Урок литературного чтения в 4 классе ("Школа России") «Я всю жизнь стремился быть хорошим. М. Зощенко «Елка»»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Карпова Ольга Евгеньевна

ТЕМА: Урок «Я всю жизнь стремился быть хорошим. М. Зощенко «Елка»»

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

​ ·содействовать формированию нравственно-этических норм поведения через личностные, регулятивные, логические, коммуникативные учебные действия.

Развивающие:

​ ·работать над формированием навыка выразительного осознанного чтения

​ ·развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (л/ч);

​ ·развивать умение ставить цели и задачи к уроку ( р);

​ ·развивать умение объективно оценивать свою деятельность и других

учащихся (р);

​ ·развивать умение формулировать проблему и решать её ( л/г).

​ ·развивать умение ставить вопросы к тексту, выражать свои мысли,

​ ·аргументировать свою точку зрения (к)

Воспитательные:

​ · воспитывать толерантное отношение к близким.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Предметные – умение работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» ( что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Актуальность использования средств ИКТ: Визуализация изучаемых объектов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx417.47 КБ
Файл kartochka_1_3.docx17.08 КБ
Файл kartochka_2.docx394.54 КБ
Файл zoshchenko_moy.pptx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта

урока литературного чтения в 4 классе

ТЕМА: Урок «Я всю жизнь стремился быть хорошим. М. Зощенко «Елка»»

ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

​ содействовать формированию нравственно-этических норм поведения через личностные, регулятивные, логические, коммуникативные учебные действия.

Развивающие:

​ работать над формированием навыка выразительного осознанного чтения

​ развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (л/ч);

​ развивать умение ставить цели и задачи к уроку ( р);

​ развивать умение объективно оценивать свою деятельность и других

учащихся (р);

​ развивать умение формулировать проблему и решать её ( л/г).

​ развивать умение ставить вопросы к тексту, выражать свои мысли,

​ аргументировать свою точку зрения (к)

Воспитательные:

​  воспитывать толерантное отношение к близким.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД: 

Предметные – умение работать с текстом ( определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Метапредметные:

Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;

Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» ( что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Актуальность использования средств ИКТ: Визуализация изучаемых объектов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала.

Ход занятия

этапа

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Форма работы

Результат

Мотивация учащихся на работу в ходе занятия

Здравствуйте!  

Вот звенит для нас звонок, начинается урок.  

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели.

Вы сюда пришли учиться, не лениться,  а трудиться.  

Слушайте внимательно, работайте старательно.

Все расселись по местам. Никому не тесно?    

По секрету вам  скажу: «Будет интересно!»

Включение в самостоятельную  учебно  -  познавательную деятельность

Актуализация знаний

Развитие внимания

  • кёлкайтснегывц (елка, снег)
  • щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)

а) Найти среди буквенного текста слова

- Какое лишнее? Почему?

- О чем вспоминаете, услышав слово «елка»?

Предлагает найти слова (Слайд 1-3)

Находят слова: елка, снег, мороз, пурга.

Определяют лишнее слово.

Классификация слов

- Что вы знаете об обычаях праздновать Новый год?

Слайд 4-

Проект Офицеров К.

Защита проекта

Сообщение темы и постановка целей урока

- Как думаете, о чем будет произведение, которое мы будем читать?

Чтобы вспомнить автора, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

- В каком произведении дети однажды решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой?

- В каком произведении эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами?

- Как звали детей из этих произведений?

- Я  думаю,  что  вы  помните  также,  что  из  мальчика  Миньки  впоследствии вышел замечательный писатель…

Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься?

Сегодня на уроке нам предстоит:

•  Вспомнить биографию и творчество М. Зо-
щенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

А эпиграфом к нашему уроку будут слова М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»

Задает вопросы, направленные на определение темы и целей урока

Слайд

Слайд

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения
.

Викторина

Слово об авторе

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет Первая мировая война).

Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т. д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и тот высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность М. Зощенко. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в Первой мировой войне, стала о себе напоминать.
И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке
.

Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета

Слайды  

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет М. Зощенко. Задают вопросы о его творчестве.

