Статья "Развитие речевых навыков учащихся через восприятие картин"
статья по чтению ( класс) на тему

В статье представлены приемы работы по развитию речи учащихся через восприятие картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_mozhet_byt_vazhnee_horosho_razvitoy_rechi.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.

     Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

     Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

     Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

В развитии речи выделяются три линии:

- работа над словом;

- работа над словосочетанием и предложением;

- работа над связной речью.

    И словарная работа, и составление предложений имеют цель подготовить учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

     Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи,  начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно усложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения. Работа по картине имеет образовательно-воспитательное значение: воздействуя на мышление и эмоции учеников, она вызывает у них определённое отношение к действующим лицам и даёт возможность сделать оценку их поступков.
    Первые впечатления от всякой картины с близким и понятным сюжетом бывают всегда наиболее яркими и памятными, а потому учителю легко завязать с учащимися оживлённый разговор по анализу картины, овладеть их вниманием, активизировать их интерес. Сюжет картины вызывает у детей их собственные переживания, приводит в действие их воспоминания и приучает к творческой работе.
    Рассматривание картины и высказывания детей под руководством учителя помогают детям осознать содержание картины: где происходит действие, когда, кто участники действия, их взаимоотношения и т.п. Такой анализ формирует восприятия детей и организует в них способность в логической последовательности толково и ясно излагать свои мысли. При работе над  картиной дети могут дополнять, расширять и освещать материал картины собственными вставками, догадками, данными своего личного опыта.
Каждая картина даёт повод для разговоров, для выявления запаса детских впечатлений, для обогащения их словаря запасом новых слов, понятий, представлений.    

     При подготовке к уроку  учителю необходимо сделать выборку вопросов, приёмов и методов, которые наиболее применимы в условиях работы с картиной.

     В занятия по картине входят следующие основные моменты:

  • подготовительная работа;
  • молчаливое рассматривание картины в целях выяснения её содержания;
  • анализ содержания картины;
  • определение названия картины;
  • подготовка к устному рассказыванию и сочинению;
  • устное рассказывание и письменное изложение.

     Предварительная беседа активизирует внимание учеников и подготавливает их восприятие. В предварительной беседе следует использовать непосредственные впечатления детей и их опыт. Она должна быть краткой, но содержательной.
Второй момент - молчаливое рассматривание картины - должен быть хорошо подготовлен как предварительной беседой, так и правильным показом картины. Картина вывешивается на классной доске или на стене, чтобы она была видна всему классу. Учащиеся рассматривают картину в течение 1-3 минут. В это время они могут обмениваться друг с другом своими впечатлениями от просмотра картины.
    Учитель прислушивается к репликам детей и начинает беседу с того, что учеников больше всего заинтересовало. Беседа должна иметь непринуждённый характер. Учитель осторожно указывает ученикам их ошибки в понимании сюжета картины и в построении речи. Чтобы беседа была исчерпывающей и полной, учитель заранее намечает круг вопросов, которые охватывают содержание картины. Вопросы для беседы следует группировать по двум разделам: действующие лица и обстановка, в которой происходит действие. Если ученик в своих высказываниях упустил что-либо существенное, учитель ставит им дополнительные вопросы, на которые отнюдь не нужно требовать непременно полных ответов, так как это делает речь детей искусственной и громоздкой.
В беседе учитель помогает детям глубже и яснее понять содержание картины: определить взаимоотношения действующих лиц и их переживания. В некоторых случаях для понимания картины нужно привлечь опыт детей, творческое воображение.
    Синтезирующим моментом в работе по картине является определение названия картины. Это очень важная часть работы, так как в выборе заглавия выясняется, как дети поняли основное в содержании картины. Кроме того, подбор заглавия является прекрасным упражнением для выработки умения выражать свои мысли в сжатой форме. Не нужно ограничиваться только одним названием. Пусть дети придумывают разные названия, сопоставляют их между собой и выбирают наиболее «удачное». При выборе заглавия каждый раз следует обосновывать свой ответ.

