работа по картинкам;

работа по серии картинок;

подбор тематических групп слов;

составление рассказа по опорным картинкам;

составление предложений;

составление схем слов, предложений;

деление слов на слоги;

постановка ударения в словах;

печатание букв,

слогов, слов, предложений с

1

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.

1

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением.

1

Летом в деревне (на даче). Составление предложений.

1

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом.

1

Звуки вокруг нас. Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки.

1

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

1

На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

1

Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст.

1

Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц.

1

Гласные звуки.

1

Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

1

Наши занятия. Ударение.

1 

Повторение. Деление слова на слоги, ударный и безударные слоги. Наблюдение над значением слова.

Познавательные:  Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Находить ответы на вопросы,

 используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать предметы и их образы.

Подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Учить наизусть стихотворение, прозаический фрагмент.

Слушать и понимать речь других.

Выразительно читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

образца, под диктовку;

Чтение слогов, слов, предложений, текста;

игры в слова;

заучивание стихов;

ответы на вопросы;

парно-групповая работа;

индивидуальная работа;

1

Повторение. О чем рассказывает текст.

85 ч.

II. Учим буквы – учимся читать и писать

Уметь: называть звуки, из которых состоит слово (гласные: ударные, безударные; согласные: звонкие, глухие, парные, непарные, твердые, мягкие); обозначать букву соответствующей схемой;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки по мягкости и твердости; обозначать мягкость согласных звуков на письме;  определять количество букв и звуков в слове; читать плавным слоговым чтением; находить корень

в группе доступных однокоренных слов;

Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение).

Соотносить прочитанные слова и картинки.

Находить слово в группе слов по его лексическому значению.

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.

Наблюдать над значением слова.

Различать слова и предложения.

Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения.  Понимать прослушанный и прочитанный текст.

Составлять рассказы по серии сюжетных картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстанавливать деформированный текст. Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи или «Букваря».

Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова.  Различать прямое и переносное значение слов. Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи.

Различать однокоренные слова.

Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью суффиксов и приставок.

Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?... что делать?...) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один - много). Отличать слова-местоимения от других слов.

Распознавать предлоги. Запомнить наиболее употребительные предлоги. Отличать предлоги от приставок. Различать предложения, словосочетания, слова (понимать их сходства и различия).

1

Звуки, обозначаемые буквами и, г, п.

Знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук»– «буква».

1

Звуки, обозначаемые буквами  т, р.

1

Гласный звук [о], буква о.

1

Чтение  слогов и слов с изученными

буквами.

1

Заглавная буква О. Упражнения в чтении слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.

1

Гласный звук [а], буква а.

1

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении.

1

Заглавные буквы Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения  в  чтении.

1

Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении.

1

Согласные звуки [н], [н,], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н.

1

Согласные звуки [к], [к,], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к.

1

Упражнения в чтении. Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1

Слова он, она, оно, они, их роль в речи.

1

 Гласный звук  [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у.

1

Упражнения в чтении и письме.

Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения.

1

Согласные звуки [с], [с], буква с. Чтение слогов и слов с буквой с.

1

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Работа с текстом.

1

Работа с текстом. Чтение текста.

1

Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как? Упражнения в чтении.

1

Звонкие согласные звуки [л], [л'], [м], [м'], буквы л, м.

1

Упражнения в чтении. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.

1

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах – географических  названиях.

1

Заглавные буквы К, Н. Упражнения в чтении. Употребление заглавной буквы в словах - географических названиях. Работа с текстом.

1

Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении.   Наблюдение над однокоренными словами.

1

Упражнения в чтении. Работа с деформированным предложением.

1

Упражнения в чтении. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием.

1

Заглавная буква М. Упражнения в чтении.

1

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения.

1

Развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста.

2

Согласные звуки [ш], буква ш. Строчная буква ш.

1

Заглавная буква Ш. Чтение слов с изученными буквами.

1

Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих.

1

Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

1

Упражнения в чтении. Формирование   навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.

1

Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А.

2

Упражнения в чтении. Проверка техники чтения.

1

Согласные звуки [д], [д'], буква д. Наблюдение над однокоренными словами.

1

Упражнения в чтении. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами.

2

Согласные звуки [в], [в'], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Практическое   знакомство с суффиксами на примере суффикса

- ушк-.

1

Заглавная буква В. Упражнения в чтении. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами.  Наблюдение над словами с безударным гласным в корне.

1

Буква е. Звуки буквы е. Упражнения в чтении.

1

Упражнения в чтении. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом.

1

Буква ё. Звуки буквы ё. Наблюдение над однокоренными словами; суффиксами. Повторение и закрепление введённых понятий.

1

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом.

2

Упражнения в чтении. Знакомство  с  приставкой. Внеклассное чтение.

1

Согласные звуки [б], [б'], буква б. Строчная буква б.

1

Упражнения в чтении. Развитие умения видеть в слове его части.

1

Упражнения в чтении. Работа с текстом.

1

Заглавная буква Б. Упражнения   в   чтении слов с буквой Б, текста.

1

Согласные звуки [з], [з'], буква з.

1

Заглавная буква 3. Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных.

1

Буква я. Звуки буквы я.

1

Заглавная буква Я. Обозначение   мягкости согласных   звуков   на письме. Чтение слов и предложений.