Беседа

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета.. Осуществлять контроль по результату

Прогнозирование

-Давайте сделаем предположение, о чем пойдет речь в произведении, учитывая   название и особенности творчества автора?

 - Как узнать, правы ли мы?

Выслушивает ответы детей, обобщает сказанное

Высказывают свои предположения

прогнозирование

Знакомство с произведением

Предлагаю вам прослушать произведение М. Зощенко в прочтении знаменного актера Советского кино Игоря Ильинского. Во время прослушивания отметьте непонятные слова.

Наблюдает за работой детей, оказывает помощь

Слайд

Слушают текст, следят глазами, делают заметки по заданию.

Аудио прослушивание

Анализ произведения

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Назовите жанр данного литературного произведения?

- Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа:

Золотушный ребенок – больной ребенок.

Длинновязая – высокая.

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара.

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Крымские яблоки – яблоки, привезенные
с Крыма…

Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины.

Не ручаюсь – не уверена.

- Кто главные герои рассказа?

- Чем наряжали ёлку в то время?

- Чем закончился праздник? 

- Правильно ли он поступил?

- Пошел ли урок пошёл на пользу  Миньке? Докажите.

- Как вы думаете, праздник получился весёлым?

- Кто виноват в том, что праздник получился грустный?

- А рассказ получился весёлым?

- Чтобы определить прием, который использует для создания юмористического рассказа, выполните задание на карточке № 1

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение

Проверка (Фронтальный опрос, ответы постепенно детей высвечиваются на слайде)

Вывод: для создания комического сюжета используется прием сопоставления.

Беседа, направленная на первичное понимание текста

Слайд

Помогает слабоуспевающим

Слайд

Отвечают на вопросы педагога, анализируют поступок детей

Составляют характеристику детей

Беседа по прочитанному

Работа в парах

Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

Работа с текстом  

Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете работать с текстом. Работать будете в группах.

1 группа: Испорченный план. Восстанови последовательность. (У детей конверт с разрезанным планом. Пункты плана наклеивают на чистый лист)

2 группа Выборочное чтение. К рисунку на карточке найдите в тексте соответствующие слова. Укажите страницу и подготовьтесь прочитать те предложения, которые соответствуют каждому рисунку.

3 группа «Доброе дело». Помогите  Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

Проверка через документ-камеру.

Помогает слабоуспевающим

Выслушивает ответы детей.

Выполняют задания, предложенные на карточке. Защита работы

Обсуждают услышанное, корректируют по мере необходимости

Самостоятельная работа в группах.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе
в группе

Итог урока

- В каких словах отражён самый главный смысл этого рассказа?

- Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили?

- Давайте вернемся к эпиграфу «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

- Как вы теперь понимаете это высказывание?

- Что значит быть хорошим?

Задает вопросы, направленные на понимание основной мысли текста

Слайд

Отвечают на вопросы педагога

Беседа

Умение определять основную мысль текста

Домашнее задание (по выбору)

  1. В группах разыграть понравившийся отрывок
  2. Приготовить пересказ  мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
  3. Нарисовать по желанию  обложку  к рассказу.

Дает задание по выбору

Записывают задание в дневник

Рефлексия

Давайте вернемся к плану нашего урока и посмотрим, удалось ли нам его выполнить (рефлексия «Сжатый кулак»)

•  Вспомнить биографию и творчество М. Зо-
щенко.

•  Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов.

•  Познакомиться с произведением.

•  Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Помогает сделать самооценку личных достижений

Слайд

Подводят итоги, оценивают собственные достижения

Самооценка

Умение оценивать  собственные достижения

C:\Users\формоза\Pictures\елка1.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка6.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка4.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка5.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка 6.jpg



Предварительный просмотр:

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение

Леля

Минька

Возраст

Рост

Характер

Что  могут достать?

Как ест?

Поведение

Восстанови последовательность

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Ссора взрослых

Мама обнаружила испорченные подарки.

Подготовка к Новому году.

Испорченная кукла.

Мама вошла в комнату.

Мама удивилась, что мы остались одни.