     Последним этапом в работе над картиной является устное рассказывание по всей картине и написание сочинения. При обучении устному и письменному рассказу приходится постоянно помнить, что учащихся необходимо приучать к последовательности изложения, к правильному переходу от одной части к другой, к тому, чтобы рассказ, будучи наполнен определенным содержанием, оставлял целостное впечатление, то есть был бы композиционно построен.

     Частные методики (И. Н. Мурашковска и Н. П. Валюмс в книге «Картинки без запинки») предлагают такие приемы работы по картинам.

Установление взаимосвязей между объектами на картине.

    Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется, почему их можно соединить, какая между ними связь.

     Например, ваза – стол (ваза стоит на столе); гусеница – листок (гусеница ползет по листку); бабочка – ваза (бабочка опустилась на вазу) и т.д. Соединяя два предмета действием, дети образуют полные предложения.

"Самопроекция”, или "вхождение в картину”.

    При составлении рассказа - описания необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине. На этом этапе учитель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться повнимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

     Происходит обогащение речи детей выразительными средствами речи (сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а также обучение умению строить предложения различных типов и работать над структурой высказывания.

    Выбрать орган чувств, который помогает "путешествовать" по картине, помогают значки-символы.

Описание местонахождения объектов на картине.

    На этом этапе активизируется соответствующий словарный запас (в центре картины, слева, справа, ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед и т.д.) Для обучения детей пространственной ориентировке на картине можно использовать игру "Ожившая картина".

   Ученик берет на себя роль одного из объектов картины. Это может быть любой объект (главный или второстепенный, одушевленный или неодушевленный). Обозначить роль можно маской, шапочкой, значком. Каждый герой находит себе место на сцене. Задача ученика описать объект по месту на картине. Он может составить рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов.

Драматизация художественного произведения.

    Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ученик называет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем.

    Например, «Я ваза, красивая, сверкающая, прозрачная. А еще я очень тяжелая. Обычно я стою высоко на полке, но когда в меня наливают чистую воду, я готовлюсь к встрече со своими друзьями цветами. У меня много друзей».

Преобразование объектов во времени.

    Картина рассматривается как остановившийся миг. По сути же, предполагается развитие сюжета во времени. При этом линия времени у всех объектов своя. Составляется рассказ - фантазия: объект и его изменение во времени. Для этого используются вопросы к детям: "Представьте, с чего все началось?”, "Как дальше развивались события?”, "Что будет потом?”.

    Данные вопросы требуют от детей представления о последовательности событий во времени. Чтобы легче это было все представить, можно использовать дорожку времени, имеющую начало (зеленый цвет), середину (красный цвет), конец (синий цвет), и объект, который передвигается по дорожке. Теперь рассказ имеет начало и конец.

     

     Успех работы по развитию речи в связи с картинами обеспечен,  если сам учитель владеет литературной речью, если его речь служит хорошим образцом речи для учащихся. Нужно, чтобы учитель осознал всю ответственность в деле развития речи учащихся и начал, прежде всего, работать над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"

В докладе раскрывается  актуальность  использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс  с использованием  указанного метода на уроках окружающего мира....

"Активизация речевой деятельности учащихся через систему упражнений по развитию творческого воображения"

Материал представляет собой сборник упражнений, представленных в виде презентации, которые действительно развивают речь и творческое воображение учащихся....

Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин

Иллюстративный материал для работы по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин И.И.Левитана. Предлагаемый вариант презентации - для урока изобразительного искусства, но без сла...

ДОКЛАД на тему : «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».

Рассматривается вопрос преимуществ и недостатков личностного контакта учитель-ученик, компьютер-ученик-учитель....

Программа ВД на 4 года «Развитие коммуникативных навыков учащихся через внеурочную деятельность»

Программа развития класса расчитана на 4 года обучения в начальных классах. Включает в себя все стороны жизни человека. Учит ценить то, что человек имеет, и стремиться к тому, чего еще не достиг....

Статья "Речевое развитие младших школьников на основе восприятия картин"

Главная цель по развитию речи состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание. Развивать в детях ли...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Посещая уроки в первых классах, обратила внимание на речь детей. Современные первоклассники не умеют выражать свои мысли, а они есть, причём эмоционально окрашенные. На это указывает богатая жестикуля...