1

Согласные   звуки   [х], [х'],   буква   х.   Слова-междометия.

1

Согласные звуки [ж], [х], буквы ж, х. Слова с буквосочетаниями -жи—ши.

1

Заглавные буквы X и Ж. Чтение    предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ж], [ш].

1

Развитие речи. Работа с текстом.

1

Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

1

Согласный звук [ч '], строчная буква ч.  Правописание буквосочетаний ча, чу.

1

Заглавная буква Ч. Слова,  отвечающие  на вопросы кто? что?

1

Согласные звуки [ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы Ц, ц, Щ, щ. Слова,  отвечающие  на вопросы кто? что?

2

Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении слов с изученными буквами. Работа с текстом. Буквосочетания ща, щу. 

1

Согласные звуки [ф], [ф'], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф.

1

Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях    (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.

1

Гласный звук [э], строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э. Работа с текстом.

1

Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.

1

Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки».

1

Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

1

Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении.

1

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом.

1

Разделительный ь, его роль в слове.

1

Буква ъ. Разделительный ъ. Чтение слов с разделительным ъ. Работа с текстом.

2

Алфавит. Упражнения в чтении.

1

Проверочная работа. Проверка техники чтения.

5

Резервные уроки

32 ч.

III. «Капельки солнца»

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Беседа;

работа по серии картинок;

составление рассказа по опорным картинкам;

работа с учебником;

Выразительное чтение;

чтение по ролям;

Комментированное чтение;

диалог с автором;

озаглавливание частей;

игры в слова;

заучивание стихов;

ответы на вопросы;

парно-групповая работа;

Творческая работа;

игры в рифмы;

сочинение

стихов;

проверочная работа;

Выставка рисунков;

устные

рассказы детей;

контроль техники чтения;

Коллективный пересказ текста;

Составление плана;

Характеристика героя;

Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова;

Ролевая игра

Инсценирование рассказа

Анализ рассказа;

словесное рисование;

Составление диафильма из 12 кадров;

Работа с комиксами;

Диалог;

Выборочное чтение;

8 ч.

Раздел I. «Поиграть, попрыгать…»

Знать приемы ориентирования в учебнике;

Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

1

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

1

Любимые игрушки.

(А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»)

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения;

1

Настоящие друзья детства.

(В. Драгунский «Друг детства»)

Знать название, основное содержание литературного произведения;

Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части;

1

Играть - это увлекательно!

(Е. Чарушин «Никита-охотник»)

Знать содержание произведения;

Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части;

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного;

составление рассказов по опорным картинкам;

1

Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон...», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон...»)

Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

1

Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

Знать содержание произведения;

Уметь работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы;

1

Как найти настоящих друзей?

(Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок)

Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1

Знать содержание литературного произведения;

Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу;

1

Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела.

Уметь участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

6 ч.

Раздел 2. «Наш дом»

Уметь формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану

Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;

Регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество;

Познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть;

1

Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»)

1

О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»)

Уметь составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;

Уметь читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

О детях и их родителях.

(А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь»)

Знать содержание прочитанного;

Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвёртый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова)

Уметь выразительно читать стихотворный текст;

1

Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2

Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном;

1

Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2.

Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;

Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова;

9 ч.

Раздел 3. «Ребятам о зверятах»

Знать о творчестве и произведениях

Б. Заходера;

Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;

Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;

коммуникативные: оформлять  свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение;

познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи;

2

Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки

1

Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Чёрный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости.

Знать содержание произведений;

Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном;

1

Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны»)

Знать о творчестве Е. Чарушина;

Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного

1

Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»)

Знать содержание изучаемых произведений;

Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать;

1

«Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры»)

Знать о творчестве М. Коршунова;

Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам;

1

Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»)

Знать о жанре «рассказ»;

Уметь различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

1

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных»

Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;

Уметь анализировать прочитанное,

 уметь соотносить текст и иллюстрации к нему;

1

Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3.

Знать произведения раздела;

Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела;

Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа;

9 ч.

Раздел 4. «Маленькие открытия»

Знать о творчестве авторов и содержание произведений;

Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;

Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному;

Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского  употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте;

регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи);

работать по предложенному плану;

соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;

коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения;

1

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»)

1

Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с клёнов», И. Токмакова «Туман», «Осень»)

1

Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладкое «Почему ноябрь пегий?»)

Знать о творчестве Н. Сладкова и его произведения;

Уметь соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать;

1

Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»)

Знать  понятия «жанр», «декламация»;

Уметь определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы;

1

Как нарисовать словами весну.

(Н. Сладков «Шапки долой!»,

И. Токмакова «Весна»)

Знать содержание данных произведений;

Уметь воспринимать на слух и понимать художественное произведение;

Уметь по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ;

1

Удивительные цветы.

(К. Паустовский «Приточная трава»)

Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы;

Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации;

1

Маленькие открытия писателя

М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)

Знать о творчестве М. Пришвина и его произведениях;

Уметь пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа;

1

«Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем».) Проверочная работа № 4.

Знать о творчестве

 Ю. Мориц;

Уметь выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы;

1

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).

Знать пройденный материал 1 класса;

Уметь выполнять проверочную работу, обобщать материал;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное пл...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс УМК "Планета знаний"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса УМК "Планета знаний" на год ( 102 часа, 3 часа в неделю)...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....