Поедание сладостей с ёлки.

Мы с Лёлей вошли в комнату, где стояла ёлка.

Пришли гости.

Папа  потушил ёлку.

 

Помогите  Лёле и Миньке исправить ситуацию.

Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.

Минька, если ты откусил яблоко, то я сейчас другую пастилку съем и возьму себе конфету.

Это Минькина работа. - Это меня Лёлька   научила.

И тогда все гости стали уходить.

- Такое воспитание губит моих детей.

Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. 

Потом мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

— Леля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть. 

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями. И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке



Предварительный просмотр:

К рисунку на карточке найдите соответствующие слова. Подготовьтесь их прочитать.

C:\Users\формоза\Pictures\елка1.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка6.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка4.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка5.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка.jpg

C:\Users\формоза\Pictures\елка 6.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

кёлкайтснегывц щэморозйфяпургаж

Слайд 3

ёлка снег мороз пурга

Слайд 4

ёлка

Слайд 5

«Как празднуют Новый год в разных странах мира»

Слайд 6

Россия Дед Мороз и Снегурочка В России принято встречать Новы Год под бой Курантов, а все дети с нетерпением ждут подарки, которые приносит под ёлку Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой!

Слайд 7

Символ Нового Года в России-ёлка

Слайд 8

Китай. В Китае люди обливаются водой в тот момент, когда другие произносят новогодние пожелания счастья. В праздник Нового года всюду преобладает красный цвет - цвет солнца, цвет радости.

Слайд 10

В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы Деда Мороза зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове – красный колпак. Санта Клаус курит трубку, путешествует по воздуху на оленях и входит в дом через трубу. Дети оставляют ему под ёлкой молоко и печенье.

Слайд 11

Новогоднее шоу в Америке

Слайд 12

Япония. Самый популярный новогодний аксессуар - грабли. Каждый японец считает, что иметь их необходимо, чтобы на Новый год было чем загребать счастье. В первые секунды Нового года следует засмеяться - это должно принести удачу.

Слайд 14

Англия Когда часы бьют 12, открывают заднюю дверь дома, чтобы выпустить Старый год, а с последним ударом часов открывают переднюю дверь, впуская Новый год.

Слайд 15

В Бразилии наступающий год отмечают пушечными выстрелами. Услышав их, люди начинают обниматься. Улицы бразильских городов на Новый год празднично украшены, на фонарных столбах развешены маленькие колокольчики.

Слайд 16

Спасибо за внимание!

Слайд 18

«Ёлка» М. Зощенко

Слайд 19

Сегодня на уроке : • Вспомнить биографию и творчество М. Зощенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль

Слайд 20

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился» М. М. Зощенко

Слайд 21

родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы

Слайд 22

После окончания гимназии поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт

Слайд 23

Участвовал в боях, отличаясь храбростью и отвагой. Награжден 5 орденами, командовал батальоном. Был трижды ранен.

Слайд 24

С 1920 г. Занялся литературной деятельностью.

Слайд 25

Памятник М.М.Зощенко на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом

Слайд 26

Игорь Ильинский актер театра и кино

Слайд 27

Золотушный ребенок – Длинновязая – Пастилка – Церемониться – Крымские яблоки – Не ручаюсь – больной ребенок. высокая кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. проявлять излишнюю мягкость, стеснение. яблоки, привезенные с Крыма не уверена.

Слайд 28

Лёля Минька Возраст Рост Характер Что могут достать? Как ест? Поведение было 7 лет ударило 5 лет высокая, длинновязая удивительно маленького роста исключительно бойкая тихий Могла высоко достать Ни до чего не мог дотянуться Моментально съедает одну пастилку Откусываю маленький кусочек Бойкая девчонка Чуть не заревел

Слайд 29

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился» М. М. Зощенко

Слайд 30

В группах разыграть понравившийся отрывок Приготовить пересказ мальчикам от лица Миньки , девочкам от лица Лёльки Нарисовать обложку к рассказу. Домашнее задание (по выбору)

Слайд 31

Сегодня на уроке : • Вспомнить биографию и творчество М. Зощенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...